Элективный курс по русскому языку для 9-го класса по теме "Деловые бумаги для деловых людей"

Разделы: Русский язык


Количество часов в неделю:1, всего 19

Образовательная область: «Русский язык»

Пояснительная записка

В век электронных чудес, в котором мы живем, выражения «деловое письмо», «служебная записка», «должностная инструкция», на первый взгляд, могут показаться несколько устаревшими. Широкое внедрение мобильной телефонной и факсимильной связи, доступность электронной почты действительно снизили потребности в письменных документах. Тем не менее, имея в своем распоряжении эти альтернативы, мы продолжаем посылать сотни миллионов писем в год, фиксировать на бумаге свои договоренности с партнерами, вести внутрифирменное делопроизводство и т.д. Значит, все-таки письменные коммуникации сегодня также важны как двадцать, тридцать и даже сорок лет назад. Они хранят записи сообщений, формулируют условия деловых взаимоотношений, организуют, информируют, служат напоминанием и побуждают к конкретным действиям. Более того, грамотно составленные письменные сообщения создают наиболее благоприятные впечатления о тех компаниях и организациях, которые их рассылают. Такое благоприятное впечатление может в дальнейшем послужить прекрасным залогом коммерческого успеха Вашего бизнеса.
Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. Если бы эту фразу сказал кто-нибудь другой, можно было и поспорить. Но ее сказал Наполеон, поэтому только добавим: не сделает карьеры и тот, кто не умеет составлять деловые бумаги.
Вы не хотите сделать карьеру? Тогда этот элективный курс не для вас!
Данный курс можно изучать без домашних заданий. Огромное значение в данном курсе приобретают такие виды занятий как тестирование, тренинги, деловые игры, позволяющие оценить качества учащихся, значимые для проявления деловой активности.
Для общества, для престижа страны важно, чтобы молодое поколение, вступающее в самостоятельную жизнь, владело культурой делового общения, потому что от этого зависит социально-культурный прогресс и движение России к цивилизованным рыночным отношениям. Поэтому важнейшей воспитательной задачей курса является обучение правилам делового письменного и устного общения.

Цели курса:

  • формирование устойчивого представления о владении культурой письменного и устного общения как неотъемлемом качестве современного делового человека;
  • выработка грамотности у учащихся, не просто набора знаний и навыков, а функциональной готовности человека к активному их применению в реальной жизни.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с правилами оформления документов, устными формами делового русского языка и техническими средствами деловой коммуникации;
  • научить самостоятельно и  грамотно оформлять документы различных жанров, грамматически верно строить устное высказывание делового характера, используя специальные речевые клише;
  • развивать навык письменного оформления документов различных типов, умение строить устное монологическое высказывание делового характера.

Методы изучения

Основным методом обучения в данном элективном курсе является деятельностный метод, обеспечивающий включение детей в деятельность. Целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи. Учебные действия детей – на этапе «открытия» нового знания. Действия самоконтроля и самооценки – в ходе выполнения самостоятельной работы.
Деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневогообучения и практической реализации всех дидактических принципов этого подхода. Он обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
Деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели.

Практикум.

Теоретические знания, получаемые школьниками на занятии, реализуются в форме выполнения практической работы.

Контроль знаний и умений.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме деловой игры.
Кроме индивидуальной применяется и групповая работа. На обобщающих этапах обучения учащиеся объединяются в группы для ролевых игр.

Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера (создание документов).
Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – документа.
Далее проводится тренинг по закреплению пройденного материала, соответствующий минимальному уровню планируемых результатов обучения.
На каждом занятии проводится  практическая работа, по результатам которой можно определить уровень знаний учащихся по конкретной теме. Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространённого недостатка – формализма в знаниях учащихся.
Индивидуальная работа сочетается с работой в парах и группах. Выполненные  детьми  (составленные документы) зачитываются публично и обсуждаются.
Систематический контроль деятельности учащихся ведёт к закреплению знаний и служит индикатором успешности образовательного процесса.

Планируемые результаты курса

Учащиеся должны знать:

  • типовые отличия писем;
  • структуру делового письма;
  • требования, предъявляемые международным письмам;
  • как могут передаваться письма; процедуру отправки писем по почте;
  • структуру  типовой анкеты;
  • правила оформления документов;

Учащиеся должны уметь:

  • излагать мысли ясно, последовательно, логично,
  • чётко формулировать устное высказывание;
  • корректировать написанное, выделяя главное;
  • отбирать фактический материал, аргументировать свой выбор;
  • оформлять документы различных жанров.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики являются внешние образовательные продукты учеников (созданные ими письма разных типов), а также их внутренние личностные качества
(освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по её созданию. Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога,  качественные письменные характеристики.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
  • взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
  • публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
  • итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме деловой игры. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и задачам курса.

Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения данного курса.

Содержание курса:

1. Выбор вида делового письма.
2. Разработка структуры делового письма.
3. Процесс написания и редактирования.
4. Стиль и оформление письма.
5. Письма с положительными сообщениями.
6. Письма с нейтральными сообщениями.
7. Письма с плохими новостями и отказы.
8. Составление письменных претензий и жалоб.
9. Письма по кадровым вопросам.
10. Убеждающие письма (письма – предложения и рекламно – информационные).
11. Письма, содержащие анкеты и опросные листы .
12. Частные деловые письма (просьбы, приглашения и т.д.).
13. Международная переписка.
14. Каналы рассылки писем.
15. Типичные ошибки при составлении писем.
16. Деловая игра.

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во
часов

Получаемый продукт

1. Выбор вида делового письма. Интерактивная лекция 1 Заполненная таблица
«Адресат – тип письма- цели коммуникации».
2. Разработка структуры делового письма. Интерактивная лекция 1 Схема структуры
делового письма.
3. Процесс написания и редактирования. Интерактивная лекция 2 Черновик письма
(предварительный вариант послания).
4. Стиль и оформление письма. Интерактивная лекция 1 Чёткие рекомендации к оформлению письма.
5. Письма с положительными сообщениями. Интерактивная лекция 1 Письмо с хорошими новостями.
6. Письма с нейтральными сообщениями. Интерактивная лекция 1 Заявка на услугу.
7. Письма с плохими новостями и отказы. Интерактивная лекция 1 Письмо – отказ.
8. Составление письменных претензий и жалоб. Интерактивная лекция 1 Рекламация. Жалоба.
9. Письма по кадровым вопросам. Интерактивная лекция
Практикум
1

2

Рекомендательное письмо.
Резюме.
Сопроводительное письмо.
10. Убеждающие письма (письма – предложения и рекламно-информационные). Интерактивная лекция 2 Письмо – предложение.
Рекламно – информационное письмо.
11. Письма, содержащие анкеты и опросные листы. Интерактивная лекция 1 Структура анкеты.
Анкета.
12. Частные деловые письма (просьбы, приглашения и т.д.). Практикум 1 Просьба.
Приглашение.
13. Международная переписка. Интерактивная лекция 1 Письмо иностранному партнёру.
14. Каналы рассылки писем. Интерактивная лекция 1 Составленные схема и смета отправки делового письма
15. Типичные ошибки при составлении писем. Практ. 1 Письмо – претензия.
Письмо – ответ на запрос.
16. Заключительное занятие.
Деловая игра.
Практ. 1 Знания и умения по элективному курсу.
  Итого:   19