В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к математике. Одна из причин потери интереса – это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента учащихся. Ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многомa имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку – они неприемлемы. Это побудило преподавателей искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.
Актуальность. Государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Она включает в себя сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной сферы, социально-личностную адаптацию. Для формирования социальных мотивов учения школьников важным для коллективной и групповой работы является наличие совместной деятельности школьников: выработка общей цели совместной работы, поиск способов выполнения. Резко возрастает инициатива школьников, число вопросов к учителю, товарищам, число контактов и разнообразных форм общения.
Достижение поставленной цели возможно при овладении школьниками специальными приемами учебной деятельности, основой которой является познавательная деятельность учащихся.
Математика признана интеллектообразующим учебным предметом. Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках математики, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при хорошо организованной внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Проблема: недостаточная познавательная активность учащихся в процессе обучения.
Через внеклассную работу по математике могут быть ликвидированы следующие противоречия:
- недостаток времени на уроке для развития общих умений и навыков;
- большая наполняемость класса затрудняет учет индивидуальных особенностей и учебных потребностей при организации познавательной деятельности;
- отсутствие разнообразных форм проведения внеклассной работы;
- не всегда учитываются интересы учащихся;
- привлечение собственного опыта или знаний из других областей при решении математических заданий у школьников вызывает трудности.
Внеклассная работа — это обязательное звено учебно–воспитательного процесса. Среди ее разнообразных форм математические декады занимают видное место. Они могут быть разными по тематике, содержанию и организации. В предлагаемой работе основное внимание уделяется игровой форме проведения мероприятий в рамках декады математики.
Цель — в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях.
Задачи:
- Изучить учебные, познавательные интересы учащихся.
- Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость внеклассных занятий по математике.
- Формировать положительную мотивацию участия во внеклассных занятиях по математике.
- Обеспечить эффективное использование учащимися своих ресурсов.
- Способствовать созданию благоприятной атмосферы при проведении внеклассных мероприятий.
- Строить демократический стиль взаимоотношений с детьми.
Данная методическая разработка состоит из двух частей. В первой подробно описывается применение игровой технологии во внеурочной деятельности. Вторую часть составляют описания мероприятий, проводимых в рамках декады математики. Игры: “Математический лабиринт”, “Игра по станциям”, “Брейн-ринг”, “В мире плоских фигур”, математические бои, устный журнал “Из жизни великих математиков”, заключительное мероприятие “Математический КВН”, конкурс стенгазет, школьный этап олимпиады по математики. Представленный материал позволяет путем конкурсных заданий решать общеобразовательные и воспитательные задачи.
Внеклассная работа, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы, имеет свою специфику.
Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа укрепляет математические знания учащихся, приобретенные ими на уроках, расширяет математический кругозор. На внеклассных занятиях происходит развитие информационных компетенций ученика. Применяя данную разработку можно прийти к следующим результатам:
1. Желание участвовать в проводимых мероприятиях:
- участие в выставках, конкурсах, проводимых для всех;
- участие в мероприятиях на параллели.
2. Интерес к предмету:
- ребята ждут занимательные уроки математики, где они узнают, что-то новое и интересное;
- старшеклассникам хочется проводить занимательные классные часы для младших, побывать в роли учителя.
3. Непринужденная атмосфера внеклассных
мероприятий.
4. Улучшение математической грамотности
учащихся.
5. Выявление одаренных учащихся при проведении
олимпиад.
6.Систематическое сотрудничество с ЦДО, НОУ
“Исток”;
7.Эффективное использование информационных
технологий во внеурочной деятельности;
8.Формирование коммуникативных качеств учащихся.
Игровая технология в обучении и воспитании
Гуманизация образования, ориентация на личность и максимальное развитие ее уникальности, приоритет человеческого и личностного над другими ценностями эти идеи побуждают к поиску адекватных им педагогических технологий.
Одной из таких технологий, реализующей задачи гуманизации образования, является игровая, представляющая собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующих умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов.
Использование игры в процессе обучения связано с ее преимущественными возможностями в решении дидактических задач, с ролью игровой деятельности в развитии личности.
Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе задании, содержания и организационных форм деятельности.
В данной работе модель игровой технологии рассматривается как своего рода обобщающий образец возможных представлений о том, что может включать в себя содержание предмета математики с точки зрения формирования основ самоорганизации учеников.
Модель предложенной игровой технологии в процессе обучения и воспитания осуществляется на следующих основных ступенях.
Первая ступень обеспечивает ориентацию в изучаемом содержании, его связи с имеющимися знаниями и умениями, в том числе и в других областях наук, выделяет ценностный компонент знаний и умений, которыми предстоит овладеть. Эта линия востребует в первую очередь мотивационную и критическую функции личности.
Вторая ступень обеспечивает овладение основными специальными умениями, методами решения типовых задач, является базовой для востребования личностных функций.
Третья ступень обеспечивает совершенствование познавательных умений, выбор идей, логики и методов решения задач, создание условий для творческой деятельности; для уровней дифференциации, которая определяется степенью сложности (объективной) и трудности (для данного ученика) предлагаемых задач.
Здесь особенно востребуются такие личностные функции, как опосредующая, ориентирующая, творчески преобразующая самореализация.
Четвертая ступень обеспечивает овладение методами самоконтроля, самоанализа своей умственной деятельности, востребует рефлексивную личностную функцию.
В данной работе мы исходили из того, что:
1) математика как учебный предмет – это
интеллектуальная игра, в которой математические
знания являются ее правилами и успех в этой игре
определяется интеллектуальными способностями
игроков (учеников), их стремлением к победе над
трудной задачей;
2) фабула игры должна охватывать логически
завершенную часть материала (тему, раздел) и
иметь свое развитие;
3) фабула игры должна обеспечивать замещение
традиционных составляющих учебного процесса
воображаемыми составляющими долгосрочных
жизненных процессов, подчинять дидактические
цели воображаемым целям игрового замысла,
ориентировать ученика на победу путем упорного
учебного труда;
4) конструирование игрового модуля предполагает
осуществление долгосрочной стратегии игры. На
первом этапе ученики обеспечивают себе
теоретическую и практическую базу для получения
реальных шансов на победу; на втором – ученик
вносит свой вклад в командное первенство;
5) в осуществлении игровых проектов активное
участие должны принимать сами учащиеся.
Обращение к математической теории игр позволило описать более общий подход к построению игровых технологий обучения математике в школе. В таких технологиях объектом игры становится система математических задач, а процессы их решения представляются как единичные игровые ситуации.
Каждая такая единичная заданно-игровая ситуация состоит из трех основных элементов: сценария, игровой обстановки и регламента. В сценарии описываются начальные условия, правила игры и сама игровая ситуация. Игровая обстановка включает в себя информационную систему и модель игровой среды. Регламент определяет временные рамки, уровень сложности решаемых игровых задач и оценочную систему.
Применение игровой технологии во внеурочной деятельности
Одной из самых распространенных форм внеклассной работы по математике является декада математики.
Цели:
- повышение интереса учащихся к математике;
- выявление наиболее способных учащихся по математике.
Проведение школьных предметных декад стало теперь традицией во многих учебных заведениях. В большинстве случаев они проводятся один раз в год. Декада математики в нашей школе проходит в ноябре. Создается временная творческая группа которая состоит из учителей математики, членов научного общества “Исток”, совета старшеклассников, представителей родительской общественности. Эта творческая группа сотрудничает с педагогами дополнительного образования, с учителем информатики, с учителем изобразительного искусства. Педагоги дополнительного образования готовят номера художественной самодеятельности, учитель изобразительного искусства входит в состав жюри при оценивании стенгазет, учитель информатики оказывает помощь при создании мультимедийных презентаций. Примерно за две-три недели в каждой параллели создаются инициативные группы из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Руководят работой групп учителя, работающие в этих классах. Задача каждой группы – подготовить и провести внеклассные мероприятия с одноклассниками, выпустить стенгазету, выступить с лекцией или докладом по математике, помочь учителю в проведении олимпиады или конкурса. Данный совет обсуждает содержание декады, распределяет обязанности, составляет план проведения декады.
Декада математики
Конкурс стенгазет. В первый день декады на общем стенде вывешиваются стенные газеты. Они могут быть посвящены какой-нибудь определенной теме или математическому событию, состоять из ряда небольших заметок или конкурсных задач. Материал для газет подбирается из различных журналов, книг по занимательной математике, астрономии, механике, физике. Все это благотворно сказывается на развитии кругозора учащихся, на их навыках чтения литературы по математике, на их речи, грамотности. Уже само название газеты должно привлечь внимание учащихся. Выпуская стенгазету, необходимо придерживаться следующих правил:
- не превращать газету в регистрацию фактов;
- избегать пышных фраз и стандартных призывов;
- оформление газеты должно быть ярким, неожиданным, острым;
- помещаемый материал должен быть интересным;
- информация должна будить ум читателя.
В конце декады авторы лучших газет награждаются призами.
Школьная математическая олимпиада. Руководит проведением олимпиады школьный оргкомитет под председательством директора или завуча. На олимпиаду допускаются все желающие участвовать в ней дети. Первые задания – более легкие – выполняют почти все успевающие ученики. Нужно дать почувствовать каждому ребенку, даже слабому, что учителя верят в их силы и возможности.
Пусть даже незначительный успех на олимпиаде вселит в них уверенность в своих силах, а это может привести и к более усиленным занятиям, и к действительным успехам. Победители олимпиады награждаются призами и направляются на районный тур олимпиад.
В течение следующих дней в классах проводятся математические КВН, конкурсы, викторины, вечера. Материал для подготовки к этим мероприятиям подбирается из газет “Математика” – приложение к газете “Первое сентября”, журналов “Математика в школе” и другой литературы.
Игра “Математический лабиринт” (приложение 1). Математический лабиринт – это командная игра по решению нестандартных, занимательных, развивающих задач. Которая проводится в форме эстафеты.
Игра по станциям. Игра по станциям – это командное состязание для обучающихся одной параллели. На каждой станции участникам предлагается несколько задач для письменного решения. За определенное время, решив и оформив задачи на листочках, капитан команды сдает его для проверки жюри. После чего сразу производится разбор заданий, а затем объявляются результаты проверки, каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов решающих одинаковые задания.
Математические бои. Математический бой — это командное соревнование по решению математических задач, которое проводится между классами школы или командами различных школ. Данный вид математического соревнования является одной из наиболее сложных форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися по математике. Но он имеет давние традиции и особенно популярен у учителей.
Игра “Брейн-ринг” (приложение №1). Правила аналогичны телевизионной игре.
В игре принимают участие четыре команды. В первых двух турах играют по две команды, а в третьем встречаются победители первых двух. Первые две встречи играют до трех очков, третий тур – до шести очков.
Игра “В мире плоских фигур” (приложение 1). Правила аналогичны телевизионной игре “Два рояля”. В игре принимают участие две команды, игра состоит из трех туров и супер-игры. В ходе игры обучающиеся должны назвать зашифрованные геометрические утверждения, за правильный ответ команда получает один балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Декада заканчивается общешкольным математическим мероприятием, на котором подводятся итоги, отмечаются лучшие работы.
Заключительное мероприятие “Математический КВН” (приложение 1)
Заключительное мероприятие проходит в актовом зале. Красочно оформляется сцена, готовится необходимый реквизит.
Заключение
В конце XX века некоторые из традиционных форм внеклассной и внешкольной работы по математике: клубы веселых математиков, общества юных математиков, вечерние математические школы, слеты юных математиков, внеклассное чтение и некоторые другие, практически исчезли. А популярность других форм внеклассной и внешкольной работы по математике: стенной печати, факультативов, кружков, олимпиад, школ при вузах и т. п. во многих регионах России, стала снижаться. В то же время появляется много новых популярных как у учителей, так и учащихся новых форм внеклассной и внешкольной работы по математике: математические бои, регаты, турниры, карусели, нестандартные олимпиады, международный конкурс — игра “Кенгуру — математика для всех” и др. В данной работе мы рассмотрели один из видов внеклассной работы – декаду математики, особую форму занятий — игровую форму. Игра – необходимый вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный учащимися жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности.
Игровые ситуации активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.
Таким образом, игра-путь к познанию обучающегося самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. В играх переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, “принципом удовольствия”, на котором основаны игры детей. И именно это отчетливо и ярко видно при проведении различных мероприятий в рамках декады математики.
Из изложенного можно сделать вывод, что игра это та форма деятельности, в которой могут принять участие все желающие. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, игра служит отправной точкой в возникновении этого интереса. Что подтверждается результатами анкетирования, проводимым среди обучающихся по окончании декады. В результате обработки анкет учащихся мы выявили такие привлекательные для них формы внеклассной работы: конкурсы, занимательные игры, викторины, эстафеты, кроссворды, создание презентаций, КВНы. Данное анкетирование позволяет планировать внеклассную работу по предмету на следующий учебный год.
Систематическое проведение декады математики является эффективным средством активизации деятельно обучающихся, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.