Цели урока:
- систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных;
- сформировать представлнение о смыслоразличительной роли ударения в словах. Формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова;
- развивать устную и письменную речь;
- воспитывать любовь к родному языку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь.
II. Чистописание.
На доске: Уу Дд Аа Рр Ее Нн Ии Ее
У. Посмотрите, его имя написано на доске. Давайте запишем сначала все эти буквы, а рядом имя принца.
Проводится минутка чистописания.
У. Как же его зовут?
Д. Ударение.
У. Запишите два словарных слова
начинающихся на любую из этих букв.
III. Постановка темы урока
У. Сегодня мы с вами узнаем, для чего же
нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть
внимательными и ничего интересного не
пропустить. Знаете, что случилось со словами,
которые забыли про ударение?
Д. Нет.
У. Рассказать? Тогда слушайте.
IV. Работа по теме урока
У. В некотором царстве в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение части из вас!» Слова конечно не поверили.
На доске:
замок
белки
стрелки
кружки
У. Вышел вперёд замок и сказал: “Я тебя
не боюсь, я такой сильный и тяжёлый. Что справлюсь
с каким-то Ударением. Ведь Ударение- это просто
чёрточка!” А Ударение рассердилось и
перепрыгнуло с последнего слога на первый.
– Как вы думаете, какое слово получилось?
Д. Замок.
У. А дальше вот что случилось. Вышли
вперёд… Читайте сами.
Д. Белки.
У. Да. “Мы самые главные компоненты
любого живого организма, и уж с нами-то Ударение
ничего не сделает”. Как вы думаете, Что
произошло?
Д. Ударение перешло на другой слог.
Ударение превратило это слово в белок.
У. Абсолютно верно. А теперь
попробуйте сами закончить сказку.
Д. Потом вышли стрелки и сказали:
”Мы умеем стрелять. Мы можем защитить себя”.
Ударение их выслушало и превратило в стрелки.
Оно перешло на первый слог.
У. Молодцы!
Д. Затем Ударение превратило кружки
в кружки.
У. А как вы думаете, какой вывод сделали
слова? Чем закончилась эта история?
Д. Слова поняли, что они не могут жить
без ударения.
В каждом слове есть ударение.
У. А если слово состоит из одного слога,
ударение ставится?
Д. Если в слове один слог, то ударение не
ставится.
У. Объясните почему?
Д. Если в слове один слог, то в этом слове
один гласный звук. Этот гласный звук всегда
произносится чётко и ударение уже не превратит
это слово в другое.
У. Ударение может изменить смысл слова.
А теперь выполним упражнение, где ударение
меняет смысл слова.
Дети выполняют упражнение в тетради. Один ученик комментирует.
V. Физкультминутка
VI. Тема урока (продолжение)
У. Вот видите, сколько работы у принца Ударения. Но, несмотря на свою загруженность, он приготовил вам задания. Прочитайте, что за слова написаны на доске.
Доска:
Уху
Ворот
Пили
Д. Здесь не ясно, о чём идет речь, ведь
ударения нет.
– Уха – суп, ворота – воротник.
– Нет, это у ворот.
– Пили – значит, они что-то пили.
– А может быть, это значит пилить.
У. Видите, как трудно без ударения. Я
сейчас вам помогу.
Доска:
Уху Мы сегодня ели …
Комар подлетел к …
Ворот Собака сидит у …
У рубахи вышит …
Пили Дети … молоко
… бревно ровно
Д. Теперь всё понятно. По
предложению можно понять о чём идёт речь.
У. Запишите себе любые два предложения.
Но не забудьте про ударение. Слог, который
произносится сильнее других, с ударением,
называется ударным. А как называется слог, на
который не падает ударение?
Д. Безударный.
У. Продолжите. Знак ударения всегда
ставится над буквой, которая …
Д. Обозначает ударный гласный звук.
У. Молодцы! Принц Ударение очень доволен
вашей работой. Он предлагает ещё задание.
Справитесь?
– Я говорю слово, а вы на следующей строчке, с
маленькой буквы будете писать только букву,
обозначающую ударный гласный звук.
– Пенал (а), учитель (и), портфель (е), Люда (ю),
пятница (я), альбом (о), ручка (у), цветы (ы), ёлка (ё),
Эмма (э).
Доска:
а и е ю я о у ы ё э
– Что мы знаем о букве ё?
Д. Если в слове есть ё, то мы ударение не
ставим. Ударение в слове всегда падает на слог с
буквой ё.
У. Расскажи-ка буква ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Д. Буква ё даёт отчёт:
– Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда.
У. Ой-ой-ой
Вот это да!
– Посмотрите к себе в тетради, что вы заметили?
Д. Записаны все буквы гласных звуков.
– Значит, Ударение может ставится над любой буквой гласного звука, кроме ё, т.к. она всегда ударная.
VII.Физкультминутка
VIII. Тема урока (продолжение)
У. Принц очень рад, что вы пришли к нему в замок. Всем гостям он загадывает загадку.
Доска:
Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
– Читайте и думайте, верно ли это?
Д. Нет не верно. Сто сорок и сто сорок
не будет двести сорок.
У. Запишите это предложение в тетрадь и
поставьте в словах ударение.
Дети пишут.
– А теперь задание такое прочитайте слова. Принц Ударение просит вас придумать предложения с этими словами. Подумайте, сколько может получиться предложений с каждым словом?
Доска:
нарубите иглы
Д. Нарубите дрова. Когда вы
нарубите дрова? У меня нет иглы. В коробочке лежат
иглы.
У. В чём вы ещё раз убедились?
Д. От места ударения зависит смысл
слова.
У. Я вам предлагаю задание на внимание.
Доска:
Деревья кусты иглы
– Прочитайте слова, подумайте, какое слово
лишнее?
Д. Кусты – 2 слога, в остальных словах 3
слога. Ландыш – ударение падает на 1 слог, в
остальных словах на 2.
У. Молодцы! Закройте глазки. Мы
возвращаемся.
Солнце село за село
Нам ужасно повезло
Что в гости к Ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.
IX. Итоги урока
У. Что же это за секреты ударения?
Д. Ударение ставится, если в слове
несколько слогов.
– Буква ё всегда ударная.
– Любая буква гласного звука может быть под
ударением.
– Слоги бывают ударными и безударными.
– Ударение может изменить смысл слова.
– И на прощание последнее испытание. Я вам говорю слово, а вы его меняете.
хлопок – хлопок
пары – пары
мука – мука
поля – Поля
полки – полки
стоит – стоит
плачу – плачу