Чтобы достичь успеха в преподавании любого предмета, учителю нужно отработать определенные методы и приемы. У каждого они свои. В своей практике я использую проблемный, объяснительно-иллюстративный, модульный методы, но в основу беру метод дифференцированного обучения, т.к. считаю, что одним из путей повышения качества обучения школьников русскому языку является дифференцированный подход к учащимся, т.е. учет индивидуальных различий учеников в усвоении учебного материала.
Использую в своей практике внутриклассную дифференциацию, которая предполагает в одном классе выделение групп учащихся по каким-либо признакам, в процессе обучения которых вносятся некоторые изменения. Внутриклассная дифференциация представлена различными заданиями, дозированием учебной помощи детям.
Чаще всего это задания различного уровня сложности. Такой вид дифференциации называется микро-уровень и реализуется на этапах закрепления, обобщения и коррекции знаний. Сложность такого вида дифференциации заключается лишь в том, что увеличивается объем работы учителя.
В классах, где я работаю, дети разделены на группы с учетом индивидуально – психологических особенностей по Теплову. Известный психолог Б.М.Теплов так определял способности: « Способностями называются такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой – либо одной или нескольких деятельностей». Он также отмечал, что способности не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Учитывая параметры индивидуальных особенностей и характера личности по Теплову, я составила таблицу «Индивидуальные особенности и характер личности слабых учащихся» (Таблица 1).
Основная форма дифференциации, которую я учитываю в своей практике – дифференциация по обученности школьников, она предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях.
Одни учащиеся успешно справляются с различными видами заданий, ориентируясь при этом на существенные признаки понятий, уверенно применяют полученные знания при работе над новыми, впервые выполняемыми упражнениями. Другая часть школьников испытывает определенные затруднения в работе, иногда весьма значительные. Слабоуспевающие учащиеся не справляются с заданиями, требующими классификации и обобщения знаний, конструирования или чтения графических схем. Практика показывает, что у слабоуспевающих школьников наиболее успешно умения формируются на основе средств внешней опоры, которые могут представлять собой зафиксированную в наглядно – словесной форме последовательность действий или перечень признаков рассматриваемого явления.
Например, в качестве средств внешней опоры для отработки умения распознавать части речи и члены предложения, учащиеся составляют таблицу (Таблица 2). Для отработки умения распознавать виды сказуемых также использую таблицы, алгоритмы или карточку признаков главных членов предложения (Таблица 3). Для отработки орфографической зоркости с пятого класса завожу детям папку с таблицами основных орфограмм, которая используется при повторении. В ходе процесса формирования умений систематически и целенаправленно вырабатывается система самоконтроля. Для этого применяю в процессе обучения приемы самопроверки и взаимопроверки. Такой прием использую при проверке домашнего задания.
Организация дифференцированного подхода к слабоуспевающим школьникам с использованием вышеназванных примеров позволяет исправить ошибки в формировании умений, обеспечить поэтапную отработку их компонентов, что и является главным условием усвоения языкового материала данной группой учащихся, а также основным условием постепенного перехода формируемых умений в навыки.
Таблица 1
Индивидуальные особенности и характер личности слабых учащихся
Фамилия имя ребёнка |
Социопсихическиеособенности |
Психосоциальные особенности |
Психическиеособенности |
Биопсихические особенности |
Буланкин Роман | Выдержанный уважает взрослых. | Обученность низкая, знания ниже удовлетворительных, умения и навыки не отработаны. | Восприятие и память на низком уровне. | Состояние здоровья удовлетворительное, способности средние. |
Ельцов Александр | Невыдержанный очень подвижный. | Обученность средняя, знания удовлетворительные, отработаны умения и навыки. | Восприятие и память удовлетворительные, эмоциональные особенности очень развиты. | Состояние здоровья удовлетворительные. Холерик. |
Гончар Иван | Невыдержанный очень подвижный. | Обученность средняя, знания удовлетворительные, отработаны умения и навыки. | Восприятие и память хорошие. | Состояние здоровья хорошее. Сангвиник. |
Таблица 2
Таблица распознавания признаков частей речи и членов предложения
Члены предложения |
Части речи |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ | Выражается существительным, местоимением, прилагательным, числительным, неопределенной формой глагола. |
СКАЗУЕМОЕ | Выражается глаголом, существительным в именительном падеже, прилагательным, местоимением, наречием. |
ДОПОЛНЕНИЕ | Выражается существительным, местоимением, словами других частей речи в значении существительного. |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | Выражается прилагательным, порядковым числительным, местоимением, наречием. |
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО | Выражается наречием и существительным в косвенных падежах. |
Таблица 3
Карточка признаков главных членов предложения
Подлежащее |
Сказуемое |
1. Главный член предложения (входит в грамматическую основу). | 1. Главный член предложения (входит в грамматическую основу). |
2. Связан со сказуемым по смыслу (означает действующее лицо, предмет, который совершает действие, характеризуется признаком). | 2. Связан с подлежащим по смыслу (обозначает действие, признак лица, обозначаемого подлежащим), грамматически, (согласуется с подлежащим в роде, числе). |
3. Отвечает на вопрос Кто? Что? О ком? О чем? говорится в предложении. | 3. Отвечает на вопросы: Что делает предмет? Каков он? Какой он? Кто он такой? Что он такое? Что говорится о подлежащем? |
4. Выражается именем существительным в именительном падеже, местоимениями разных разрядов в И.п. прилагательными и числительными в значении Редко: наречиями, междометиями. | 4. Выражается личными глаголами всех наклонений в неопределенной форме, прилагательными, числительными, именем существительным в И.п., и Т.п. фразеологическими, устойчивыми сочетаниями, цельными наименованиями. Редко: наречиями, местоимениями, междометиями. |
Урок русского языка в 8-м классе по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.
Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Цели:
- закрепить знания об обобщающих словах, отработать навык узнавания их в тексте, умение выделять интонационно;
- отрабатывать навык постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами;
- развивать и обогащать монологическую речь школьников;
- воспитывать прилежание, эстетический вкус,любовь и бережное отношение к природе;
- содействовать формированию устойчивого интереса к русскому языку.
Оборудование: таблица «обобщающие слова при однородных членах предложения», карточки, перфокарты, графические схемы предложений.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Устная синтаксическая зарядка
Прослушайте предложения и определите их типы.
Открываем календарь. Начинается январь.
Январь. Начало года. Морозец на дворе.
Хорошая погода бывает в январе. Рассвело. Снег
лежит полотном.
3. На доске:
Идет волшебница зима…
Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках
дубов,
Легла волшебными коврами среди полей, вокруг
холмов.
Задание: прочитайте выразительно. Кто
автор этих строчек? Какие
средствавыразительности языка используются в
данных предложениях? Расставьте знаки
препинания, объясните их постановку. Назовите
однородные члены. Какая связь между ними? Сколько
рядов однородных членов можно выделить?
Какие члены предложения называются однородными?
(рассказать правило)
4. Проверка домашнего задания
– Приведите примеры из упражнения 259, объясните знаки препинания.
Первая группа объясняет свое творческое
задание и рассказывает правило о предложениях, в
которых не ставится запятая между однородными
членами.
Вторая группа учащихся объясняет свое
творческое задание и рассказывает о постановке
знаков препинания между однородными членами
– Есть ли вопросы по домашнему заданию?
5. Слово учителя
– Сегодня на уроке мы вспомним, какие слова называются обобщающими, научимся узнавать их в тексте, отработаем навык постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, при которых есть обобщающие слова.
Задание 1. К ряду однородных членов подберите обобщающее слово:
Север, юг, запад, восток – …
Имя существительное, местоимение, глагол,
наречие – …
Поэты, прозаики, драматурги – …
– Кто попытается дать определение? Какие слова называются обобщающими?
(Слушаем ответы учащихся, затем учитель дает определение обобщающему слову.)
– Обобщающим называется слово с более широким, обобщенным значением. Лексическое значение обобщающего слова раскрывается, конкретизируется рядом однородных слов-понятий. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены при нем. (Кроме предложений, в которых обобщающее слово выступает в роли сказуемого). Графически обобщающее слово обозначается так (показываю).
6. Работа с учебником (стр. 125. упр. 266 – устно)
Распределите предложения на две группы: с
обобщающим словом после однородных членов и
перед ним. Выделите графически обобщающее слово,
расставьте знаки препинания.Кто сможет
объяснить постановку знаков препинания в этих
предложениях? Какой схеме соответствуют эти
предложения? (См. Приложение 1)
Посмотрите на схемы, которые лежат у вас на
партах, поднимите ту, которая соответствует
прочитанному предложению.
Прочитайте правило в учебнике на с.125 .Что еще вы
могли бы рассказать о знаках препинания при
обобщающих словах?
7. Закрепление нового материала
Запишем предложение:
Белым снегом было покрыто все: дорога, крыши домов, деревья, кусты.
Объясните знаки препинания. Составьте у доски схему этого предложения. Перестройте предложение, чтобы обобщающее слово стояло после однородных членов.
Работа с текстами, предложениями, иллюстрациями. У каждого ученика на парте схема, предложения и текст (см. Приложение 2) Найдите в тексте предложение, которое соответствует вашей схеме, объясните знаки препинания. Найдите предложение, соответствующее вашей схеме. Объясните знаки препинания.
Дифференцированная работа по закреплению.
- Первая группа составляет связный рассказ по иллюстрациям, используя предложения с однородными членами и обобщающими словами при них.
- Вторая группа работает с перфокартами, карточками.
- Третья группа работает над упражнением 272 (у доски один ученик)
Проверяем работы. Учащиеся первой группы
читают свои рассказы. Дети анализируют
прочитанные тексты, делают замечания, поправки.
После высказываний учащихся учитель подводит
итог. Учащиеся второй и третьей группы сдают свои
работы на проверку.
Воспитательный момент. Ребята, вы обратили
внимание на то, что сегодня мы работаем с
предложениями о природе. Мне хочется, чтобы вы
научились видеть красоту окружающей нас природы.
Если вы научитесь восхищаться необыкновенному
цветку, веточке, букашке, пению птиц, то я уверена,
вы научитесь любить и беречь природу.
8. Домашнее задание: первая группа составит по два предложения на каждый пункт правила. Вторая группа выполнит упражнение 270. (Задание к упражнению прочитывается и объясняется ).
9. Итог урока. Оценки
Дополнительное задание: в поле, в лесу, птицы, осенью, на реке, весной, рыбы, зимой, звери. Разбейте на группы данные слова, подберите к ним обобщающие слова. Придумайте предложения.