Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


В современном мире ребёнок должен уметь применять полученные на уроках знания в нестандартных ситуациях, иначе знания остаются ненужным багажом. Практическое использование знаний возможно только тогда, когда ребёнок умеет мыслить творчески. Считается, что это удел одарённых детей, а ведь в школе педагоги обучают всех, с разными способностями и учебными возможностями. Многие психологи и педагоги придерживаются мнения, что ребёнок рождается талантливым и способным от природы, нужно только умело помогать раскрываться его талантам. Один из путей - целенаправленные занятия по выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого школьника. Таким образом, педагог не должен ограничивать свою деятельность только обучением, он должен развивать ребёнка многопланово, учить мыслить нестандартно.

Проблемами одаренности занимались многие отечественные психологи, такие как А.М.Матюшкин, В.А.Крутецкий, Б.М.Теплов, Н. С. Лейтес.

За рубежом предложили варианты измерения креативности (креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации). Модифицированные тесты Дж. Гилфорда и П. Торренса возможно использовать на занятиях по любому предмету.

Одним из показателей креативности является дивергентное мышление (от латинского divergentis - "расходящийся в разные стороны"). Дивергентное мышление - это альтернативное мышление, отступающее от логики. Дивергентная задача имеет множество решений и несколько ответов. [4]

В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются такие важные характеристики креативности, как: оригинальность, беглость, гибкость, сверхчувствительность к проблемам. Такие критерии для диагностики одаренности выделили психологи Торренс и Гилфорд.

Я использую тесты и задания для развития дивергентного мышления на уроках русского языка, так как именно здесь существует прекрасная возможность для формирования нестандартного мышления, выработки индивидуального пути решения лингвистической задачи в зависимости от её сложности.

Задача: Развитие дивергентного мышления каждого ученика.

Цели:

  • выявить уровень дивергентного мышления, используя тесты на начальном этапе и в период окончания начальной школы;
  • разработать задания для развития творческого мышления на различных этапах обучения;
  • организовать деятельность учащихся на уроках русского языка по развитию креативного мышления;
  • формировать устойчивую положительную мотивацию к урокам русского языка.

Использовать задания для развития творческого мышления возможно на разных этапах урока. Они могут выполняться индивидуально, но наиболее эффективна в начальный период обучения групповая работа.

Чаще всего задания даются в игровой форме, потому что с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей, которые в ситуации обычного учебного занятия не способны проявлять умственную деятельность.

Материал для чистописания может стать хорошей основой для дальнейших заданий (сразу оговорюсь, что данные задания не входят в систему работы по отработке навыка письма, так как выполняются на время).

Чистописание: по пи пе :

Задания:

Вспомните слова, которые

  • начинаются на слог по (пи, пе:);
  • начинаются со слога пол (пил, пен:);
  • заканчиваются буквами оп (сироп, галоп:);
  • в своей записи имеют буквы п, е, с (песок, пёсик, персик,:).

Придумайте предложение, в котором все слова будут начинаться с буквы п. Например: Петя пошёл по полю.

Придумайте предложения, слова в которых начинаются с букв В П С П.

Например: Ваш пёсик - самый пушистый. Ваня пошёл смотреть передачу.

Данные задания должны быть ограничены по времени и обязательно должны проверяться.

Возможны варианты проверки:

- беглости (количество слов): дети называют количество слов, которые успели вспомнить и записать, ученик, который записал больше всех, читает слова;

- оригинальности (слово, которое встречается в классе один раз): дети читают слово, которое, по их мнению, вспомнили только они, все остальные поднимают руку, если и они вспомнили это слово.

Первоначальная проверка может быть в группе, а далее индивидуально. Разнообразные виды проверки, по-моему, способствуют развитию интереса к этому этапу, а также занятия не формируют стереотипное мышление.

В ходе проверки обогащается словарный запас обучающихся. Все, кто смог вспомнить менее пяти слов, дополняют свои записи, совершенствуя при этом и орфографические навыки. При проверке возможно использование орфографических словарей.

Таким образом, можно составить задания при написании любых сочетаний букв. В 4 классе дети уже сами составляют подобные задания.

Работы подобного характера не должны оцениваться учителем отметкой, только словесное одобрение и поощрение.

При изучении орфограммы №2 (слова с труднопроверяемыми и непроверяемыми написаниями) использую следующие задания:

  • составьте и запишите предложение с данным словом;
  • составьте и запишите предложение со словами собака и карандаш (слова лучше брать те, которые не подходят друг другу по смыслу);
  • подберите как можно больше прилагательных к данному слову,
  • например: собака - лохматая, большая, добрая, :;
  • составьте рассказ с данными словами: ворона, собака, дерево, молоко;
  • придумайте как можно больше вариантов, как можно использовать пальто, например: Укрыться пальто как одеялом. Положить вместо матраса. Укрыться от дождя. Повесить на дверь, если дует. При прыжке с горы расправить как парашют. Сделать из пальто огородное пугало.

После выполнения каждого задания следует групповое обсуждение, в котором выбираются самые остроумные и оригинальные ответы.

Для оптимального развития творческого мышления детей с разными учебными возможностями целесообразно использовать игру "Угадай предмет" [2]. Учитель (в 4 классе - ученик) загадывает любое словарное слово, дети должны угадать это слово, задавая вопросы, на которые ведущий может отвечать только да или нет. Этот же приём можно использовать при определении темы урока. (Загадать букву ъ. Тема: "Правописание слов с твердым знаком").

Ещё одним заданием является "Развивающий канон", который можно использовать на этапе изучения новой темы для актуализации знаний или как альтернативное домашнее задание.

"Развивающий канон - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями" (А. В. Попов)[1]

При выполнении этого задания учащимся нужно проанализировать элементы правой и левой частей канона, выявить их взаимосвязь и найти недостающий элемент.

стол 1 подкова 4 ворона о
тетрадь ? корова ? поляна ?
очки 2 икра 2 собака а

Ответ: 2 (количество слогов) 1 (место буквы к) я (ударение)

Само задание развивает конвергентное мышление, а вот их составление обучающимися - это уже развитие дивергентного мышления.

К одним и тем же словам дети составляют самые разнообразные каноны, например:

стол 4 ? Д 4
тетрадь 7 Т Б 6
очки ? О ? ?

Ответы: 4 - количество букв в слове, С - начало слова, С - стекло (материал), 4 - количество звуков.

При изучении темы "Имя прилагательное" предлагаю задания:

  • вспомните имена прилагательные, которые начинаются на букву П, например: полезный, пушистый, прелестный, пёстрый, прекрасный, папин, проблемный :;
  • подберите прилагательные к словам:

яблоко - :

тигр - : и т.д.

Время выполнения ограниченно. Задания способствуют развитию беглости и оригинальности;

  • составьте рассказ, используя прилагательные: пушистый, колючая, быстрое;
  • вставьте пропущенные в тексте слова.

Закончилось : лето. Наступила : осень. Часто идут : дожди. По небу плывут :облака.

При проверке выбираются самые оригинальные слова и варианты.

Самое главное для учителя - отслеживать результаты деятельности школьников, вести мониторинг их познавательной активности. С этой целью использую модифицированные тесты Гилфорда и Торренса, предложенные Е. Туник [5]. Результаты доказывают, что работа в данном направлении даёт положительный результат.

Все задания, направленные на развитие дивергентного мышления, способствуют формированию устойчивой положительной мотивации к урокам русского языка. Познавательный интерес формируется не только при выполнении готовых заданий, но и при создании собственных вариантов.

Активизация работы педагогов в этом направлении необходима с целью повышения качества образовательного процесса. Поэтому на основании мониторинга качества образования в течение двух лет методическое объединение учителей начальных классов, руководителем которого я являюсь, в рамках работы над методической темой школы систематизирует деятельность учителя по формированию и развитию творческого мышления младших школьников.

Предлагаю урок русского языка в 4 классе по теме "Глагол" (приложение 1) и конспект занятия с будущими первоклассниками в рамках знакомства со школой (приложение 2) с использованием заданий для развития творческого мышления.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Винокурова Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. - М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.
  2. Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999.
  3. Львов М. Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. - М.: Дидакт, 1993.
  4. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
  5. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб.: СПбуПМ, 1997.