КВН по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить ЗУН по теме: «Имя существительное».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вводная часть

Учитель.  Сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня КВН, который посвящен имени существительному. (Презентация. Слайд 1)

Представление жюри.

2. Приветствие команд

Команда «Друзья»

– Наша команда называется «Друзья», это команда: «д» – дружных, «р» – работоспособных, «у» – умелых, «з» – затейников, «ь» – изучающих, «я» – явления имен существительных.

Чтобы правильно слова писать,
Все правила надо знать.
Знать надо про безударные гласные,
Надеюсь, вы со мной согласные.
Для этого мы КВН начинаем,
Пусть каждый силы свои узнает.
Знать надо про падежи и рода.
Правописание нужно всегда.
Отправляя поздравленья,
Помни правила склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
Чтобы правильно писать,
Учится детвора,
Хоть и трудна бывает
Учения пора.
Нужно человеку в жизни
Знание языка.
Жизнь без грамоты
Совсем нелегка.
Да, ребята, в жизни много пригодится,
Надо нам для этого старательней учиться.
Написать письмо ли, прочитать газету,
Грамота нужна во всем на свете.
Хоть и будет трудно, надо начинать,
Вот и все, что мы хотели вам сказать.

Команда «Победа»

– Наша команда называется «Победа». Это команда: «п» – прилежных, «о» – отважных, «б» – бесстрашных, «е» – единомышленников, «д» – дружных, «а» – альтруистов.

Мы собрались тут не зря,
Поскольку это середина февраля.
Кто выиграет, для нас пока секрет,
Но КВН на это даст ответ.
Кто победит, кто проиграет,
Нас эта тайна донимает.
Мы желаем всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
От команды от «Победы»
Вот вам пожелание:
Через труд придет победа,
Через труд и знания.

Учитель.  Итак, наш КВН посвящен имени существительному. Что же такое имя существительное? (Презентация. Слайд 2)
Ответы детей по одному предложению.

3. Конкурс «Разгадай символы»   (Приложение 3)

– Давным-давно, когда не было письменности, как же люди общались между собой? Но и общались с помощью символов и значков. Знаки и символы с древнейших времен дошли и до наших дней. Символы без слов что-то обозначают, запрещают или разрешают. Колокольный звон был сигналом радости и тревоги. В Африке известия передавались с помощью большого барабана –тамтама. Перед вами символы. Нужно разгадать, что эти символы обозначают, и назвать имена существительные.

4. Конкурс «Определи род существительных» (Презентация. Слайд 3)

– Имена существительные имеют мужской, женский или средний род. Но бывают хитрые существительные: умница, сирота, молодец – они имеют общий род.
Некоторые существительные можно отнести как к женскому ,так и мужскому роду. (Презентация. Слайд 4)

И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в серебристых облаках.
Лебедь – м.р.

Глядь, поверх текущих вод,
Лебедь белая плывет.
Лебедь – ж.р.

– А сейчас внимание: перед вами слова, нужно определить их род. (Презентация. Слайд 5) и проверка (Презентация. Слайд 6)

Радио , шампунь, очередь, память, корень
Картофель, пальто, мозоль, мысль, рояль
Радио , шампунь, очередь, память, корень
Картофель, пальто, мозоль, мысль, рояль

5. Конкурс «Измени существительное по числам» (Презентация. Слайд 7)

– Ваша задача следующая. Команда «Друзья» читают слово в единственном числе, а команда «Победа» называет это слово во множественном числе, а потом команде «Победа» читает существительное во множественном числе, а команда «Друзья» называет это слово в единственном числе.

Окно, конь, озеро, брат, Москва.
Друзья, облака, дни, колосья, вилы.

6. Конкурс «Кто больше назовет существительных, употребляющихся только во множественном числе»

Джинсы, весы, часы, вилы, деньги, обои, белила, кудри, носилки, брюки, ворота, выборы, переговоры, сливки, дрова, каникулы, грабли…

7. Конкурс «Сколько существительных» (Презентация. Слайд 8)

– Сейчас я прочитаю отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин», а вы посчитайте, сколько имен существительных в этом отрывке. (28)

Возок несется чрез ухабы,
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины, моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

8. Конкурс «Склонение»       (Приложение 1, Приложение 2)

– Разгадайте ребус и определите склонение всех существительных.

Стриж, аист, мелодия, косточка, Дмитрий

Утро, листок, трибуна, актриса, столяр

9. Конкурс «Кто больше назовет несклоняемых существительных»

– Вы определяли склонение имен существительных, но в русском языке есть такие существительные, которые не склоняются.

Радио, метро, пальто, кофе, бюро, пюре, кашне, фойе, мулине, безе, шоссе, фортепиано, эскимо, драже, манто, кимоно, турне, суфле, букле, кино, маэстро…

10. Домашнее задание

Г.Граубин «Ленительный падеж»

Спросили Лежебокина:
– А ну-ка, расскажи,
за что так ненавидишь ты,
не любишь падежи.
Давным-давно все школьники
Их знают назубок,
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина,
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С другими не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
– Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, простительный.

А.Шибаев «Несуразные вещи»

– Здравствуй!
– Привет!
– Что это ты несешь?
– Несу разные вещи.
– Несуразные? Почему они несуразные-то?
– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел.
– Что не сумел?
– Отстань!
– Да ты говоришь не сумел. Что не сумел-то?
– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
– Ну если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
– Какая жена? Это у Мишки-то жена ?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
– Вот оно что.
– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
– Тамарка?
– Ага.
– И ничего, симпатичная?
– Красивая! Зеленая такая…
– То есть как?
– Зеленого цвета.
– Постой, постой … Это что же: у нее волосы, что ли зеленые?
– У кого волосы?
– Да  у Тамарки-то.
– Что-о?
– Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
– Та    марка! Марка, понимаешь? Та самая марка, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая. Там арка нарисована.
– Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
– Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
– Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
– А ну тебя …
– Да стой, стой!
– Ну что еще?! – Привет передавай.
– Кому?
– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

11. Конкурс капитанов.  (Презентация. Слайд 9)

А) Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.

В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик шел косой.
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.

Б) Найдите смысловое различие словосочетаний.  (Презентация. Слайд 10)

Подарок Коли.
Подарок Коле.

Письмо Оли.
Письмо Оле.

12. Конкурс « Сочини стихотворение» (Презентация. Слайд 11)

– За одну минуту по данным рифмам сочините стихотворение.

Урок                                           Перемена
падежи                                       звонок
подскажи                                   сто ног
изучаю                                       смех
скучаю                                       не могу
не спешу                                    всех
пишу                                          бегу
тетрадь                                      перемена
пять                                           Лена
дуг
вокруг

13. Конкурс «Пословицы» (Презентация. Слайды 12, 13 и 14)

– Из слов составить пословицы и объясните их значение.

  1. монастырь,  уставом, не ходят,  в чужой, со своим.
  2. другому, яму, упадешь,  сам, в нее,  не рой
  3. один, семь, отрежь, раз, примерь, раз
  1. коню,   дареному, в зубы, не смотрят
  2. все, в лес, волка, смотрит, как, не корми, он,
  3. погонишься,  ни одного, за  двумя, зайцами, не поймаешь ,

(В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
Семь раз примерь, один раз отрежь.

Дареному коню в зубы не смотрят.
Как волка не корми, он все в лес смотрит.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)

14. Подведение итогов. Награждение победителей.   (Презентация. Слайд 15)