ЦЕЛИ УРОКА:
- тренировать способность к работе с координатной прямой, к записи и действиям с противоположными числами, к действиям с модулем числа, к сравнению и сложению положительных и отрицательных чисел;
- способствовать выработке навыков сложения отрицательных чисел и сложения чисел с разными знаками;
- формировать способность к рефлексивному анализу собственной деятельности;
- проверить знания и умения детей по данной теме, выявить пробелы
- повторить понятие процента
- развитие кругозора учащихся и расширение знаний об окружающем мире
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Цель: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока.
- Здравствуйте, ребята!
- Какие темы мы изучали на предыдущих уроках? (Положительные и отрицательные числа, сравнение, сложение рациональных чисел, модуль числа, противоположные числа)
- Сегодня мы продолжим работу над этими темами. Какая задача стоит перед нами на сегодняшнем уроке? - Повторить изученный материал, проанализировать, во всём ли мы разобрались, доработать то, что ещё не совсем получается.
- Какая задача стоит перед каждым из вас? - проверить, как усвоена тема, если есть затруднения, то выяснить их причины, найти выход из затруднения. (слайд)
- Приступим к работе.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Цель: актуализировать знания учащихся о правилах работы с координатной прямой, сравнении рациональных чисел, сложения чисел, зафиксировать затруднения.
1. Устная работа
На координатной прямой даны точки А(3) и В(-2). Отметьте на этой прямой начало отсчёта и единичный отрезок. Запишите координаты точек С, Д, Е.
На доске:
Учащиеся подробно объясняют свои действия, учитель на доске отмечает результаты.
(для наглядности я использую разноцветные магниты для обозначения точек)
- Каким понятием вы воспользовались при выполнении задания? (Определением координатной прямой.)
2. Запишите числа, модуль которых равен:
2; 1,92; 4; 0; -3.
(2 и -2; 1,91 и -1,92; 4 и -4; 0; нет.)
- Какими знаниями вы в этом задании воспользовались? (Определением модуля и его свойством.)
3. Как можно назвать образовавшиеся пары чисел? (Противоположные числа.)
- Какие числа называются противоположными? (Учащиеся формулируют определение.)
4. Сравните числа:
-8 и 4; -3,6 и -5,73; -7 и 0; -5 и -5; |-3| и 3.
Учащиеся говорят результаты, обосновывая свои ответы по алгоритму сравнения.
Работа по картинке/
Задание: не выполняя вычислений, сравните.
5. Найдите сумму чисел:
4 + (- 6); -2 + (- 9); -1,9 + 2; -1,8 + 1; -5,2 + 0; -0,5 + (- 0,7).
Учащиеся подробно объясняют способ нахождения суммы, проговаривая используемый алгоритм. <слайд >
III. Работа по карточке < слайд >
IV. Тренировочные упражнения.
1. работа в рабочих тетрадях (см. Рабочая тетрадь №2 стр. 45 № 200)
- Выполните вычисления. Запишите буквы, соответствующие найденным ответам в
табличках на рисунке. Прочитайте полученное слово.
( Дендрарий - это территория, на которой в открытом грунте выращивают древесные и кустарниковые растения. Такая живая коллекция пальм, лавра, маслин и магнолий есть в южном городе Сочи. А вот в Карелии, в заповеднике " Кивач" древесная коллекция насчитывает 42 вида растений: лиственниц, пихт, клёнов, берёз, сосен и др.)
- В каких примерах вы допустили ошибки?
- Какие вызвали трудность?
- Причина? - вспомнить правило или алгоритм
2. Работа в группах (см Рабочая тетрадь №2 стр. 57 № 218)
Слабые уч-ся - Мафусаил
Выполните вычисления. Используя найденные ответы, запишите соответствующие им буквы на рисунке. Прочитайте название самой древней сосны.
Ф С
И
Л
М
У
Л
-13 + (-10 ) = -12 + 29 =
14 + (- 27 ) =
-11 + 12 =
-0,3 + ( - 0,7) =
0 + (-17) =
0,5 + (-3) =
Сильные уч-ся - Гинкго (см Рабочая тетрадь №2 стр. 59 № 219)
Выполните вычисления. Используя найденные ответы, получите название дерева, которое китайцы избрали своим национальным символом.
- -18 + 48 =
- - 4 + (5 + (-21)) =
- 3,2 + ( 2,3- 0,6)) =
- (-3,7 +40) + (-50) =
- -9,5 + (12,3 + 27,2) =
- -5,8 + (6,2 - 8,1) =
3. Заполнение диаграммы "Распространение деревьев различных пород на территории России".
(см. Рабочая тетрадь №2 стр. 59 № 219)
- выполнить вычисления
- найти на диаграмме полученные ответы и записать соответствующие названия деревьев.
Оставшийся сектор диаграммы показывает территории, занятые деревьями других пород. Вычислите сколько % территории России занято другими деревьями. (23%)
V. Самостоятельная работа (см Рабочая тетрадь №2 стр. 50 № 219)
Выполнить сложение чисел
Выберите те буквы, которые связаны с ответами меньшими, чем -10.
Расположите буквы в алфавитном порядке и получите слово.
Ель - это главное сырьё для бумажного производства. Древесина ели певучая и звонкая
(знаменитые скрипки Страдивари и Амати были изготовлены из ели) еловая хвоя в 6 раз богаче витамином С, чем лимон или апельсин
VI. Итог урока.
Тест
1. Решите уравнение: 7,1 + х = - 1,8
1. х = - 5,3
2. х = 8,9
3. х = 5,3
4. х = - 8,9.
2. Решите уравнение: -5,2 +х = -2,5
1. х = - 7,7
2. х = 7,7
3. х = -2,7
4. х = 2,7.
3. Вычислите: -5,6 + (-3,5 + 5,6)
1. 3,5
2. 2,5
3. -3,5
4. -2,5
VII. Домашнее задание.