Пояснительная записка
Данное занятие проводится в 10-м профильном классе, который обучается по учебнику для 10–11-х классов “Алгебра и начала анализа” под редакцией А.Н. Колмогорова.
Заключительное занятие элективного курса “Параметры в математике” в 10-м классе, рассчитанного на 68 часов.
Основная цель занятия: организация коммуникационного пространства для констатации личных достижений учащихся.
Форма занятия – деловая игра “Заседание членов НОУ (Научного общества учащихся) по проблемам математики”.
Деловая игра – форма представления исследовательских проектов учащихся. Такая форма занятия
- позволяет организовать образовательное пространство, где учащиеся могут действовать по собственному замыслу, в соответствии с поставленными целями;
- дает возможность ученику проявить себя и добиться успеха;
- способствует созданию ситуаций, в которых учащиеся должны защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты;
- побуждает к самопроверке, анализу и оценке собственных познавательных и практических действий и действий товарищей;
- позволяет пропагандировать знания между учащимися;
- развивает коммуникативные навыки учащихся;
- позволяет заинтересовать предпрофильной подготовкой учащихся 9-х классов.
Имитационная модель занятия
Задолго до начала игры класс разбивается на группы по три человека. Каждая группа представляет собой лабораторию, которая изучает и разрабатывает отдельную тему курса. Работая в группе, каждый ученик выбрал себе роль, позволяющую наиболее ярко проявить свои способности, активность каждого ученика в группе обеспечивалась с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей. Одни взяли на себя роль исследователей, другие выполняли практические задания, третьи редактировали готовое задание и оформляли работу, придавая ей “товарный” вид, делая при этом окончательную проверку всех заданий.
Предлагаемые темы для исследования: “Линейные уравнения с параметрами”, “Квадратные уравнения с параметрами и расположение корней квадратного трехчлена на координатной прямой”, “Линейные неравенства, содержащие параметры”, “Исследование знаков корней квадратного уравнения”. Задача сотрудников лабораторий спроектировать теоретическую и практическую основы для элективного курса “Знакомство с параметрами” по предпрофильной подготовке учащихся в 9-ом классе. Идея проектов – “Допишем учебник …”
В ходе проектирования учитель выполняет роль независимого консультанта, если нужно, проводит проблемные семинары по теме “Этапы проектной деятельности”.
На заседании НОУ проходит отчет сотрудников лабораторий с последующим выбором лучшей из них.
Заранее известны требования к докладам:
- мультимедийная презентация доклада;
- четкое выделение главного;
- свободное владение содержанием материала;
- умение отстаивать свою точку зрения.
В процедуре защиты проекта учитываются культура речи докладчика, манера держаться перед аудиторией, чувство времени, умение удержать внимание аудитории.
Должностные функции участников деловой игры
- Председатель НОУ ведет заседание.
- Заведующие лабораториями защищают проекты.
- Рядовые сотрудники лабораторий отвечают на вопросы приглашенных.
- Члены ученого совета (учителя математики и учащиеся 9-х классов, которые проявляют интерес к изучению математики) оценивают проекты.
Итогом занятия являются выбор лучшей лаборатории и самодиагностика ожиданий учащихся, которые посещали элективный курс и создавали проекты.
Цели и задачи итогового занятия
Основная цель: организовать оценку и самооценку уровня достижения учащимися целей элективного курса “Параметры в математике”.
Задачи:
Создать условия для
- презентации проектов учащихся на выбранную тему.
- выработки умений учащихся публично выступать, отстаивать свою позицию.
- демонстрации знаний и умений, полученных на занятиях элективного курса.
Способствовать
- приобретению опыта исследовательской работы (переход исполнительского творчества в поисковое и исследовательское) – работа со справочной и научно-методической литературой.
- развитию навыков коллективной работы (ответственная зависимость между учащимися в группах при создании проекта).
- развитию информационно-коммуникативных умений.
- развитию умений учащихся анализировать свою работу и работу, проделанную товарищами.
- формированию критической самооценки своей деятельности и достигнутого уровня в освоении курса.
- развитию умений учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи, выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их.
- развитию интереса собственно к математике.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап
- учитель сообщает цели и задачи занятия для гостей и учащихся, ход проведения;
- учащиеся, в соответствии со своими ролями, занимают определенные места, где заготовлены оценочные листы; авторы проектов занимают места в первом ряду;
- председатель НОУ ставит цель перед лабораториями доказать необходимость включения темы в программу курса по выбору в 9-ом классе.
Процессуально-содержательный этап
- мультимедийная презентация и защита проектов;
- ответы сотрудников лабораторий на вопросы гостей.
Рефлексивный этап
- выбор лучшей лаборатории гостями занятия на основе заполнения оценочных листов (Приложение 2);
- оценочные суждения учащихся (членов лабораторий) о степени удовлетворенности своей работой, о степени достижения целей;
- заполнение диагностических анкет (Приложение 3).
Ресурсы
- Мультимедийные презентации проектов.
- Плакат с названием темы “Параметры в математике”.
- Плакаты с высказываниями ученых Д. Пойя, М. Лауре, Конфуция, Лейбница.
(“Владение математикой – умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие оригинальности, изобретательности”. – Д.Пойя. “Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто”. – М. Лауре, “Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и впоследствии подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели”. – Лейбниц. “Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький”. – Конфуций).
- Оценочные листы (приложение 2).
- Таблички: с номерами лабораторий, жюри, председатель НОУ (Приложение 1).
- Карта диагностики ожиданий учащихся (приложение 3).
- Зачетные книжки учащихся (Приложение 4).
Ход занятия
Этапы занятия | Время провед. | Содержание, формы, методы, средства деятельности | Примечания | |
Учащихся | Учителя | |||
Мотивационно-целевой | 10 мин. | Председатель НОУ ставит цель перед лабораториями
доказать необходимость включения выбранной темы проекта в программу
элективного курса для предпрофильной подготовки в 9-м классе. Председатель НОУ распределяет должностные функции участников игры. Учащиеся и приглашенные занимают определенные места в соответствии с ролями. |
Сообщает цели и задачи занятия, ход проведения игры, предлагает выбрать председателя НОУ из числа учащихся, посещавших элективный курс; членов ученого совета из числа приглашенных учителей математики и учащихся 9-х классов. | Приложение 1 |
Процессуально-содержательный | 60 мин. | Председатель НОУ ведет заседание. Предоставляет
слово для защиты проекта заведующим лабораториями с обязательным
сопровождением доклада мультимедийной презентацией. Рядовые сотрудники лабораторий выражают свое согласие или несогласие с докладчиками, высказывая свою точку зрения. После освящения доклада председатель НОУ предлагает членам ученого совета задать вопросы сотрудникам лабораторий. Рядовые сотрудники лабораторий отвечают на вопросы приглашенных. В ходе всего занятия члены ученого совета работают с оценочными листами, делая пометки о качестве проекта и качестве его защиты. |
Учитель сообщает требования к процедуре защиты
проектов. Наблюдает, слушает, эмоционально поддерживает учащихся. В случае необходимости помогает решать спорные вопросы. |
Приложение 2
Проекты учащихся. – Что такое параметр |
Рефлексивный этап | 15–20 мин. | Председатель НОУ дает слово членам ученого совета
для подведения итогов занятия – выбора лучшей лаборатории. Учащиеся, посещавшие элективный курс, заполняют карты диагностики ожиданий по изучению элективного курса, оценивают уровень своих достижений. Учащиеся подают зачетную книжку для выставления оценок. |
Благодарит всех участников игры и особо замечает,
что проекты учащихся пригодятся учителю в дальнейшей работе. Учитель выставляет оценку в зачетную книжку. |
Приложение 3 |