Тема: Решение нестандартных задач. Развитие быстроты реакции мышления.
Цели:
- продолжить работу над решением нестандартных задач;
- развивать быстроту реакции мышления детей, слуховую и зрительную память;
- воспитание чувства поддержки в совместной работе.
Оборудование: картинки для развития зрительной памяти, игра «Пазлы», звукозаписи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Упражнение для снятия напряжения «Лимон»: дети сжимают левую руку, представляя, что в ней находится лимон и нужно из него выдавить сок, затем кисть руки быстро разжимается, как будто лимон выбрасывается. Тоже самое повторяется с другой рукой.
II. Зарядка для ума:
- назвать одним словом длинное узкое помещение;
- отгадать загадку: любит он во рту скрываться, знать боится показаться;
- назвать кусок материи, которая покрывает стол;
- какие сто букв останавливают движение транспорта;
- то, что остается от конфет;
- птица – лесной доктор;
- Миша тратит на дорогу в школу пять минут. Сколько минут на дорогу в школу потратят они вместе с мамой?
III. Развитие зрительной памяти
– Сегодня нам надо будет собрать картинку из пазлов, на каждом из которых есть свое задание.
Первый пазл.
Задание 1. Посмотреть на картинку несколько секунд, и дать ответы на следующие вопросы. <Рисунок 1>
– Что делает собака?
– Сколько пуговиц на костюме?
– Какая буква на мяче?
– Сколько мячей на рисунке?
– С какой стороны у клоуна занавес?
Задание 2. Посмотреть пять секунд на фигуры и зарисовать в тетрадь. <Рисунок 2>
IV. Развитие слуховой памяти
Второй пазл.
Задание 1. Игра «Урожай фруктов». Один ученик называет фрукт, второй повторяет и добавляет свой фрукт, третий повторяет название первых двух и добавляет свой фрукт и т.д. Так до 10 фруктов. Затем дети должны записать в тетрадь по памяти название фруктов.
V. Физкультпауза
Третий пазл.
Задание 1. Под музыку выполнить физкультминутку. Встать прямо. Руки опустить вдоль тела. Сделать глубокий вдох, медленно поднимая прямые руки до уровня груди, ладонями вперед. Направить внимание в центр ладони, представить там «горячую монетку» и задержать дыхание. Теперь медленно выдыхнуть, рисуя обеими руками одновременно два квадрата с разных точек слева направо. Повторить упражнение сначала, но на выдохе с разных точек рисовать два треугольника. Снова повторить, только чертить перед собой на этот раз с разных точек два круга.
VI. Развитие быстроты реакции мышления
Четвертый пазл.
Задание 1. Зашифрованные слова. Дается шифр:
А В Г И Л М
Н О Р Т Я
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11
289
–
2913
–
68521 –
54687
–
3467
–
1161 –
4351
–
7891
–
545411 –
Задание 2. Найди нужное слово. Пример: песня – композитор = самолет – ? Варианты ответов:
а) аэродром
б) горючее
в) конструктор
г) летчик
1) Школа – обучение = больница – ?
а) доктор
б) ученик
в) лечение
г) больной
2) Нож – сталь = стол – ?
а) вилка
б) дерево
в) стул
г) пища
3) Лес – деревья = библиотека – ?
а) город
б) здание
в) библиотека
г) книги
4) Слагаемое – сумма = множители – ?
а) разность
б) делитель
в) произведение
г) деление
VII. Решение нестандартных задач
Пятый пазл.
Задание 1. Сумма и произведение четырех чисел равны восьми. Что это за числа? (Решение осуществляется путем подбора.)
Задание 2. В кувшине впятеро больше воды, чем в чайнике. А в чайнике на восемь стаканов воды меньше, чем в кувшине. Сколько воды в кувшине? (Задача решается путем сравнения отрезков.)
VIII. Заключение
Шестой пазл.
Задание. Ответить на следующие вопросы:
– Что вам показалось интересным на уроке?
– Догадались ли вы, какой рисунок получается из
пазлов?
– Из каких геометрических фигур состоит
снеговик? <Рисунок 3>
IX. Подведение итогов
Х. Домашнее задание: работа в тетради: «Геометрия вокруг нас».
Список литературы:
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам (рабочая тетрадь). – М., 2007.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2001.
- Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запомнить лучше. – М., 2004.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в третьем классе. – М., 2006.