Урок математики по теме "Сложение в пределах 100 без перехода через десяток"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • тренировать в применении изученных видов увеличения числа на несколько единиц или десятков;
  • способствовать развитию вычислительных умений и навыков;
  • воспитание культуры поведения.

Тип урока: урок применения знаний, умений

Оборудование: учебник, сигнальные карточки, индивидуальные абаки с подвижной лентой цифр, геометрические фигуры для "построения" ракеты, сигнальные карточки "да", "нет", опорные схемы вычислений, карточки для с ключом для вычислений.

Ход урока

№ п/п

Структура урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент

Устный счет. Минутка каллиграфии

повторение знаний геометрических фигур;

повторение состава числа 10

повторение правил правописания цифр.

запись чисел в порядке возрастания.

3. Сообщение темы, постановка цели.

4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

5. Применение полученных знаний на практике

-осмысление содержания и последовательности выполнения действий;

-сложение однозначных и двузначных чисел без перехода через разряд

6. Применение знаний, умений в измененных условиях

-сравнение сумм чисел в случаях, когда есть одинаковые слагаемые

7. Самостоятельное выполнение заданий, сравнение результатов в группе и проверка по ключу.

8. Подведение итогов урока.

-Сегодня к нам на урок пришел Гном- Звездочет. Он возвращается из путешествия на Солнце, передвигается на солнечном лучике и весь путь у него занял 8 мин., не смотря на то, что он пролетел 150 млн.км. Давайте подготовимся к появлению гостя- оформим тетради.

(приложение №1)

-У нашего гнома-Звездочета есть волшебная палочка. Мы должны определить, какая из изображенных на доске его, если известно, что палочка- это отрезок.

(приложение №2)

-Волшебная палочка выпала из рук Гнома и распалась. Поможем Гному собрать палочку из разных отрезков, зная, что её длина 1 дм.

-Рассмотрите отрезки и подумайте из сумм каких отрезков можно составить волшебную палочку Гнома.

(приложение №3)

-Поможем Гному подняться по лесенке. Для этого запишем числа, обозначающие длины отрезков, в порядке возрастания.

-Что общего между числами?

-Составьте двузначные числа из данных.

-Назовите разряды двузначных чисел.

-Подчеркните десятки и единицы.

-Какие действия научились выполнять с двузначными числами?

Как думаете, хорошо ли это умеете делать или надо еще потренироваться? Сегодня ещё потренируемся складывать двузначные с однозначными и круглыми десятками без перехода через разряд.

-Рассмотрите схемы и объясните, что они обозначают.

(приложение №4)

-Поможем Гному-Звездочету посчитать звезды. (приложение№5а)

-Рассмотрите выражения. Что между ними общего?

36+3 27+30 47+20

72+6 63+4 61+10

-Разделите выражения на две группы.

-Запишем и выполним вычисления в тех выражениях, в которых прибавляют единицы..

-Какую из схем будем использовать?

-Какое число будет изменяться?

-Что будем делать с десятками?

-Выложите число на абаке.

-Увеличьте на :

-Проверим результат вычисления.

Аналогичная работа проводится со второй группой выражений

Пассивная физ. минутка - упражнение для глаз

Упражнение "Посчитай сколько звезд"

-Гном и его помощник соревновались, кто больше звезд почистит

-Рассмотрите первую пару выражений.

-Что общего? Чем отличаются?

-Можно ли, не считая определить, кто больше звезд почистил?

-Сравните выражения.

-Проверим вычислением.

Физ. Минутка "Найди свою пару"

-Поможем Гному-Звездочету построить космический корабль для путешествия по звездам, когда он не может воспользоваться солнечным лучом.

Схема корабля есть, осталось собрать детали. (на доске -контуры ракеты) (приложение №5)

-Найдите значения выражений на ваших листах.

(приложение №6)

-Когда определите, что общего у вас получилось, узнаете деталь какого цвета должны взять для постройки корабля.

-Молодцы! Вы помогли Гному-Звездочету продолжить путешествие.

-Мы помогли нашему Гному посчитать звезды, сравнить, кто сколько звезд почистил, построить космический корабль.

-А какие задания мы при этом выполняли?

Сможете ли вы выполнять подобные задания?

Оформляют тетради:

-записывают дату и вид работы

- записывают числа по правилу 1 5 0

Из начерченных фигур выбирают отрезок.

Аргументируют ответ

Ограничен с обеих сторон

Луч, прямая

- в парах составляют выражение

-вывешивают на доску

-сигналят "да", "нет"

1см.+9см.

5см.+5см.

7см+3см.

4см.+6см.

-выходят по цепочке к доске

1,3,4,5,6,7,9

-объясняют, рассуждают

Однозначные

Записывают по три числа, устно называют их состав

Десятки, единицы

Научились складывать

Правило сложения

Сначала складываем единицы, пишем на месте единиц

затем складываем десятки, пишем на месте десятков

везде нужно найти сумму чисел

в одной группе второе слагаемое- однозначное; во второй- двузначное

-записывают выражения на доске и в тетрадях: 36+3, 72+6, 63+4,

-вычисляют, выкладывают число на абаке,

-коллективная проверка, рассуждают, объясняют

-записывают результат на доске и в тетрадях

27+30, 47+20, 61+10

Упр.364 стр. 152

(задание вынесено на доску)

-Сравнивают и выясняют, что в каждом выражении одно из слагаемых равно слагаемому во втором выражении

-выполняют самостоятельно

-проверка с помощью вычислений у доски

Гном Помощ. Гном Помощ

35+3:35+30 27+40:27+50

81+10:81+1 32+50:32+60

Дети собираются в группы по геометрической фигуре (все звезды, все треугольники и т.д) получается 5 групп

-каждый ученик находит сумму чисел;

-группа сверяет результаты;

-на листе с ключом определяют цвет детали;

-крепят деталь в нужном месте на доске

Самостоятельная работа по выполнению задания

-все получают сумму чисел - 59, но у каждой группы это число обозначает свое цвет

Рассуждают, объясняют, обмениваются впечатлениями,