Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня на наш праздник пришли гости. Я приглашаю их в зал.
Десять человек (знаки препинания) в чёрных масках и с большими белыми бумажными карманами на груди.
Ведущий. Все они в масках. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой маской из них.
1 – я маска. Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом. (А. Шибаев.)
Дети. Вопросительный знак.
1 – я маска. (Достаёт из кармана карточку с вопросительным знаком)
Разные вопросы задаю я всем:
– Как?
– Откуда?
– Сколько?
– Почему?
– Зачем?
– Где?
– Куда?
– Какая?
– Отчего?
– О ком?
– Что?
– Кому?
– Который?
– Чья?
– Каким?
– О чём?
Вот какой я мастак. вопросительный знак!
Ведущий. Прошу вторую маску загадать свою загадку.
2 – маска. Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца. (А. Шибаев.)
Дети. Восклицательный знак!
2 – я маска (Достаёт из кармана карточку с восклицательным знаком)
– Правильно, ребята!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно! (А. Тетивкин.)
Ведущий. Следующая маска. Ваша загадка.
3 – я маска.
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (А. Шибаев.)
Дети. – Точка!
3 – я маска. (Показывает карточку со знаком)
Ведущий. Точка пришла к нам, чтобы рассказать одну забавную историю.
Точка.
Брошенный кем-то
Тетрадный листок
Божьей коровки
Вниманье привлёк.
– Что здесь написано?
Каждую строчку
Лапками щупала
Долго она.
И наконец обнаружила…
Точку.
Божья коровка удивлена:
– Кто умудрился
И. главное, как
Снять у меня со спины этот знак? (Т. Полякова.)
Ведущий. А теперь прошу представиться остальных. Ведь эти знаки препинания встречались нам не так часто.
Многоточие.
– Я – многоточие.
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки
Рядком,
Ведут беседу,
Но тайком,
Какими-то
Далекими
Туманными намёками… (А. Шибаев.)
Двоеточие
– Я – двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему… (А. Шибаев.)
Тире.
– Я – тире,
Лягу
Палочкой
На страницу:
Проходите
По мосточку. (А. Шибаев.)
Кавычки.
– Мы – кавычки. О нас есть такие стихи:
Всегда
Подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят… (А. Шибаев.)
Скобки.
– Мы – скобки.
Словам
Раскрываем объятья:
– Ждём в гости вас,
Милые братья! (А. Шибаев.)
Ведущий. Вот и все наши гости. прошу садится.
Ученик.
– Что же это такое?! Ещё один знак препинания забыли. Не пригласили. А он на нас обижается. Вот так всегда! Многие ребята о нём забывают в своих сочинениях.
Ведущий.
– Кого же мы забыли?
Кого не пригласили?
(Выбегает девочка со спутанными волосами, с табличкой на груди “Клякса”)
Клякса.
– А, это вы не пригласили ту. О которой говорят:
Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку. (А. Шибаев.)
Ученик.
– Нет, нет! Так говорят её враги. Она, наоборот, помогает людям читать. Там, где она стоит. Нужно сделать небольшую паузу. Ребята, вы догадались. О ком идёт речь?
Дети.
– Речь идёт о запятой!
Ученик.
– Да. Да это – о запятой. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.
А меня как она выручила однажды! Вот послушайте.
(Ученик отводит ведущего в сторону и начинает тихо что-то рассказывать. На сцене в это время выстраиваются ребята с карточками в руках)
казнить, нельзя помиловать
Ученик (продолжает громко)
…и тогда царь сказал, что жизнь моя зависит от правильной постановки запятой.
Ведущий
– Казнить, нельзя помиловать.
Ученик.
– Да. Так получилось, но я был дружен с запятой, и она помогла мне.
(Ученик переставляет ребят с карточками и продолжает.)
И получилось: Казнить нельзя, помиловать.
Ведущий.
– Каких только историй не бывает на свете!
(В зале появляется Буратино)
Буратино.
– Телеграмма! Телеграмма! Срочная телеграмма! Здравствуйте, ребята! Вот принёс вам телеграмму от Незнайки. Только не разберу, что здесь написано.
Ведущий.
– Действительно, телеграмма. Но в ней перепутаны слоги и даже знаки препинания. Кто же поможет нам прочитать текст?
Знаки препинания (хором)
– Мы!
(Дорогие, ребята! Поздравляю вас с праздником Знаков препинания.)
Ведущий.
– Да, да. Запятая и точка, а вопросительные знаки здесь ни при чём.
Знаки нужно уважать,
Правильно употреблять…
Знаки препинания (хором)
– Никогда не забывать!
Буратино.
– Я, ребята, тоже учусь. Послушайте, какое стихотворение я выучил в школе:
Шьёт иглой портниха в строчку.
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчиваю строчку,
Ставлю маленькую точку.
Ведущий
– Этой маленькой точкой мы и завершим наш праздник.
(Звучит песня “Чему учат в школе”).