Тема: Действия с многозначными
числами.
Цели:
- совершенствовать умения составлять и читать многозначные числа, складывать их;
- формировать умения готовить примеры на вычитание;
- формировать словесно-логический способ действия;
- учить учиться.
Оборудование: тетради для работы, карточки, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Работа по теме урока
1) – Начинаем работу на уроке математике.
Проверьте посадку, откройте тетради, запишите
дату и слова «классная работа».
2) Рассмотрите рисунок (Слайд 1 – различные
геометрические фигуры разного
цвета)
– Какие фигуры вы видите? (Овал, треугольник,
четырёхугольник, квадрат)
– Нарисуйте фигуру: не серую, не голубую, не
треугольник, не круг. (Дети рисуют)
– Какую фигуру вы нарисовали? (Спросить 1–3
учеников)
– Докажите. (Вы сказали нарисовать не серую, не
голубую, не треугольник, не круг. Значит, это –
овал.)
– Нарисуйте следующую фигуру, изменив форму.
– Что вы нарисовали?
– Как вы думаете, можно было нарисовать другую
форму? (Можно)
– А сколько вариантов могло получиться?
– Измените цвет фигуры.
– Какой цвет у вас?
– Сколько вариантов может получиться? (Много)
– Измените размер.
– Сколько вариантов может получиться? (Два)
– Докажите, что два. (Можно увеличить и
уменьшить).
Итог: Молодцы! Хорошо справились с заданием.
3) Анализ тетрадей.
– Анализируя записи в тетрадях, я хочу
отметить, что пишите вы аккуратно, к сожалению,
допускаете ошибки при написании некоторых
цифр.
Показ цифры 2, объяснение ее написания
(обращается внимание на ее размер).
Аналогичная работа с цифрой 5 (обращается
внимание на форму).
Аналогичная работа с цифрой 3 (обращается
внимание на форму).
Запись цифр.
– Как вы думаете, а цвет цифры изменился или нет? (Нет)
– Над какими цифрами работали? (2, 5, 3)
Итог: Мне понравилось, как вы написали. Старайтесь так же писать на протяжении всего урока.
4) Используя эти цифры, составьте и
а) запишите наименьшее трёхзначное число.
– Прочитайте, какое число вы записали? (235)
– Как вы думаете это истинно или ложно. Докажите.
Ученик: Я думаю что истинно, потому что наименьшая цифра 2, значит, она указывает количество сотен, затем идут десятки – их 3, а потом единицы – их 5.
б) Запишите наибольшее трёхзначное число.
– Какое число вы записали? (532)
– Докажите, что вы правы.
Итог: Молодцы, вы правильно записали
числа.
– Прочитай наименьшее число.
– Прочитай наибольшее число.
5) – А что мы умеем делать с этими числами? (Складывать,
вычитать, сравнивать)
а) – Запишите сумму этих чисел (235 и 532)
– Прочитай.
235
+ 532
– Какой ответ получился?
– Было ли трудно? Почему? (трудно не было, потому
что не было перехода через разряд)
б) – Запишите пример на вычитание.
– Прочитайте.
532
– 235
– Какой вопрос можем задать к этой
записи? (на сколько больше, на сколько
меньше)
– Сможем ли мы вычислить? (нет)
– А что мы умеем делать? (подготовить пример для
вычисления)
– Подготовьте.
532
– 235
. . .
– Проверка. Доказательство.
– Объясни…
– Сколько знаков получили бы при вычислении?
– Какое число получим? (трёхзначное)
Итог: Иван правильно подготовил пример для вычисления и верно объяснил.
6) Работа в парах.
а) – Возьмите карточку с синей точкой.
Прочитайте задание.
– Всё ли понятно?
– Выполняйте.
Карточка.
5836 68375 – 3792 – 16839 |
Индивидуальная карточка
17802 |
– Проверка рассуждений ученика.
17802
– 9531
. . . .
– Кто не смог рассуждать так, как товарищ (поднимают
руки)
– Давайте послушаем рассуждение ещё раз (ученик
проговаривает по алгоритму).
Итог: рассуждали правильно, молодцы.
7) – А теперь рассмотрите внимательно и скажите,
какое задание нужно выполнить?
а) Нужно решить примеры.
На экране: слайд 2.
234 + 89 = 18746 + 25348 = 6812 + 1574 = 9 9 |
– Что общего в этих примерах?
– Скажите, какой пример здесь лишний и почему?
Докажите. (Первые два – система счисления по 10,
последний – по 9)
б) – Запишите и вычислите примеры с десятичной
системой счисления.
– Проверка (читают 1 пример и ответ, сигнал)
234 18746
+ 89 + 25348
323 44094
Итог: как сосчитали.
в) коллективно
– Что значит пример записан в девятиричной
системе счисления? (значит в каждом разряде по 9)
– Запишите и сосчитайте.
6812
9
+ 1574
9
8486
9
– Рассуждает ученик.
– Проверка (сигналы).
Итог: Молодцы!
III. Физминутка.
8) Работа над задачей (на экране задачи и схемы – слайд 3).
а) – Что дано? (Задачи и схемы)
Задача 1.
В магазине было а кг рыбы. После перерыва осталось в кг рыбы. Сколько кг рыбы было подано до обеда?
Задача 2.
Длина одного рулона а метров, другого на в метров больше. Какова длина двух рулонов?
Задача 3.
У Ани было а рублей. Она купила тетрадь за в рублей и краски за с рублей. Сколько она получила сдачи?
Схемы:
– Прочитайте первую задачу.
– Найдите схему к этой задаче. Докажите.
– Прочитайте вторую задачу.
– Какая схема подходит к этой задаче? Докажите.
– Прочитайте третью задачу. Найдите схему.
Докажите.
Итог: Умницы! Правильно доказали выбор.
б) – А теперь работаем над 1 и 2 задачами.
– Перечитайте, проанализируйте, запишите
выражение.
– Какое выражение записали к первой задаче?
Докажите. (а – в)
– Какое выражение записали ко второй задаче?
– Докажите. (а + в) + а; а + (а + в)
Вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
в) Работа над 3 задачей.
– Запишите в тетради слово «Задача».
– Перечитайте, проанализируйте, запишите
выражение.
– Какое выражение вы записали?
– Докажите. ( а – (в + с); а – в – с)
г) – Я дала значения буквам а, в, с на экране:
а = 20 руб. а = 20
руб. а = 50
руб. а = …
в = 6 руб. в = 6
руб. в = 12
руб. в = …
с = 9 руб. с = 15
руб. с = 18
руб. с = …
– Сколько вариантов значений? (3)
– Рассмотрите внимательно, я спрятала ловушку.
– В каком из вариантов ловушка? Докажите.
– Решите задачу, используя мои данные.
– Как вы думаете, почему в последнем варианте нет
данных?
– Что я вам предлагаю?
– Работайте.
– Проверка. Сколько Аня получила сдачи?
красные – 5 руб.
жёлтые – 20 руб.
зелёные – ?
9) – Ребята, давайте подведём итог:
– Чем же мы с вами занимались на уроке? (Ответы
учащихся)
(На доске появляются знаки «+» и «–»)
– Что вам понравилось на уроке?
– А мне сегодня понравилось, что вы очень хорошо
работали.
– Выставление оценок за урок.
– А как вы думаете, ребята, чего в жизни больше «+»
или «–»? (Ответы детей)
– А я думаю, что «плюсов», потому что они приносят
людям радость, а вот «минусы», я думаю, приносят
огорчение.
IV. Итог урока
– Молодцы! Вы хорошо работали на уроке.
V. Домашнее задание
Учащимся предложены карточки на выбор.