Цели урока:
- учить определять род имён существительных;
- закреплять умение в составлении предложений, нахождении однородных членов предложения;
- прививать любовь к русскому языку.
Оборудование:
компьютер, проектор, карточки со смайликами.
I.Организационный момент.
Слайд 1.
Здравствуйте, ребята. У вас на столах лежат карточки со смайликами. Посмотрите на них и скажите: “Каких смайликов вы видите?” Возьмите ту карточку, которая соответствует вашему настроению, и покажите классу.
У вас у всех хорошее настроение. Я надеюсь, что оно не испортится к концу урока. Слайд 2.
Слайд 3.
II. Объявление темы урока.
Тема нашего сегодняшнего урока “Число имен существительных”. На этом уроке вы узнаете, как могут изменяться имена существительные.
Слайд 4.
III. Работа над темой урока.
1. Наблюдение.
На экране вы видите пары слов. Запишите слова в два столбика, вставьте пропущенные буквы. По какому принципу вы будете распределять слова по столбикам? (один, много).
Слайды 5,6,7,8,9
Давайте проверим, как вы справились с заданием. Какие слова записали в первый столбик, а какие во второй?
2.Вывод.
Имена существительные, которые называют один предмет стоят в единственном числе. Имена существительные, которые называют два или больше предметов стоят во множественном числе. Найдите это правило на странице в учебнике и прочитайте его молча. Кто сможет рассказать это правило? (Дети отвечают)
Слайд 10.
В каком числе стоят имена существительные, которые обозначают один предмет?
В каком числе стоят имена существительные, которые обозначают два или больше предметов?
3. Закрепление.
Выполнение упражнения в учебнике. Страница 137, упражнение 2.
Упражнение выполняется по образцу с проверкой.
Слайд 11.
Физминутка.
Слайд 12.
Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? В каком числе стоят имена существительные? Почему? (Кровать, дождь, рассказ, человек, ребёнок)
Запишите Слова парами, поставив их в форму множественного числа. Выделите ту часть слова, которая изменилась.
Проверка.
Какая часть слова изменяется?
Что вы заметили? (У слов человек и ребёнок нет однокоренных форм множественного числа.)
Как изменить эти слова, чтобы они обозначали много предметов? ( Люди, дети.)
Приведите примеры таких слов. ( кино – фильмы)
4. Рубрика “Говори правильно”
Прочитайте слова.(доктор, учитель)
Поставьте их в форму множественного числа. (доктора, учителя).
На какой слог падает ударение?
Составьте предложение с этими словами по схеме.
Что можно сказать о предложении по этой схеме?
Какое предложение составили? Запишите его в тетрадь. Подчеркните однородные члены предложения.
IV. Подведение итогов.
Над какой темой урока мы с вами работали?
Слайд 16.
Как изменяются имена существительные?
Слайд 17.
Какие имена существительные относятся к единственному числу, а какие
ко множественному числу?
V. Домашнее задание.
Учебник стр. 137, упр.3.
Какое настроение у вас в конце урока? Спасибо за урок. Слайд 17,18.
Список литературы.
- Учебник “русский язык” 3 класс С. В. Иванов, А.О. Евдокимова.
- Картинки на узле Office Online.