Цели урока:
продолжить формирование знаний об электрической цепи (понятия электродвижущей силы источника тока, однородная и неоднородная цепь), совершенствование умений объяснять физические явления на основе законов постоянного тока; продолжить формирование умений применять изученные закономерности для анализа конкретных электрических цепей;
формировать умения выделять главное, развивать у школьников самостоятельность мышления; продолжить развитие интереса, анализировать и обобщать изученный материал;
в целях развития способностей развивать самостоятельность, внимание, волю мышление.
Форма проведения: урок-исследование.
Понятия: электродвижущая сила, однородная и неоднородная цепь.
Оборудование: на каждой парте обобщающая таблица по теме «Постоянный электрический ток» (Приложение 1); варьированные задания по физике для 10-го класса под редакцией Б.Е.Стариченко; «ФИЗИКА: Учебное пособие для поступающих в вузы» и тесты двух вариантов на последовательное и параллельное соединение проводников.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя: –
Сегодняшний урок я хочу начать словами «Настанет
время, когда потомки наши будут удивляться, что
мы не знали таких очевидных вещей».
Насколько был прав великий Сенека, мы проверим в
конце урока, а пока продолжим изучение законов
постоянного тока, повторив предыдущий материал. – Какая связь между силой тока и напряжением? Докажите это у доски. – Что вы знаете о сопротивлении проводника? – Вспомните, для чего необходимы добавочные
сопротивления? Как рассчитать добавочное
сопротивление? Итак, мы с вами не плохо повторили теоретический материал, а теперь посмотрим, что вы можете на практике. Подписываем листочки и ставим столбиком семь арабских цифр, внимательно читаем вопросы и рядом с цифрой ставим букву правильного ответа, все необходимые расчёты делайте здесь же. Теперь проверьте сами себя, используя
ответы. Сосчитайте количество правильных
ответов и сделайте вывод для себя: кто молодец, а
кому ещё надо поработать по этой
теме. А теперь внимание, мы переходим к основной части нашего урока, я прошу вас сравнить эти электрические цепи (Рисунок 1). Какие силы действуют на заряды в первой цепи? Почему вы именно первую цепь считаете неоднородной? Чем характеризуется источник тока? Что такое ЭДС? Чему равна работа на неоднородном участке цепи? Попробуйте сформулировать закон. Думаю, что я доказала вам, что ваших знаний
достаточно для вывода этого закона. Но как сказал
знаменитый учёный Лейбниц: «На свете есть
вещи поважнее самых прекрасных открытий – это
знание метода, которым они были сделаны». От каждой группы по одному человеку идут к доске. Дополнительные вопросы 1 группе: – Какая получилась цепь? Дополнительные вопросы 3 группе: – Чему равно полное сопротивление цепи? Оформим вывод сделанный 3 группой, в виде таблицы в тетради и на доске. Рассмотрим следующие ситуации: 1. R уменьшается; r = const А теперь попробуйте записать закон Ома, если: а) источники тока соединены последовательно; На этом я заканчиваю наш урок, который я
начала словами Лейбница, а заканчиваю словами
Сенеки, записанными на доске: «Настанет
время, когда потомки наши будут удивляться, что
мы не знали таких очевидных вещей». |
Деятельность учащихся:
Учащиеся с места отвечают на вопросы учителя. Ученик рассказывает о силе тока. Ученик рассказывает о напряжении. Один ученик у доски пишет логическую цепочку, связывающую силу тока и напряжение. Ещё один ученик рассказывает о сопротивлении. У доски учащийся выводит формулу добавочного сопротивления. А другой ученик выводит формулу сопротивления шунта.
Работают все ученики на два варианта, на всё отводится 10 минут (Приложение 2). Учащиеся проводят самопроверку, после чего работы сдаются учителю. Все обсуждение и вывод формулы происходят совместно с учащимися.
Учащиеся формулируют закон по аналогии с законом Ома для однородного участка цепи.
Вывод: в замкнутой цепи при изменении какого-либо сопротивления проводника напряжение перераспределяется между внешним и внутренним участками. Весь класс выполняет коллективную работу, заполняя таблицу (Приложение 3). Учащиеся записывают формулы на доске и обсуждают результат Домашнее задание: П .§ 48, 49. Р. 823, 824, 825, 827. Учащиеся на листе бумаги решают задачу 10-8.2 из «Сборника варьированных задач по физике для 10 класса» (Приложение 4). |
Литература:
- Стариченко Б.Е., Минина Е.Е.. Сборник варьированных заданий по физике для 10 класса. Екатеринбург, 1992.
- ФИЗИКА: Учебное пособие для поступающих в вузы/ В.А.Овчинников, М.Г.Валишев. Екатеринбург: Изд-во УМЦУПИ, 1999.
- Луппов Г.Д. Молекулярная физика и электродинамика в опорных конспектах и тестах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.