Урок русского языка в 4-м классе по теме "Личные местоимения"

Разделы: Начальная школа


Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

II. Чистописание.

- Установите закономерность и определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

На доске:

К Л М У Ф Х Э Ю?

(Мы будем писать букву Я).

Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.

- Запишите, продолжив закономерность:

Яя кя ля Яя мя

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

- Спишите предложение, подчеркните местоимения.

III. Словарный диктант.

Загадка-складка:

Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда.
Двойное Р содержит он
И называется … (перрон).

IV. Работа по теме урока.

На доске:

Я, мы, они, ты, он, вы, она, оно.

- На какие две группы можно разбить данные местоимения?

(Первая группа – местоимения, которые указывают на единственное число, вторая группа – множественное число).

- Как изменяются местоимения? (по числам).

На доске и в тетрадях запись:

Ед. ч.: Я, ты, он, она, оно.

Мн. ч.: Мы, вы, они.

V. Творческая работа.

Составьте и запишите с местоимениями рассказ из 4-5 предложений.

- В русском языке несколько групп местоимений. Данная группа указывает на лица, поэтому местоимения называются личными.

Личные местоимения делятся на три лица. Выделим эти группы.

Коллективная работа.

- Назовите, с помощью какого местоимения говорящий указывает на самого себя (местоимение Я).

- С помощью какого местоимения группа из нескольких человек расскажет о себе? (местоимение Мы).

Это местоимения 1-го лица.

- С помощью какого местоимения вы обратитесь к товарищу? (с помощью местоимения Ты).

- Назовите местоимение, с помощью которого вы обратитесь к группе одноклассников? (с помощью местоимения Вы).

Это местоимения 2-го лица.

- Посмотрите на таблицу и назовите местоимения 3-го лица (он, она, оно, они).

VI. Индивидуальная работа по карточкам.

1. Тест (обведи его).

а) Какое личное местоимение можно считать самым хвастливым?

Я, ты, он, мы, вы;

б) Какое местоимение употребите в речи, обращаясь к товарищу?

Я, ты, он, мы, вы;

в) Какие личные местоимения различаются по родам?

Я, мы, он, вы, ты;

г) Какое местоимение вы употребите, рассказывая о всех нас?

Я, ты, он, мы, вы;

д) Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям?

Я, ты, вы, они, мы.

2. Напиши рассказ о себе, используй данные начала предложений:

Я … У меня … . Мне … . Меня … . Со мной … . Обо мне … . 

VII. Физкультминутка.

Мы каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.

VIII. Повторение и закрепление изученного.

1. Коллективно-индивидуальная работа.

а) Просклоняйте местоимения я, вы, они.

2. Индивидуальная работа.

а) Выпиши местоимения:

Так, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.

- Определи лицо и число местоимений.

б) Что ты хочешь узнать о своем друге?

Напиши для него вопрос, используй местоимения в данном порядке:

Ты? … У тебя? … Тебе? … тебя? … с тобой?... О тебе? …

Контрольное списывание с заданием

в) Спишите, вставив пропущенные местоимения:

За то, друзья, … так Отчизну любим, что на земле прекрасней всех … . Как милый петушок, поешь … громко, важно! А … , друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. Ветер, ветер, … могуч. Чем … , гости, торг ведете? … дитя оберегал, колыбельку качал.

3. Письмо по памяти.

И друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех.

Игра «Кто быстрее?»

а) Составьте с каждым местоимением словосочетание (на доске запись):

Ему, нему, им, ним, ее, нее, ими, них, ей, ею.

б) Сделайте морфологический разбор:

Глина идет на постройку, из нее делают кирпич.

(Из нее – мест.; она, 3 л.; в р.п., в ед. ч., ж.р.; дополнение).

IX. Домашнее задание.

1. Творческая работа.

Составить 4-5 предложений о любимом четвероногом друге с разными
местоимениями.

2. Повтори правило.

X. Итог.

- Что такое местоимение?

- Какие местоимения относятся к личным?

- Как изменяются личные местоимения?