Хочется отметить тот факт, что внеклассная работа по математике – сильнодействующее педагогическое средство. Оно может принести пользу, но может обратиться и против учащихся, отпугивая их от занятий математикой, оказывая вредное влияние на здоровье детей. По сравнению с уроком внеклассные занятия обладают рядом преимуществ. Не стесненные государственным стандартом, свободные от неизбежной официальности урока, они проходят в атмосфере чистого интереса. В этой атмосфере душа школьника раскрывается для восприятия красоты мысли, учитель же настраивается на творчество и эксперимент. Внеклассная работа это все, что происходит в школе вне урока. Формы ее могут быть самые разнообразные: научно-практическая конференция, заседание математического кружка, разработка и защита проекта, математический вечер, математические турниры, выпуск стенгазет и многое другое. Математические соревнования и игры являются своего рода контролем усвоения рассмотренного материала, а так же психологической подготовкой к будущим олимпиадам. Здоровое соперничество между несколькими более сильными учащимися в соревнованиях, нежелание уступить друг другу способствуют тому, что школьники читают больше дополнительной литературы, активнее участвуют во внеклассной работе.
Хотелось бы поделиться своим опытом проведения таких интеллектуальных турниров между учащимися наших двух школ МОУ СОШ № 42 и МОУ СОШ № 29 города Ставрополя. Вот уже три года подряд в конце четвертой четверти мы организуем такие встречи. Турниры проводятся в форме игр: в пятом классе это была игра “Математика в разных странах”, далее игра “За семью печатями” и, наконец, “Своя игра”. Проведение игр математического содержания требует тщательного продумывания сюжета, содержания, подготовки раздаточного материала, оборудования и других организационных вопросов, но значение таких встреч недооценивать нельзя. Сценариев подобных мероприятий можно найти много и в методической литературе, и в других источниках, но вместе с тем всегда хочется подобрать какой-то особенно интересный, свой, с “изюминкой”. Здесь существует огромный простор для фантазии. Подробнее мы расскажем о первой нашей совместной игре “Математика в разных странах”.
Задумана она таким образом, чтобы учащиеся не просто решали занимательные задачки, родившиеся “в разных странах”, но еще хоть немножко ощутили колорит этих стран. Так как в игре принимают участие команды двух школ, то естественно на первом этапе необходимо познакомиться друг с другом, поэтому первый тур так и называется “Давайте познакомимся”. Применение мультимедийного оборудования значительно расширяет возможности проведения внеклассных мероприятий по предмету. Команды представили презентации, в которых рассказали о себе, своих интересах и увлечениях, показали фотографии, иллюстрирующие их школьную жизнь. Право первого хода было предоставлено той команде, которая первая получила ключ к зашифрованному заданию. Учащимся были предложены примеры и таблица возможных ответов. Каждому числу соответствовала буква. Из букв, соответствующих верным ответам, необходимо было составить ключевое слово “ПУСК”. И после этого началось увлекательное путешествие по странам, а помогал им в этом волшебный квадрат, составленный из девяти разноцветных квадратиков. Выбирая квадратик того или иного цвета, дети попадали в разные страны. Сначала их вниманию была предоставлена небольшая зарисовка о стране, на слайде они могли посмотреть фотографии, а затем учащиеся решали задачу. После того как жюри объявило результаты встречи, и были определены победители, все желающие выразили свое отношение к проведенному мероприятию: на дерево, нарисованное на листе ватмана, каждый мог приклеить кружок определенного цвета, красный – мне все очень понравилось, зеленый – мне понравилось не все, синий – мне все не понравилось. Все участники мероприятия получили настоящее удовольствие от совместно проведенного времени. Дети – от общения друг с другом, оттого, что совершили заочное путешествие, от решения увлекательных задач, от победы над своей неуверенностью. Жюри – оттого, что задачи решались, и борьба была честной. Педагоги получили подтверждение тому, что не только они любят свой предмет, но и подрастают, быть может, будущие математики.
Решение задач всей командой позволяет каждому школьнику попробовать свои силы, почувствовать свой “вес” в команде, добавляет ребенку уверенности, но это возможно только в том случае, если четко сформулированы правила игры и основным законом является взаимоуважение и взаимопомощь.
На сегодняшний день можно сказать, что три года назад зародилась добрая традиция. Ведь за это время наши учащиеся не только познакомились друг с другом, они подружились и ждут новых встреч. При проведении последней встречи, мы предложили нашим ребятам соревноваться в смешанных командах, и эта идея им понравилась. Хочется надеяться, что наш опыт будет интересен, а желающим мы можем предложить материалы к проведению этой математической игры, причем презентация с заданиями красочная, насыщенная интересными задачками, а это освобождает ведущего (учителя) и позволяет ему уделить внимание каждому ребенку.
Проведение математических игр дает учащимся не только возможность проявить свои талант, смекалку, мышление, оценить себя, но и шанс научиться ладить с другими детьми, понимать их, то есть развивать свои коммуникативные способности.
Сценарий внеклассного мероприятия для 5 классов
“Математика в разных странах”
I этап. “Знакомство”.
Команды, участвующие в соревновании представляют себя. Это может быть презентация, словесное приветствие или любая другая форма.
II этап. “Разминка”.
Каждая команда получает задание, та, которая справляется первой, имеет право первого хода.
Математическая разминка
1,6 |
97 |
1,29 |
0,64 |
8,8 |
1,21 |
9,7 |
8,6 |
М |
А |
У |
К |
П |
Е |
С |
Р |
Вычислите:
1) ; 2) 10,3 - 9,01; 3) Число 0,097 увеличить в 100 раз. 4) 0,82.
III этап. “Игра”.
Правила игры.
Команды по очереди выбирают квадрат любого цвета.
Он соответствует какой-то стране: сначала прослушивается небольшая историческая справка, а затем ребята решают задачу. Команда, первая справившаяся с решением, получает один балл.
В полном варианте игры используется 9 стран, презентация озвучена. Здесь приведен сокращённый вариант с использованием 5 стран.
Греция
В Греции, понятно, живут греки.
А в древности там жили древние греки. И были они такие умные, что много чего придумали: и Парфенон, и Олимп, и кучу богов, и еще всякую математику с геометрией. А их мудрец Пифагор вообще сначала дрался на кулаках, а потом вдруг сшил знаменитые Пифагоровы штаны, в которых никто в Греции так и не ходил (наверное, оттого, что они на все стороны равны – попробуй надеть!).
Правда, геометрию раньше всех греков уже изобрели египтяне, а как обозначать числа, сообразили абсолютно посторонние арабы. И греки, узнав об этом, очень огорчились. Так что умерли древние греки, оставив нам только грецкие орехи, гречневую крупу и всякие развалины.
И еще, конечно, задачки.
Только греки всегда были мастера всякие сказки рассказывать. Вот теперь и не разберешь, что читаешь – то ли простые задачки, то ли эти их мифы – истории из жизни богов и героев, каких в Греции в старое время хватало.
Задача. Используя две амфоры (греческие сосуды) вместимостью 5 л и 3 л, наберите из бочки 4 л воды.
Германия
Немцы – люди очень порядочные. То есть больше всего они любят порядок. Во всем. А больше всех немцев любит порядок самый главный немец – кайзер.
Но немцы, кроме того, еще и очень экономный народ. Все, что у них есть, они расходуют бережно, поэтому у них всегда всего вдоволь. И еще от этого немцы стали очень умным народом, потому что ведь не так-то просто решать всякий раз, что совершенно необходимо, а без чего можно и обойтись.
Задача. Однажды кайзер увидел, что на квадратном плацу (это такая площадь для всякой муштры и парадов) встали строем 10 солдат – разумеется, вдоль одного края плаца.
- Непорядок! – воскликнул кайзер. – Что у нас, солдат, что ли, не хватает на другие края? Впрочем, можно и этих расставить поровну.
И хотя солдат всего десять, а сторон у квадрата четыре, и десять на четыре нацело не делится, кайзер все же не стал резать своих солдат на части и, тем не менее, сумел построить их так, что вдоль каждой стороны плаца оказалось поровну. А можете ли вы доказать, что и сами не глупей кайзера?
Египет
Египтяне были хоть и древними, а очень умными. Они изобрели прямой угол, прямоугольник, квадрат, а потом даже круг и вообще всякую геометрию. Цифр у них не было ни римских, ни арабских, и все-таки египтяне уже очень давно сумели сосчитать, какой длины нужен обод для колеса, у которого спицы длиной в целый шаг.
Самыми главными в Египте прежде были боги, а после них фараоны. Фараоны давно умерли, и от них остались только пирамиды. А боги живут в легендах, где остаются почти такими же мудрыми, как и во времена древних египтян.
Задача. Жрецами мудрого бога солнца Ра становились только самые умные из людей. Или хотя бы самые сообразительные. В храмах их подвергали довольно сложным по тем временам испытаниям. Но если вы хотите прямо сейчас стать жрецами бога солнца – пожалуйста! Только быстренько сосчитайте, сколько всего треугольников в этой таинственной фигуре, что украшает врата храма.
Китай
В Китае все жители – китайцы, и сам император тоже китаец. И боги у них тоже китайские, а до того их много и такие они все разные, что северные почти совсем не понимают южных, а западные даже не считают восточных земляками.
А сколько всего они придумали: и чай для питья, и порох для фейерверков, и компас для удобства путешествий и, разумеется, бумагу для дневников и всяких книжек. Все это выдумали китайцы и к тому же очень давно, но были такими беспечными, что не стали ничего даже патентовать, и теперь их изобретениями пользуются абсолютно все.
Зато куда как хитры китайцы в другом. У них, например, язык такой, что голову сломаешь: одних главных иероглифов тысяч десять! У них и других головоломок полно. Всяких складных узоров, ковров и затейливых досок столько, словно ничего другого они на свет и не производят.
Задача. В китайской древней книге “Же–Ким” приводится легенда о том, что император Ню, живший 4 тыс. лет назад, увидел на берегу реки священную черепаху. На её панцире был изображен рисунок из белых и черных кружков. Рисунок они называли “ло–шу”, а квадрат стали считать магическим и употреблять при заклинаниях. Расположите в пустых клетках таблицы недостающие числа от 1 до 9 так, чтобы их сумма в каждых строке, столбце и по диагоналям была равна 15.
6 | ||
2 | 4 |
Швеция
Швеция – страна маленькая, но гордая: у неё есть свой король. И задиристая: в прежние времена не только никому спуску не давала, а и сама ещё во всякую драку лезла. Одни только русские увальни со шведами справиться и сумели. Сначала князь Александр на Неве им бока намял, а потом уж пришлось самому царю Петру разбить их под Полтавой.
Тогда только и угомонились шведы и стали порядок наводить не на соседском дворе, а у себя дома. И первым же делом изобрели… спички.
Но спичка у них получилась особенная – шведская. Вместо квадратной деревянной вышла она плоская и бумажная. Взрослый-то такую легко зажжет, а ребенок помучается-помучается с гибкой бумажкой – да и займется чем-нибудь не таким опасным.
Станет вот, скажем, решать спичечные задачки…
Задача. Из спичек составлено равенство, которое, как вы видите, неверное. Как переложить одну спичку так, чтобы получить верное равенство? VI - IV = ХI
IV этап. “Подведение итогов”.
После окончания игры, подводятся итоги, и производится награждение победителей по следующим номинациям: “Лучшая команда” и “Лучший игрок”.