Урок русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать навык правописания падежных окончаний имён прилагательных;
  • совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи, обобщённом лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и падежам, наблюдать зависимость имён прилагательных от имён существительных;
  • развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь.

Материал: учебник русского языка, автор Зеленина Л.Н.., Хохлова Т.Е. , 4 класс, методическое руководство.

Оборудование: репродукция картины с зимним пейзажем, слайды, картинки с изображением птиц.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам предстоит трудная, но интересная работа. Мы повторим правописание падежных окончаний имён прилагательных. Давайте обратимся к нашей рефлексивной таблице и оценим свои знания по этой теме.

Я знаю не всё.

Я знаю хорошо.

Я знаю отлично.



– Поставьте на полях знак, который, как вы считаете, соответствует вашим знаниям по этой теме.

– Посмотрите на план нашего урока:

Сегодня на уроке:

  1. Я всё запомню.
  2. Минутка чистописания.
  3. Работа с новым словарным словом.
  4. Исследовательская работа.
  5. Задания в тексте.
  6. Работа над упражнением.
  7. Составление графика.
  8. Проверка памяти.
  9. Домашнее задание.
  10. Итог урока.

– С планом ознакомились?
– Настроение бодрое?
– Значит можно начинать урок.

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белоока, круглолица.
Как махнула рукавом
Всё покрыла серебром.

– Сегодня в гости мы пойдём к … (зиме).

– Посмотрите на репродукцию и скажите, какие ассоциации вызывает у вас вид зимнего леса.

II. Развитие внимания и памяти

– Зима прости вас запомнить следующие слова, которые нам будут нужны в конце урока.

Мороз, снег, сугроб, узор, пух, сказка, чудо.

III. Минутка чистописания

В царство Зимы мы тихо входим.
Вот зимний лес –
В него заходим.
Узоры дарит нам Зима.

– Сейчас минутка безотрывного письма.

Вьюги да метели под февраль полетели.

– Как вы понимаете эту пословицу?

IV. Работа над новым словарным словом

 – Можем ли мы сказать, что зима – прекрасное время года? Почему?
– Сегодня на уроке мы узнаем о написании нового словарного слова «прекрасный». Это слово образовано с помощью приставки «пре» от слова «красный», означавший когда-то «хороший, красивый».
– Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
– Какой частью речи является?
– Подберите синонимы. (Хороший, прекрасный, изумительный)
– Подберите антоним. (Ужасный)
– Что означает выражение «В один прекрасный день»?
– Составьте предложение со словом «прекрасный». Запишите предложение и  сделайте синтаксический разбор этого предложения.

V. Исследовательская работа. Повторение об имени прилагательном. (На слайде)

Белые шапки на белых берёзах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому снегу на лыжах бегу. (Л.Яхнин)

– Какое слово часто употребляет поэт Л.Яхнин?
– Что хотел сказать автор, употребляя это слово?
– Какой частью речи является это слово?
– Что мы называем именем прилагательным?
– Какую роль они выполняют в нашей речи?
– Как изменяются?
– С какой частью речи связано имя прилагательное?
– Найдите в стихотворении прилагательное, стоящее в мужском роде, единственном числе и дательном падеже; множественном числе и предложном падеже; единственном числе, мужском роде и именительном падеже.
– Что необходимо знать, чтобы определить род, число и падеж имени прилагательного?
– Что надо знать, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного? Давайте вспомним.

Алгоритм ответа.

1. Найти …
2. Определить …
3. Вспомнить …
4. Сравнить … 

 VI. Работа по теме урока

Сильный ветер вдруг подул.
И все окончания прилагательных сдул.

– По ходу работы определяйте опасные места. (Задание на слайде)

(Учащиеся комментируют у доски, работают в тетрадях).

Прекрасен вид зимн…  леса. Мороз вытянул влагу из древесн.. сучьев. Кусты опушились блестящ.. инеем. Ласково смотрит солнце с син… неба. Лучи осыпали холодн.. блеском всю местность. На мягк.. снегу отпечатались следы птиц.

VII. Физминутка

VIII. Работа над упражнением в учебнике

– Прочитайте текст. О чём говорится в тексте?
– Какой формы клюв у синицы?
– Чем она питается?
– Что можно сказать о форме клюва дятла?
– Что удобно делать птице таким клювом?
– У какой птицы клюв острый, загнутый вниз?
– Чем питается ястреб?
– Найдите прилагательные, которые использует Г. Скребицкий для описания клюва синицы, дятла, ястреба.
– Закройте учебник и напишите о клюве одной птицы. Выделите окончания имён прилагательных.

Чтение детьми написанного. Проверка в парах.

– Какое задание дано в упражнении? Прочитайте.
– Сделайте морфологический разбор имени прилагательного.

IX. Графическая работа. (Построение графика). Работа по карточкам и на доске.

1. Лесн.. красавица
2. По глубок… снегу
3. Молод… месяца
4. Зимн.. лесом
5. С син.. неба
6. В тёпл.. шарфе
7. В тёмн.. небо
8.Ранн.. утром
9. По бел..  скатерти

Проверка работы.

X. Проверка памяти

– Вспомните и запишите в столбик слова, которые нам подарила зима в начале урока. (Проверка. Чтение детьми по 1 слову. Сравнение с доской)
– Кто запомнил все слова? 6 слов? 5 слов? Молодцы. А остальным ребятам надо потренировать свою память.
– Дома вам предстоит творческая работа. К данным существительным подберите подходящие признаки.  Используя эти словосочетания составьте текст о зиме.

XI. Итог урока

– А сейчас обратимся к нашей рефлексивной таблице. Оцените теперь свои знания после проделанной работы на уроке. Поставьте значок на полях. Сравните с о значком, поставленном в начале урока. У кого значок изменился?
– Я благодарю вас за активную работу на уроке. Вы показали свои знания и получили следующие оценки.

Литература: методическое пособие по русскому языку Я.Ш.Гараева, отрывки из произведений Л.Яхнина, Г.Скребицкого)

 Построение графика.

Учащиеся строят в тетрадях координатный угол (прямой угол). На оси ОХ проставляют числа от 1 до 10 (в зависимости от количества слов). На оси ОУ проставляются названия падежей. На пересечении числа и падежа ставится точка. Затем две ближайшие точки соединяются отрезком.

(Методическое пособие по русскому языку автор Я.Ш.Гараева)