Программа межпредметного элективного курса по информатике и географии для 9-го класса по теме "Информационные технологии в курсе социально-экономической географии России"

Разделы: География, Информатика


Пояснительная записка

Элективный курс «Информационные технологии в курсе социально-экономической географии России» рассчитан на учащихся 9 класса и носит интегрированный междисциплинарный характер. Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности социально-экономической географии России. Компьютер прочно вошел в жизнь человека и овладение навыками работы с различными компьютерными программами несомненно пригодится в дальнейшей жизни выпускников, поможет им эффективно и оптимально строить любую деятельность, в том числе и профессиональную. Независимо от выбора профессии, знания, полученные при изучении данного курса помогут повысить квалификацию работника.

Курс основан на программах базовых курсов «Информатика и ИКТ» и «География России: население и хозяйство»,  рассчитан на один год обучения, 1 час в неделю (всего 35 часов). Данный элективный курс не требует серьезного знания математического аппарата и языков программирования.

Основная цель данного элективного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства с возможностями компьютерных программ и получения навыков их  использования при изучении курса географии.

Целями курса также являются:

  • формирование у учащихся информационной компетенции;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной),
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории,
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
  • создание условий для саморазвития и самовоспитания личности;
  • формирование у обучаемых творческого мышления;
  • развитие коммуникативных качеств учащихся;
  • воспитание целеустремленности, коллективной и личной ответственности за результаты деятельности.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

  • развитие умения анализировать информацию из разных источников, преобразовывать ее в различные формы;
  • формирование навыков самоорганизации, самовыражения и презентации творческого продукта;
  • овладение практическими навыками работы в прикладных программах;
  • закрепление и расширение знаний по теме «Социально – экономическая география России».

Задачи решаются посредством:

  • проведения теоретических и практических занятий по тематике курса;
  • выбора различных заданий для самостоятельной работы;
  • использования в ходе практических работ различных информационных ресурсов (в том числе ресурсов сети Интернет);
  • выполнения как индивидуальных, так и групповых заданий.

Курс имеет модульную структуру. Из данных модулей в зависимости от квалификации учителя и запросов учащихся можно выстраивать различные траектории, как групповой, так и самостоятельной работы. Отводится время для публичной презентации итогов самостоятельной и коллективной работ учащихся.
В плане приведены параллельно темы географии и информатики. Курс географии можно заменить на другой предмет – биологию, историю, химию и т.д.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания элективного курса учащиеся получают возможность  совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
Участие в проектной деятельности.
Создание собственных продуктов с использованием компьютерных технологий.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Творческое решение практических задач: умение отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, отделение основной информации от второстепенной, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)
Использование мультимедийные ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентация результатов в познавательной и практической деятельности.
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановкам целей, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.)
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
Поиск и устранение причин возникших трудностей.
Оценивание своих учебных достижений.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

По информатике и ИКТ

По географии

Учащиеся должны знать
  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • структурировать текст, использовать в тексте таблицы, изображения; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Учащиеся должны знать
  • основные географические понятия и термины по курсу «Социально-экономическая география»
  • традиционные и новые методы географических исследований,
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов,
  • численность и динамику населения субъектов России, их этнографическую специфику,
  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства РФ,
  • особенности современного геополитического положения России.

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития социально-экономических процессов,
  • применять разнообразные источники географической информации для создания баз данных,
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов РФ.

Содержание программы

Графический редактор Paint: возможности, интерфейс, инструменты, графические примитивы. Использование средств графического редактора при изучении темы «Особенности ЭГП и ПГП России».
Приложение Microsoft Excel: возможности, состав окна, адресация ячеек. Сортировка данных. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Статистическая обработка данных с помощью электронных таблиц при изучении темы «Население Российской Федерации».
Приложение Microsoft Word: создание, редактирование документа. Работа с рисунками, таблицами, схемами. Использование возможностей приложения Word при изучении тем: «Формирование территории субъектов РФ. Особенности природы заданной территории. Крупнейшие и известнейшие  предприятия».
Приложение Microsoft Power Point: возможности, состав окна, принципы работы в программе. Использование анимации в презентациях. Создание презентационных материалов по темам «Визитная карточка субъекта РФ», «Межотраслевой комплекс».
Создание информационного комплекса средствами Microsoft Publisher (листовка, буклет, сайты) по теме «Комплексная характеристика субъекта РФ».
Приложение Microsoft Access: возможности, объекты базы данных. Создание геоинформационной модели «Центральный Федеральный округ».

Тематическое планирование курса

№ модуля

Информатика

География

Практическая работа

Самостоятельная работа

Общее количество часов

1. Технология обработки графической информации Особенности ЭГП и ПГП России

2

2

4

2. Технология обработки числовой информации. Особенности населения РФ

3

3

6

3. Технология обработки текстовой информации (Word) Исторические и экономические основы развития РФ

5

0

5

4. Технология создания мультимедийной информации Важнейшие межотраслевые комплексы

3

3

6

5. Технология обработки текстовой информации (Publisher) Экономические районы России

3

4

7

6. Технология хранения, поиска и сортировки информации Обобщение курса «География России»

6

0

6

см. Приложение 1

Методы преподавания

Занятия включают лекционную и практическую части. В процессе обучения учитель информатики кратко объясняет новый материал, учитель географии ставит задачи, а затем совместно консультируют учащихся в процессе решения этих задач.

Тема практического и самостоятельного заданий определяется приобретаемыми навыками.

В каждом модуле занятия построены следующим образом:

  • Изучение различных технологий обработки информации.
  • Выполнение практической работы для получения основных навыков работы (роль преподавателя   консультирующая).
  • Выполнение самостоятельной работы.
  • Отчет по самостоятельной работе.

Задания предлагаются разного уровня сложности, что позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.

Формы и методы обучения:

  • практические занятия для разбора типовых приемов работы;
  • создание индивидуальных и групповых проектов.

Формы контроля

  1. Цель контроля в данном элективном курсе – не оценка знаний и навыков посредством отметок, а дифференцированный мониторинг качества усвоения полученных знаний и умений.

  2. Основной формой контроля являются отчеты по практическим и самостоятельным  работам, оценка работ с учетом их участия в конкурсах и конференциях. Отчет по работам представляет собой не просто демонстрацию созданного продукта, но и  публичную защиту, включающую: 1) рассказ о технологии создания данного продукта, 2) анализ теоретического материала данной темы по географии.

  3. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на компьютере.

  4. Общая аттестационная оценка – «зачтено»/«не зачтено».

Презентация