Статья "Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектной деятельности"

Разделы: Начальная школа


Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

Кроме того, в целостном педагогическое процессе формирование творческих способностей – необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка – это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы, в том числе и начальной.

В психолого-педагогической науке под творческими способностями принято понимать индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности, включающей в себя готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. В свою очередь, творчество вообще – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Наиболее благоприятные условия для решения вышеуказанных задач создает проектная технология, ведущим методом которой является метод учебных  проектов. Принято считать, что метод проектов благотворно влияет на развитие личности на любом этапе обучения, а его внедрение практикуется уже на начальной ступени школы.

История данного вопроса состоит в том, что МЕТОД ПРОЕКТОВ – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. В основе метода проектов – концепция прагматистской педагогики, провозгласившей "обучение посредством делания" (Д. Дьюи). Ещё в начале прошлого века сторонники метода проектов В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина и др. провозгласили его единственным средством преобразования школы учёбы в школу жизни. Были разработаны комплексно-проектные программы, в которых систематическое усвоение знаний под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий-проектов.

Проблема проектного обучения, как одного из способов самостоятельной поисковой деятельности учащихся внедряется в работу МСОШ №9  г. Нижневартовска. Обучение школьников проектной деятельности – это специально организованные процессы овладения учащимися на содержательно- процессуальном и функциональном уровне проектной деятельностью, проектно-технологической культурой и формирование готовности к проектному взаимодействию с миром. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

С 1998 года наша школа сотрудничает с Институтом новых образовательных систем (ИНОС) г. Москва, который является экспериментальной площадкой при Министерстве образования Р.Ф. С 2004 года совместно с ИНОС начата апробация учебно-методического комплекса «Планета знаний».

В программе полностью реализован новый образовательный стандарт и частично воплощены идеи модернизации Российского образования. В учебно-методическом комплекте «Планета знаний» проектная деятельность выступает как форма организации внеурочной деятельности школьников.

Ежегодно в апреле в нашей школе проводится общешкольная научно-практическая конференция. Подготовку к данной конференции учителя и учащиеся начинают с начала учебного года: выбирают тему проекта, определяют цели и задачи, прогнозируют желаемый результат. Далее работа над проектом делится на несколько этапов. Учащиеся знакомятся с информационными ресурсами по теме, анализируют, отбирают и систематизируют необходимую информацию. Затем учащиеся приступают к практическому выполнению проекта, создаю проектную папку, готовятся к защите своих творческих (исследовательских) работ. На каждом из этапов выполнения проекта учащиеся работают в тесном сотрудничестве с учителем. На научно-практической конференции проходит презентация ученических   проектов. Лучшие работы  защищаются на городском уровне.

Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, развивает творчески. Работа над учебными творческими проектами предлагается в учебниках И. В. Потапова «Окружающий мир», Э.Э. Кац «Литературное чтение», Л.Я. Желтовская «Русский язык». На специальных разворотах даются вопросы и задания для самостоятельного изучения путем поиска дополнительной информации; 2-3 темы проектов, примерный план работы над ними. Но данный материал предлагается только для организации внеурочной деятельности учащихся. На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) этого было достаточно, так как учащиеся выполняли посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собираемая детьми информация в большей степени образная, чем текстовая. Например, на уроках литературного чтения в 1 классе проектная деятельность осуществляется уже в адаптационный (добукварный) период. Обобщая тему «Наша речь», дети собирали наглядную (образную) информацию по выбранному аспекту темы. Источниками информации служили беседы со взрослыми (их помощь на данном этапе обязательна), детская периодика, компьютерная и телевизионная информация, экспозиции выставок и т.д. Собрав необходимую  информацию, ребята презентовали свои творческие работы: чтение стихов, театр мимики и жестов, рисуночное письмо другу, буквы из различных материалов.

Проектная деятельность по теме «Алфавит» (букварный период) велась в течении всего времени изучения букв и звуков. Поскольку это длительный период, то систематически проводились обзор текущего состояния дел, организовывались промежуточные мини-презентации, оказывалась конкретная помощь учащимся и привлекались к организации проектируемых дел родители. Приведем примеры творческих проектов по теме «Алфавит»:

  1. Показ на празднике букваря «Театра живых букв»;
  2. Проведение викторины на знание алфавита;
  3. Создание «секретной» азбуки на пальцах, передача с её помощью сообщений;
  4. Придумывание своих необычных азбук: фруктово-ягодные, азбуки имён;
  5. Расстановка в классной библиотечке книги по алфавиту (по авторам).

В учебнике «Литературного чтения» предлагается выполнить творческие проекты по темам: «Загадки, считалки, скороговорки» и «Сказки».

По данной теме дети выполнили следующие творческие проекты:

– книжки-малышки или книжки-раскладушки: «Загадки о животных», «Загадки о растениях», «Загадки о явлениях природы», «Считалки», «Скороговорки»;
– записи загадок с рисунками-отгадками;
– был проведён праздник-конкурс загадок, считалок, скороговорок.

По предмету «Окружающий мир» дети выполняли следующие проекты: «Мой режим дня», «Моя будущая профессия», «Животные моего края», «Составляли различные памятки», «Оформляли фотовыставки», составляли альбомы «Семейные традиции», «Моя родословная», «Небесные тела», «Третья планета от солнца» и другие.

Постепенно проектная деятельность увлекла учащихся, их заинтересовал не только сам процесс изготовления продукта, ребята стали активно участвовать в обсуждении и выборе тем, в постановке целей и задач, старались распределять роли и обязанности в групповых проектах, составлять план работы. Дети получили определенные навыки проектной деятельности и соответственно, увеличилось количество ребят готовых защищать свои работы.

Исходя из вышесказанного на основании положительной динамики учебной мотивации, возросшей познавательной активности учащихся, сформированности у них навыков проектной деятельности мы сочли целесообразным внести дополнения в типовые программы «Литературное чтение», «Окружающий мир». Нами предложено использовать метод проектов в начальной школе не только во внеурочной, но и в учебной деятельности, так как в процессе выполнения проекта формируются не только общеучебные умения и навыки, но и творческие способности, коммуникативные и информационные компетенции, презентационные умения и навыки.

В календарно-тематическом планировании мы выдели вводный урок и урок-презентацию (защита проектов).На вводном уроке учитель знакомит детей с основными темами раздела, их содержанием, вместе с детьми формирует проблемы по рассматриваемым вопросам. Определяются примерные темы проектов. Учитель оперативно управляет процессом, указывает источники информации, дает краткий инструктаж по содержанию работ. Так как у младших школьников ведущей остается игровая деятельность, поэтому данный урок рекомендуется проводить в игровой форме (путешествие, аукцион и др.) Урок презентация проводится в конце изучения темы. Он завершает, подводит итоги работы над учебными проектами. Учащиеся защищают свой продукт, рассказывают о ходе работы над ним, представляя итоговый результат.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.

Литература:

1. Матяш Н.В, Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М. 2002.
2. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
3. Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся образовательных школ. М. 1985.
4. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М. 1986.
5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.1983.
6. Сергеева В.П. «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» М.2002
7. Петрова И.А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1-4-й классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний». М. 2006.