Цели урока: расширить представление детей об лекарственных растениях; познакомить детей с Красной книгой природы, растениями и животными, занесенными в нее; воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок о растениях, животных и птицах; беседа о заповедниках, питомниках; рисунки детей о правилах поведения в лесу.
Оборудование: Красная книга; портрет: М.Пришвина на доске; плакат “Лекарственные растения”; плакат “Съедобные и не съедобные грибы”.
Ход мероприятия
Ученик:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Ведущая: Дети, сегодня мы с вами поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
Ученик: Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
Ученик: Лес – наше богатство. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух.
Ученик: Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Ученик: Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Ведущая: С ранней весны и до поздней осени в лесах, в поле и даже около пыльной дороги растут лекарственные травы в большом количестве. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. Сегодня мы поговорим о распространенных растениях.
Ведущая: За столом сидит ученик переодетым в костюм Доктора, ученики задают ему вопросы
Ученик: К вам вопрос, доктор. Если болит сердце, чем его лечить?
Доктор:
Родился ландыш в майский день.
И лес его хранит
Мне кажется, его задень!
Он тихо зазвенит
И этот звон услышал луг,
И птицы, и цветы вокруг.
(Показывает открытку цветок ландыша)
При болезни сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.
Ученик: Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать?
Доктор: Вам поможет возбудить аппетит корень одуванчика (показывает картинку с одуванчиком)
Носит одуванчик желтый сарафанчик
Подрастет, нарядится в беленькое платьице,
Пышное, воздушное.
Он заметный, золотой, постарел и стал седой,
И как только поседел, вместе с ветром улетел.
Корень этого растения возбуждает аппетит. Его охотно едят животные , люди из листьев одуванчика готовят салаты.
Ученик: Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения мне помогут вылечиться?
Доктор: (показывает картинку с ромашками)
Это растение – лекарственная ромашка.
Золотая серединка и лучи идут кругом
Это может быть картина?
Солнце в небе голубом?
И если случится тебе простудиться, привяжется кашель, подымится жар, подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. Знакомые с детства родные ромашки, как белые звезды средь розовой кашки, в букете сияющие лепестки.
Песня: “Это называется природа”
Ученик:
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природой
Давайте же всегда ее беречь.
Ведущая: А сейчас отгадаем загадки о лесе и его обитателях.
- Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут ее (лиса).
- Горбоносый, длинноногий, великан ветвисторогий, ест траву, кустов побеги, с ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось встретить. Знайте, это (лось)
- Он как елка весь в иголках ловит смело страшных змей! И хотя он очень колкий, обижать его не смей! Он в лесу живет, но вхож и в сады отважный…(еж).
- В сосне дупло в дупле – тепло, а кто в дупле живет в тепле? (белка.)
- Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой (медведь.)
- Зимой на ветках яблони, скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки. Ведь это…(снегири).
Ученик:
Когда ты входишь в лес – душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины.
Встречает грудь твоя так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родной страны неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
А сколько у тебя загадок и чудес!
Ученик:
Нет ничего милее –
Бродить и думать здесь
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться,
И видно все до дна:
Течет вода- водица –
Вкусна и холодна.
Ученик:
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если я устану- присяду на пенек.
Лес очень любит пеших – для них совсем он свой,
Здесь где- то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
Ведущая: Ребята, о лесных растениях можно говорить долго, потому- что почти все лесные растения- целебные. Не зря говориться, что лес излечит, обогреет, накормит.
А сейчас мы поиграем.
(На столе разложены рисунки цветов. Играющий смотрит на них внимательно, а затем отворачивается. Один цветок убирается. Играющий должен угадать какого цветка не хватает)
Ученик:
Все-все на свете, на свете нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед, и кто делает яд!
Ведущая:
1. А знаете ли вы, что кукушка за 1 час
может съесть 100 гусениц?
2. А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг
меда, надо облететь 1 000000 цветков?
3. А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000
мышей и этим спасает 1 тонну хлеба?
Песня: “Необычный концерт”.
Ведущая: Ребята, кроме лекарственных растений, ягод, орехов, что еще растет в лесу?
Ученик:
Берем по лукошку и скорее в путь дорожку.
Разбежались по полянке мухоморы и поганки,
Рыжики, боровики, чтобы сбить тебя с пути.
Ведущая: На столе лежат открытки на них грибы. Вам нужно выбрать где на открытке съедобные грибы и по весить на доску (магниты).
Ученик:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На поляне мы останемся одни.
Ученик:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Ведущая: Когда вы, дети, идете в лес, вы должны хорошо знать правила поведения в лесу. Какие это правила?
(Ответы детей)
- Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать.
- Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесенные в Красную книгу (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку и др.)
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
- ПОМНИТЕ: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ С ОГНЁМ В ЛЕСУ!
Ученик:
Природа гибнет и просит у нас защиты.
Многие растения и животные стали редкими.
Они занесены в Красную книгу.
Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
Игра: “Назвать диких животных, живущих в лесу” (ответы детей)
Ведущая:
Охраняется Красною книгой столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются птицы, охраняются даже цветы.
Ученик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Игра: На магнитной доске справа прикреплены рисунки птиц зимующих и перелетных. В левом углу – кормушка. Какая птица прилетит к кормушке?
(Ученики по-одному подходят к доске и садят птиц на кормушку)
Ведущая: Ребята! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте, оберегайте леса.
Праздник закончился.
Во время прогулки учащиеся развесят
кормушки на деревья около школы.
Будут подкармливать птиц и наблюдать за ними.