Пояснительная записка
Элективный курс «Информационные технологии в курсе социально-экономической географии России» рассчитан на учащихся 9 класса и носит интегрированный междисциплинарный характер. Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности социально-экономической географии России. Компьютер прочно вошел в жизнь человека и овладение навыками работы с различными компьютерными программами несомненно пригодится в дальнейшей жизни выпускников, поможет им эффективно и оптимально строить любую деятельность, в том числе и профессиональную. Независимо от выбора профессии, знания, полученные при изучении данного курса помогут повысить квалификацию работника.
Курс основан на программах базовых курсов «Информатика и ИКТ» и «География России: население и хозяйство», рассчитан на один год обучения, 1 час в неделю (всего 35 часов). Данный элективный курс не требует серьезного знания математического аппарата и языков программирования.
Основная цель данного элективного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства с возможностями компьютерных программ и получения навыков их использования при изучении курса географии.
Целями курса также являются:
- формирование у учащихся информационной компетенции;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной),
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории,
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
- создание условий для саморазвития и самовоспитания личности;
- формирование у обучаемых творческого мышления;
- развитие коммуникативных качеств учащихся;
- воспитание целеустремленности, коллективной и личной ответственности за результаты деятельности.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
- развитие умения анализировать информацию из разных источников, преобразовывать ее в различные формы;
- формирование навыков самоорганизации, самовыражения и презентации творческого продукта;
- овладение практическими навыками работы в прикладных программах;
- закрепление и расширение знаний по теме «Социально – экономическая география России».
Задачи решаются посредством:
- проведения теоретических и практических занятий по тематике курса;
- выбора различных заданий для самостоятельной работы;
- использования в ходе практических работ различных информационных ресурсов (в том числе ресурсов сети Интернет);
- выполнения как индивидуальных, так и групповых заданий.
Курс имеет модульную структуру. Из данных
модулей в зависимости от квалификации учителя и
запросов учащихся можно выстраивать различные
траектории, как групповой, так и самостоятельной
работы. Отводится время для публичной
презентации итогов самостоятельной и
коллективной работ учащихся.
В плане приведены параллельно темы географии и
информатики. Курс географии можно заменить на
другой предмет – биологию, историю, химию и т.д.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения содержания элективного курса учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную
деятельность.
Участие в проектной деятельности.
Создание собственных продуктов с использованием
компьютерных технологий.
Сравнение, сопоставление, классификация,
ранжирование объектов по одному или нескольким
предложенным основаниям, критериям.
Творческое решение практических задач: умение
отказываться от образца, искать оригинальные
решения; самостоятельное выполнение различных
творческих работ; участие в проектной
деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа. Извлечение
необходимой информации из источников, отделение
основной информации от второстепенной, передача
содержания информации адекватно поставленной
цели (сжато, полно, выборочно).
Перевод информации из одной знаковой системы в
другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в текст и др.)
Использование мультимедийные ресурсов и
компьютерных технологий для обработки, передачи,
систематизации информации, создание баз данных,
презентация результатов в познавательной и
практической деятельности.
Владение монологической и диалогической
речью. Умение вступать в речевое общение,
участвовать в диалоге (понимать точку зрения
собеседника, признавать право на иное мнение).
Выбор и использование выразительных средств
языка и знаковых систем (текст, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей, сферой и ситуацией
общения.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной
деятельности (постановкам целей,
планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств и др.)
Владение навыками контроля и оценки своей
деятельности, умением предвидеть возможные
последствия своих действий.
Поиск и устранение причин возникших трудностей.
Оценивание своих учебных достижений.
Владение умениями совместной деятельности:
согласование и координация деятельности с
другими ее участниками; объективное оценивание
своего вклада в решение общих задач коллектива.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
По информатике и ИКТ |
По географии |
Учащиеся должны знать
уметь:
|
Учащиеся должны знать
уметь:
|
Содержание программы
Графический редактор Paint: возможности,
интерфейс, инструменты, графические
примитивы. Использование средств
графического редактора при изучении темы
«Особенности ЭГП и ПГП России».
Приложение Microsoft Excel: возможности, состав окна,
адресация ячеек. Сортировка данных. Встроенные
функции. Построение диаграмм и графиков.
Статистическая обработка данных с помощью
электронных таблиц при изучении темы «Население
Российской Федерации».
Приложение Microsoft Word: создание, редактирование
документа. Работа с рисунками, таблицами,
схемами. Использование возможностей приложения
Word при изучении тем: «Формирование территории
субъектов РФ. Особенности природы заданной
территории. Крупнейшие и известнейшие
предприятия».
Приложение Microsoft Power Point: возможности, состав окна,
принципы работы в программе. Использование
анимации в презентациях. Создание
презентационных материалов по темам «Визитная
карточка субъекта РФ», «Межотраслевой комплекс».
Создание информационного комплекса средствами
Microsoft Publisher (листовка, буклет, сайты) по теме
«Комплексная характеристика субъекта РФ».
Приложение Microsoft Access: возможности, объекты базы
данных. Создание геоинформационной модели
«Центральный Федеральный округ».
Тематическое планирование курса
№ модуля |
Информатика |
География |
Практическая работа |
Самостоятельная работа |
Общее количество часов |
1. | Технология обработки графической информации | Особенности ЭГП и ПГП России | 2 |
2 |
4 |
2. | Технология обработки числовой информации. | Особенности населения РФ | 3 |
3 |
6 |
3. | Технология обработки текстовой информации (Word) | Исторические и экономические основы развития РФ | 5 |
0 |
5 |
4. | Технология создания мультимедийной информации | Важнейшие межотраслевые комплексы | 3 |
3 |
6 |
5. | Технология обработки текстовой информации (Publisher) | Экономические районы России | 3 |
4 |
7 |
6. | Технология хранения, поиска и сортировки информации | Обобщение курса «География России» | 6 |
0 |
6 |
см. Приложение 1
Методы преподавания
Занятия включают лекционную и практическую части. В процессе обучения учитель информатики кратко объясняет новый материал, учитель географии ставит задачи, а затем совместно консультируют учащихся в процессе решения этих задач.
Тема практического и самостоятельного заданий определяется приобретаемыми навыками.
В каждом модуле занятия построены следующим образом:
- Изучение различных технологий обработки информации.
- Выполнение практической работы для получения основных навыков работы (роль преподавателя консультирующая).
- Выполнение самостоятельной работы.
- Отчет по самостоятельной работе.
Задания предлагаются разного уровня сложности, что позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.
Формы и методы обучения:
- практические занятия для разбора типовых приемов работы;
- создание индивидуальных и групповых проектов.
Формы контроля
Цель контроля в данном элективном курсе – не оценка знаний и навыков посредством отметок, а дифференцированный мониторинг качества усвоения полученных знаний и умений.
Основной формой контроля являются отчеты по практическим и самостоятельным работам, оценка работ с учетом их участия в конкурсах и конференциях. Отчет по работам представляет собой не просто демонстрацию созданного продукта, но и публичную защиту, включающую: 1) рассказ о технологии создания данного продукта, 2) анализ теоретического материала данной темы по географии.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на компьютере.
Общая аттестационная оценка – «зачтено»/«не зачтено».