Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
II. Чистописание.
- Установите закономерность и определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
На доске:
К Л М У Ф Х Э Ю?
(Мы будем писать букву Я).
Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.
- Запишите, продолжив закономерность:
Яя кя ля Яя мя
Я, ты, он, она – вместе дружная семья.
- Спишите предложение, подчеркните местоимения.
III. Словарный диктант.
Загадка-складка:
Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда.
Двойное Р содержит он
И называется … (перрон).
IV. Работа по теме урока.
На доске:
Я, мы, они, ты, он, вы, она, оно.
- На какие две группы можно разбить данные местоимения?
(Первая группа – местоимения, которые указывают на единственное число, вторая группа – множественное число).
- Как изменяются местоимения? (по числам).
На доске и в тетрадях запись:
Ед. ч.: Я, ты, он, она, оно.
Мн. ч.: Мы, вы, они.
V. Творческая работа.
Составьте и запишите с местоимениями рассказ из 4-5 предложений.
- В русском языке несколько групп местоимений. Данная группа указывает на лица, поэтому местоимения называются личными.
Личные местоимения делятся на три лица. Выделим эти группы.
Коллективная работа.
- Назовите, с помощью какого местоимения говорящий указывает на самого себя (местоимение Я).
- С помощью какого местоимения группа из нескольких человек расскажет о себе? (местоимение Мы).
Это местоимения 1-го лица.
- С помощью какого местоимения вы обратитесь к товарищу? (с помощью местоимения Ты).
- Назовите местоимение, с помощью которого вы обратитесь к группе одноклассников? (с помощью местоимения Вы).
Это местоимения 2-го лица.
- Посмотрите на таблицу и назовите местоимения 3-го лица (он, она, оно, они).
VI. Индивидуальная работа по карточкам.
1. Тест (обведи его).
а) Какое личное местоимение можно считать самым хвастливым?
Я, ты, он, мы, вы;
б) Какое местоимение употребите в речи, обращаясь к товарищу?
Я, ты, он, мы, вы;
в) Какие личные местоимения различаются по родам?
Я, мы, он, вы, ты;
г) Какое местоимение вы употребите, рассказывая о всех нас?
Я, ты, он, мы, вы;
д) Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям?
Я, ты, вы, они, мы.
2. Напиши рассказ о себе, используй данные начала предложений:
Я … У меня … . Мне … . Меня … . Со мной … . Обо мне … .
VII. Физкультминутка.
Мы каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
VIII. Повторение и закрепление изученного.
1. Коллективно-индивидуальная работа.
а) Просклоняйте местоимения я, вы, они.
2. Индивидуальная работа.
а) Выпиши местоимения:
Так, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.
- Определи лицо и число местоимений.
б) Что ты хочешь узнать о своем друге?
Напиши для него вопрос, используй местоимения в данном порядке:
Ты? … У тебя? … Тебе? … тебя? … с тобой?... О тебе? …
Контрольное списывание с заданием
в) Спишите, вставив пропущенные местоимения:
За то, друзья, … так Отчизну любим, что на земле прекрасней всех … . Как милый петушок, поешь … громко, важно! А … , друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. Ветер, ветер, … могуч. Чем … , гости, торг ведете? … дитя оберегал, колыбельку качал.
3. Письмо по памяти.
И друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех.
Игра «Кто быстрее?»
а) Составьте с каждым местоимением словосочетание (на доске запись):
Ему, нему, им, ним, ее, нее, ими, них, ей, ею.
б) Сделайте морфологический разбор:
Глина идет на постройку, из нее делают кирпич.
(Из нее – мест.; она, 3 л.; в р.п., в ед. ч., ж.р.; дополнение).
IX. Домашнее задание.
1. Творческая работа.
Составить 4-5 предложений о любимом четвероногом друге с разными
местоимениями.
2. Повтори правило.
X. Итог.
- Что такое местоимение?
- Какие местоимения относятся к личным?
- Как изменяются личные местоимения?