Разработка итогового занятия элективного курса по теме "Параметры в математике"

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Данное занятие проводится в 10-м профильном классе, который обучается по учебнику для 10–11-х классов “Алгебра и начала анализа” под редакцией А.Н. Колмогорова.

Заключительное занятие элективного курса “Параметры в математике” в 10-м классе, рассчитанного на 68 часов.

Основная цель занятия: организация коммуникационного пространства для констатации личных достижений учащихся.

Форма занятия – деловая игра “Заседание членов НОУ (Научного общества учащихся) по проблемам математики”.

Деловая игра – форма представления исследовательских проектов учащихся. Такая форма занятия

  • позволяет организовать образовательное пространство, где учащиеся могут действовать по собственному замыслу, в соответствии с поставленными целями;
  • дает возможность ученику проявить себя и добиться успеха;
  • способствует созданию ситуаций, в которых учащиеся должны защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты;
  • побуждает к самопроверке, анализу и оценке собственных познавательных и практических действий и действий товарищей;
  • позволяет пропагандировать знания между учащимися;
  • развивает коммуникативные навыки учащихся;
  • позволяет заинтересовать предпрофильной подготовкой учащихся 9-х классов.

Имитационная модель занятия

Задолго до начала игры класс разбивается на группы по три человека. Каждая группа представляет собой лабораторию, которая изучает и разрабатывает отдельную тему курса. Работая в группе, каждый ученик выбрал себе роль, позволяющую наиболее ярко проявить свои способности, активность каждого ученика в группе обеспечивалась с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей. Одни взяли на себя роль исследователей, другие выполняли практические задания, третьи редактировали готовое задание и оформляли работу, придавая ей “товарный” вид, делая при этом окончательную проверку всех заданий.

Предлагаемые темы для исследования: “Линейные уравнения с параметрами”, “Квадратные уравнения с параметрами и расположение корней квадратного трехчлена на координатной прямой”, “Линейные неравенства, содержащие параметры”, “Исследование знаков корней квадратного уравнения”. Задача сотрудников лабораторий спроектировать теоретическую и практическую основы для элективного курса “Знакомство с параметрами” по предпрофильной подготовке учащихся в 9-ом классе. Идея проектов – “Допишем учебник …”

В ходе проектирования учитель выполняет роль независимого консультанта, если нужно, проводит проблемные семинары по теме “Этапы проектной деятельности”.

На заседании НОУ проходит отчет сотрудников лабораторий с последующим выбором лучшей из них.

Заранее известны требования к докладам:

  • мультимедийная презентация доклада;
  • четкое выделение главного;
  • свободное владение содержанием материала;
  • умение отстаивать свою точку зрения.

В процедуре защиты проекта учитываются культура речи докладчика, манера держаться перед аудиторией, чувство времени, умение удержать внимание аудитории.

Должностные функции участников деловой игры

  • Председатель НОУ ведет заседание.
  • Заведующие лабораториями защищают проекты.
  • Рядовые сотрудники лабораторий отвечают на вопросы приглашенных.
  • Члены ученого совета (учителя математики и учащиеся 9-х классов, которые проявляют интерес к изучению математики) оценивают проекты.

Итогом занятия являются выбор лучшей лаборатории и самодиагностика ожиданий учащихся, которые посещали элективный курс и создавали проекты.

Цели и задачи итогового занятия

Основная цель: организовать оценку и самооценку уровня достижения учащимися целей элективного курса “Параметры в математике”.

Задачи:

Создать условия для

  • презентации проектов учащихся на выбранную тему.
  • выработки умений учащихся публично выступать, отстаивать свою позицию.
  • демонстрации знаний и умений, полученных на занятиях элективного курса.

Способствовать

  • приобретению опыта исследовательской работы (переход исполнительского творчества в поисковое и исследовательское) – работа со справочной и научно-методической литературой.
  • развитию навыков коллективной работы (ответственная зависимость между учащимися в группах при создании проекта).
  • развитию информационно-коммуникативных умений.
  • развитию умений учащихся анализировать свою работу и работу, проделанную товарищами.
  • формированию критической самооценки своей деятельности и достигнутого уровня в освоении курса.
  • развитию умений учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи, выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их.
  • развитию интереса собственно к математике.

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап

  • учитель сообщает цели и задачи занятия для гостей и учащихся, ход проведения;
  • учащиеся, в соответствии со своими ролями, занимают определенные места, где заготовлены оценочные листы; авторы проектов занимают места в первом ряду;
  • председатель НОУ ставит цель перед лабораториями доказать необходимость включения темы в программу курса по выбору в 9-ом классе.

Процессуально-содержательный этап

  • мультимедийная презентация и защита проектов;
  • ответы сотрудников лабораторий на вопросы гостей.

Рефлексивный этап

  • выбор лучшей лаборатории гостями занятия на основе заполнения оценочных листов (Приложение 2);
  • оценочные суждения учащихся (членов лабораторий) о степени удовлетворенности своей работой, о степени достижения целей;
  • заполнение диагностических анкет (Приложение 3).

Ресурсы

  • Мультимедийные презентации проектов.
  • Плакат с названием темы “Параметры в математике”.
  • Плакаты с высказываниями ученых Д. Пойя, М. Лауре, Конфуция, Лейбница.

(“Владение математикой – умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие оригинальности, изобретательности”. – Д.Пойя. “Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто”. – М. Лауре, “Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и впоследствии подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели”. – Лейбниц. “Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький”. – Конфуций).

  • Оценочные листы (приложение 2).
  • Таблички: с номерами лабораторий, жюри, председатель НОУ (Приложение 1).
  • Карта диагностики ожиданий учащихся (приложение 3).
  • Зачетные книжки учащихся (Приложение 4).

Ход занятия

Этапы занятия Время провед. Содержание, формы, методы, средства деятельности Примечания
Учащихся Учителя
Мотивационно-целевой 10 мин. Председатель НОУ ставит цель перед лабораториями доказать необходимость включения выбранной темы проекта в программу элективного курса для предпрофильной подготовки в 9-м классе.
Председатель НОУ распределяет должностные функции участников игры.
Учащиеся и приглашенные занимают определенные места в соответствии с ролями.
Сообщает цели и задачи занятия, ход проведения игры, предлагает выбрать председателя НОУ из числа учащихся, посещавших элективный курс; членов ученого совета из числа приглашенных учителей математики и учащихся 9-х классов. Приложение 1
Процессуально-содержательный 60 мин. Председатель НОУ ведет заседание. Предоставляет слово для защиты проекта заведующим лабораториями с обязательным сопровождением доклада мультимедийной презентацией.
Рядовые сотрудники лабораторий выражают свое согласие или несогласие с докладчиками, высказывая свою точку зрения.
После освящения доклада председатель НОУ предлагает членам ученого совета задать вопросы сотрудникам лабораторий.
Рядовые сотрудники лабораторий отвечают на вопросы приглашенных.
В ходе всего занятия члены ученого совета работают с оценочными листами, делая пометки о качестве проекта и качестве его защиты.
Учитель сообщает требования к процедуре защиты проектов.
Наблюдает, слушает, эмоционально поддерживает учащихся. В случае необходимости помогает решать спорные вопросы.
Приложение 2

Проекты учащихся.
Мультимедийная презентация проектов.

Что такое параметр
Линейные уравнения
Линейные неравенства, содержащие параметр
Исследование знаков корней квадратного уравнения
Расположение корней квадратного трехчлена на координатной прямой

Рефлексивный этап 15–20 мин. Председатель НОУ дает слово членам ученого совета для подведения итогов занятия – выбора лучшей лаборатории.
Учащиеся, посещавшие элективный курс, заполняют карты диагностики ожиданий по изучению элективного курса, оценивают уровень своих достижений.
Учащиеся подают зачетную книжку для выставления оценок.

Самоанализ урока см. по ссылке

Благодарит всех участников игры и особо замечает, что проекты учащихся пригодятся учителю в дальнейшей работе.
Учитель выставляет оценку в зачетную книжку.
Приложение 3

Приложение 4