Тема: Дворцовые перевороты
Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I. Дать представление о насущных общественных проблемах.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с понятиями дворцовый переворот, Верховный Тайный совет, временщики, конституционная монархия, фаворитизм, кондиции;
- выявить причины и сущность дворцовых переворотов и показать роль гвардии в их осуществлении;
- раскрыть феномен фаворитизма;
- проследить смену монархов на российском престоле в 1725–1762 гг. и охарактеризовать особенности их политики;
Оборудование:
- карта «Россия в XVII–1760 г.»,
- атласы,
- документы,
- дополнительный материал о монархах периода дворцовых переворотов,
- диск с записью тестов и слайдов,
- компьютер,
- мультимедийный проектор.
Используемые компьютерные программы: Power Point для повышения познавательного интереса учащихся и наглядного отображения материала.
Ожидаемый результат:
- Учащиеся узнают о причинах и сущности дворцовых переворотов, особенностях правления монархов в этот период времени.
- У учащихся формируется умение:
- определять характерные, существенные черты минувших событий и явлений,
- группировать исторические события и явления по указанному признаку,
- объяснять смысл важных исторических понятий.
ХОД УРОКА
№ п\п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время (мин.) |
|||||||||||||||||
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся. Психологическая установка на работу. | 1 |
||||||||||||||||||
2 | Мотивационная часть урока |
Вспомните указ о престолонаследии, изданный Петром I в1722 г.
1. В чем необычность ситуации, описанной в
документе?
«Зловещим местом был град Санкт-Петербург,
столица новоявленной миру Российской империи, в
январе 1725 года…В жалких лачугах поселилось
тяжкое ожидание. Во дворце, надежно окруженном
гвардейскими полками, умирал первый император
Всероссийский, Отец Отечества, царь Петр Великий,
которого, впрочем, и современники, и потомки
нередко именовали «Окаянным».
Предположите, какая судьба ждала наше государство, не имевшее государя?
«В первые 16–17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренилось, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой – в особенностях той среды, которая управляла делами». С. Ф. Платонов [3] Вопросы: 1. О каком историческом периоде идет речь? Что вам известно об этом периоде? 2. Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока? Приложение 1 (презентация)
|
Дети отвечают на вопрос. Слушают и отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Учащиеся получают документ, читают его и отвечают на вопросы.
Записывают тему в тетрадь. |
1
4
1
4
1 |
|||||||||||||||||
3 | Основное содержание урока |
Дворцовые перевороты 1725–1762 гг.
|
Выполняют задание в тетради. Сравнивают
свои записи с текстом слайда.
Читают материал учебника и выполняют задание.
Отвечают на вопрос. |
5
10
3
30
12 |
|||||||||||||||||
4 | Рефлексия | – Что узнали на занятии? – Что вам понравилось на уроке, что запомнилось? – Можете ли вы объяснить, что такое дворцовый переворот? – С какими новыми терминами вы познакомились? – Что вы можете рассказать об особенностях правления монархов периода дворцовых переворотов? |
Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы. | 5 |
|||||||||||||||||
5 | Домашнее задание | 1. Прочитать §20–21, 22 2. Ответить на вопросы к §§ и к документам. 3. Выучить новые термины. 4. Написать мини-сочинение «Мне симпатичен (на) или (не) симпатичен (на)…». |
Записывают домашнее задание. | 3 |
Используемая литература:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России
конец XVI–XVIII век. М., Просвещение, 2004, с. 146–163.
2. Тайна январской ночи А. Толстиков
\\Предупреждение №1, 2003, с. 7.
3. Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные
разработки по истории России с конца XVI до конца
XVIII века. М., Вако, 2001, с.115.
4. Симонова Е.В. Поурочные разработки по
истории России. М., Экзамен, 2006, с. 211.