Методическая система: Л.В. Занков.
Программа: Литературное чтение, В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова.
Класс: 2 (1-4).
Цель урока: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс".
Задачи урока:
- раскрыть основное настроение стихотворения (грусти и одиночества);
- формировать первичные представления о специфике лирических стихотворений в сравнении с произведениями живописи;
- формировать первичные представления о приёмах олицетворении и контрасте;
- формировать умение анализировать лирические стихотворения;
- развивать воссоздающее и творческое воображение;
- совершенствовать выразительность чтения,
- расширять литературный кругозор учащихся;
- воспитывать культуру восприятия художественной литературы, обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать интерес к чтению и потребность в нём.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, учебник "Литературное чтение, 2 класс, 1 часть", тетрадь по литературе, цветные карандаши.
I. Подготовительная работа.
Цель: подготовить детей к первичному восприятию текста стихотворения, вызвать интерес к изучаемому произведению, настроить восприятие учащихся на эмоционально-эстетический тон стихотворения.
Содержание: посещение выставки картин Н. Рериха (на уроке МХК), рассказ об особенностях творчества этого художника, заучивание стихотворения "Утёс".
Словарь:
термины |
понятия |
пейзаж | картина природы |
контраст | резкая противоположность |
олицетворение | изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых |
образ | результат художественного обобщения |
строфа | повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу |
строка | - |
рифма | повтор звуков, связывающих окончания двух и более слов |
пауза | краткий перерыв в речи |
темп | степень быстроты в чтении |
громкость | степень звучания (громко или тихо слышно) |
ритм | - |
II. Ход урока
1. Организационный этап (3 минуты).
Дидактические задачи этапа:
- подготовить учащихся к работе на уроке;
- обеспечить адекватную внешнюю обстановку для работы;
- психологически настроить учащихся на предстоящую работу.
Содержание этапа:
- взаимное приветствие учителя и учащихся;
- проверка готовности рабочих мест учащихся;
- запись числа, отметка о настроении (учащиеся отмечают своё настроение, обозначая его символом - например, воздушным шариком);
- организация внимания, сообщение темы урока:
- Сегодня на уроке мы с вами разгадаем ещё одну тайну искусства, а поможет нам стихотворение М.Ю. Лермонтова "Утёс".
2. Этап активизации ранее полученных знаний (5 минут).
Дидактические задачи этапа:
- повторение ранее изученного материала (изобразительно-выразительные средства языка (контраст), особенности звучания (рифма);
- подготовка к восприятию нового термина.
Содержание этапа:
На доске записаны термины: пейзаж, контраст, строфа, рифма, пауза, олицетворение.
- Выберите термины, которые вам знакомы, и зачитайте:
- пейзаж
- контраст
- строфа
- рифма
- пауза
- олицетворение
- В тетради поставьте цифры в столбик от 1 до 5. Я буду зачитывать определение, если вы согласны с тем, что я зачитала, поставьте +. Если не согласны - -.
- Пейзаж - это жанр литературы.
- Контраст - это картина природы.
- Строфа - это группа стихов, связанных по смыслу.
- Рифма - повтор звуков, связывающих окончания слов.
- Пауза - короткий перерыв в речи.
Проверка: --+++.
- На доске записан ещё один термин, как вы думаете, что такое олицетворение?
- Так ли это, мы выясним на уроке.
Методы обучения на данном этапе:
- словесный метод (беседа);
- практический метод (проверочная работа);
- частично-поисковый метод.
Методические указания:
- проверка правильности выполнения работы осуществляется путём самопроверки: учитель зачитывает утверждения и говорит верны они или нет, учащиеся проверяют, соответствует их ответ или нет;
- в ходе беседы заслушиваются все мнения учащихся, учитель не оценивает ответы учащихся с позиции "верно - неверно".
3. Этап самостоятельного чтения учащихся (1 минута).
Дидактические задачи этапа:
- повторение текста стихотворения;
- подготовка к анализу стихотворения.
Содержание этапа:
- Прочитайте стихотворение, которое было домашним заданием с. 28.
Методы обучения на данном этапе:
- работа с книгой.
Методические указания:
- дети заранее заучивают стихотворение, что облегчает работу по формированию представлений о специфике лирических произведений.
- портрет поэта висит на доске и на данном уроке учитель не знакомит учащихся с творчеством и жизнью поэта.
4. Этап анализа текста (20 - 25 минут).
Дидактические задачи этапа:
- формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (контраст, олицетворение);
- формировать умение воспринимать и интерпретировать образы стихотворения (утёс - старость, тучка - молодость);
- учить осваивать идею стихотворения, определять настроение (грусти, одиночества);
- подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения.
Содержание этапа:
- Работа по плану:
- Определение количества строф, строк в строфе.
- Составление рисунка рифм.
- Выразительное чтение учителем.
- Определение контрастов в стихотворении.
- Выделение образов.
- Работа над понятием "олицетворение".
- Сколько строф в этом стихотворении, докажите (2: т.к. в первой группе говорится о тучке, а вторая объединена темой утёса).
- Найдите рифмы, сделайте рисунок:
- золотая
- великана
- рано
- играя
- в морщине
- одиноко
- глубоко
- в пустыне
- Чтение стихотворения учителем с. 28.
- О чём это стихотворение? Только ли о природе?
- Сначала попробуем разгадать все пейзажные тайны стиха. Для этого зададим вопрос "почему?" ко всем выделенным словам, и попробуем ответить на него:
- почему тучка "золотая"? Она из золота? (это цвет тучки, она ночевала и поэтому в свете луны казалась золотой, как бы светилась)
- почему "на груди утёса-великана"? (спят малыши у мамы на руках, на груди, так уютно и спокойно; утёс-великан - это очень высокая гора, выше облаков, поэтому получается, что тучка на груди этой горы, а вершина над тучкой, как голова)
- почему "по лазури, играя"? (утром, когда зайдёт солнце небо очень чистое лазурное, дует ветер и тучка "убегает" (её перемещает ветер), тучка отдохнула и поэтому легко, быстро "весело играя" умчалась)
- почему остался "влажный след в морщине"? (по утру бывает роса, туман, тучка состоит из мельчайших капелек воды, а у гор есть складки, трещины, поэтому в этих трещинках остались капельки воды)
- почему "тихонько плачет он в пустыне"? (горы, утёсы покрыты снегом, как на картинах Н.Рериха, от солнца, может, этот снег подтаивает, как слёзы - течёт. В пустыне - это потому, что в горах никого нет, туда трудно добраться)
- Много ли контрастов в этом стихотворении?
(контраст есть:
- ночь - утро,
- статика утёса - движение тучки,
- весёлость - грусть,
- великан-утёс - маленькая тучка).
- О чём же ещё это стихотворение? Какие образы есть?
утёс |
тучка (суффикс -к-) |
огромный, великан стоит, задумался, плачет старик (рисунок) одиночество |
маленькая (уменьшительный суффикс) умчалась, играя весело молодость (ребёнок) (рисунок) беззаботность |
- Поэт увидел в неживых предметах черты человека, т.е. он увидел лицо утёса, тучи, определил их характер.
Поэт использует приём:
о - лице - творение
- Может ли живопись так же воспринимать мир неживой природы?
- Рассмотрите репродукцию на с. 30 (М. Чюрлёнис. День, Н. Рерих. Стражи ночи.)
- Что вы видите? Можно ли назвать образы, созданные художниками - олицетворениями? (даже название "Стражи ночи" - оживляет)
- Вернёмся к стихотворению "Утёс". Какое у него настроение? (грустное, задумчивое, мрачное, печальное; старик-утёс задумался о своей молодости, ему одиноко; тучка - светлое воспоминание, как беззаботна молодость и очень одинока старость)
- Как нужно читать это стихотворение? Сделаем пометки в тексте.
Методы обучения на данном этапе:
- практический метод (упражнения, рисование схем, образов, работа в тетради);
- наглядный метод (репродукции, просмотр картин на выставке, наблюдения учащихся);
- словесный метод (объяснение, разъяснение, беседа);
- работа с книгой (чтение, цитирование);
- частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).
Методические указания:
- на данном этапе важна предварительная работа, т.е. просмотр картин Н. Рериха и рассказ об особенностях его творчества, т.к. она помогает осознать идею стихотворения, определить настроение и раскрыть понятие "олицетворение";
- ответы детей не оцениваются, а обобщаются учителем, т.к. анализ текста должен отвечать потребности разобраться в прочитанном;
- при работе с образами стихотворения учащиеся делают рисунки в тетрадях.
5. Этап подведения итогов урока (2 минуты).
Дидактические задачи этапа:
- обобщение результатов анализа стихотворения;
- обобщение знаний о выразительно-изобразительных средствах произведений искусства.
Содержание этапа:
- Какую тайну искусства мы разгадали на уроке?
- Какая картина с выставки картин Н. Рериха наиболее подходит по идее, по настроению, по образам к стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утёс"?
6. Домашнее задание.
Дидактическая задача этапа:
- подготовка к восприятию нового материала.
Содержание этапа:
- Запишите карандашом в тетради: с. 31. выучить.
III. Последействие.
Дидактические задачи этапа:
- расширение межпредметных связей.
Содержание:
- Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утёс" (на уроке изобразительного искусства).
- Подготовьтесь к конкурсу чтецов по теме "Изобразительно-выразительные средства языка".