Внеклассное мероприятие "Лес – наше богатство"

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока: расширить представление детей об лекарственных растениях; познакомить детей с Красной книгой природы, растениями и животными, занесенными в нее; воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок о растениях, животных и птицах; беседа о заповедниках, питомниках; рисунки детей о правилах поведения в лесу.

Оборудование: Красная книга; портрет: М.Пришвина на доске; плакат “Лекарственные растения”; плакат “Съедобные и не съедобные грибы”.

Ход мероприятия

Ученик:

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!

Ведущая: Дети, сегодня мы с вами поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

Ученик: Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

Ученик: Лес – наше богатство. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух.

Ученик: Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Ученик: Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Ведущая: С ранней весны и до поздней осени в лесах, в поле и даже около пыльной дороги растут лекарственные травы в большом количестве. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. Сегодня мы поговорим о распространенных растениях.

Ведущая: За столом сидит ученик переодетым в костюм Доктора, ученики задают ему вопросы

Ученик: К вам вопрос, доктор. Если болит сердце, чем его лечить?

Доктор:

Родился ландыш в майский день.
И лес его хранит
Мне кажется, его задень!
Он тихо зазвенит
И этот звон услышал луг,
И птицы, и цветы вокруг.

(Показывает открытку цветок ландыша)

При болезни сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.

Ученик: Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать?

Доктор: Вам поможет возбудить аппетит корень одуванчика (показывает картинку с одуванчиком)

Носит одуванчик желтый сарафанчик
Подрастет, нарядится в беленькое платьице,
Пышное, воздушное.
Он заметный, золотой, постарел и стал седой,
И как только поседел, вместе с ветром улетел.

Корень этого растения возбуждает аппетит. Его охотно едят животные , люди из листьев одуванчика готовят салаты.

Ученик: Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения мне помогут вылечиться?

Доктор: (показывает картинку с ромашками)

Это растение – лекарственная ромашка.
Золотая серединка и лучи идут кругом
Это может быть картина?
Солнце в небе голубом?

И если случится тебе простудиться, привяжется кашель, подымится жар, подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. Знакомые с детства родные ромашки, как белые звезды средь розовой кашки, в букете сияющие лепестки.

Песня: “Это называется природа”

Ученик:

Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природой
Давайте же всегда ее беречь.

Ведущая: А сейчас отгадаем загадки о лесе и его обитателях.

  1. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут ее (лиса).
  2. Горбоносый, длинноногий, великан ветвисторогий, ест траву, кустов побеги, с ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось встретить. Знайте, это (лось)
  3. Он как елка весь в иголках ловит смело страшных змей! И хотя он очень колкий, обижать его не смей! Он в лесу живет, но вхож и в сады отважный…(еж).
  4. В сосне дупло в дупле – тепло, а кто в дупле живет в тепле? (белка.)
  5. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой (медведь.)
  6. Зимой на ветках яблони, скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки. Ведь это…(снегири).

Ученик:

Когда ты входишь в лес – душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины.
Встречает грудь твоя так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родной страны неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
А сколько у тебя загадок и чудес!

Ученик:

Нет ничего милее –
Бродить и думать здесь
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться,
И видно все до дна:
Течет вода- водица –
Вкусна и холодна.

Ученик:

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если я устану- присяду на пенек.
Лес очень любит пеших – для них совсем он свой,
Здесь где- то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.

Ведущая: Ребята, о лесных растениях можно говорить долго, потому- что почти все лесные растения- целебные. Не зря говориться, что лес излечит, обогреет, накормит.

А сейчас мы поиграем.

(На столе разложены рисунки цветов. Играющий смотрит на них внимательно, а затем отворачивается. Один цветок убирается. Играющий должен угадать какого цветка не хватает)

Ученик:

Все-все на свете, на свете нужны
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед, и кто делает яд!

Ведущая:

1. А знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц?
2. А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь 1 000000 цветков?
3. А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1 тонну хлеба?

Песня: “Необычный концерт”.

Ведущая: Ребята, кроме лекарственных растений, ягод, орехов, что еще растет в лесу?

Ученик:

Берем по лукошку и скорее в путь дорожку.
Разбежались по полянке мухоморы и поганки,
Рыжики, боровики, чтобы сбить тебя с пути.

Ведущая: На столе лежат открытки на них грибы. Вам нужно выбрать где на открытке съедобные грибы и по весить на доску (магниты).

Ученик:

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На поляне мы останемся одни.

Ученик:

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

Ведущая: Когда вы, дети, идете в лес, вы должны хорошо знать правила поведения в лесу. Какие это правила?

(Ответы детей)

  • Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать.
  • Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
  • Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
  • Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесенные в Красную книгу (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку и др.)
  • Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
  • ПОМНИТЕ: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ С ОГНЁМ В ЛЕСУ!

Ученик:

Природа гибнет и просит у нас защиты.
Многие растения и животные стали редкими.
Они занесены в Красную книгу.
Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Игра: “Назвать диких животных, живущих в лесу” (ответы детей)

Ведущая:

Охраняется Красною книгой столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются птицы, охраняются даже цветы.

Ученик:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Игра: На магнитной доске справа прикреплены рисунки птиц зимующих и перелетных. В левом углу – кормушка. Какая птица прилетит к кормушке?

(Ученики по-одному подходят к доске и садят птиц на кормушку)

Ведущая: Ребята! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте, оберегайте леса.

Праздник закончился.

Во время прогулки учащиеся развесят кормушки на деревья около школы.
Будут подкармливать птиц и наблюдать за ними.