Тип урока:урок изучения нового материала.
Форма урока:комбинированный урок с элементами исследовательской работы.
Цель урока:сформировать понятия «кислота», «кислородосодержащие и бескислородные кислоты», «основность кислоты», умение экспериментально определять кислоты среди других веществ, продолжить формирование умений работать с веществами, соблюдая правила безопасности.
В результате учащиеся должны
- Знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы;
- Уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдать правило техники безопасности.
Оборудование и реактивы:пробирки с растворами соляной и лимонной кислот, газированная кислота, индикаторы (лакмусовая бумажка, раствор фенолфталеина, метилоранжа), стеклянная палочка, учебник О.С. Габриеляна - 8 класс, раздаточный материал с планом и заданиями урока, инструктивные карточки для проведения исследовательской работы.
Ход урока
1. Организация класса и краткое повторение материала.
Приветствие класса, посадка на места.
Актуализация знаний:
На доске схема классификации неорганических веществ состоящая из карточек. Ребятам задаются вопросы:
? Вспомним, на какие классы классифицируют неорганические вещества? (На оксиды, основания, кислоты, и соли).
? Назовите, какие из них мы с вами уже изучили? (оксиды и основания).
ПОКАЗЫВАЮ 2–3 карточки с формулами оксидов.
? Какой класс неорганических соединений я вам показываю сейчас? (Оксиды).
? На основании чего вы сделали такой вывод? (дают определение оксидам).
? Прочитайте и назовите каждый оксид.
ПОКАЗЫВАЮ 2–3 карточки с формулами оснований.
? Формулы, каких веществ я показываю сейчас? (Оснований).
? Почему эти вещества относятся к основаниям? (Дают определение оснований).
? Прочитайте и дайте названия этим основаниям.
2. Постановка проблемы:
Демонстрация первого слайда презентации: (Приложение 1).
? Какие на вкус эти продукты питания. (Кислые).
Слово кислый имеет однокоренное слово кислота.
Тема нашего сегодняшнего урока КИСЛОТЫ.
Записывают в тетради тему урока.
После изучения данной темы вы должны:
- Знать: что такое кислота, какие они бывают, как их классифицируют, правила техники безопасности при работе с кислотами.
- Уметь: распознавать кислоты среди других соединений, определять заряды ионов кислотных остатков, составлять формулы кислот, используя таблицу растворимости.
Материал по данной теме мы будем изучать по плану, который имеется у вас на партах:
- Знакомство с кислотами.
- Исследование веществ с помощью индикаторов;
- Определение понятия «кислоты», их состав, степени окисления элементов в кислотах.
- Классификация кислот.
- Представители кислот.
Многие природные кислоты вызывают неприятные ощущения.
Вы испытывали действие муравьиной кислоты? …. (3-й слайд).
Приведите примеры кислот, которые мы используем в своей жизни.
Это вкус газированной воды, некоторые органические кислоты: молочная (содержится в простокваши), лимонная, яблочная, щавелевая, уксусная и др.
Все кислоты имеют кислый вкус, но не следует пробовать на вкус все кислоты подряд, некоторые кислоты очень опасны и могут вызвать ожоги. (4-й слайд).
- Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление.
- При попадании кислоты на кожу надо смыть её струёй воды.
- Обработать 2% раствором гидрокарбонатом натрия.
Но, чтобы этого не случилось нужно при выполнении лабораторных работ с кислотами соблюдать правила техники безопасности.
Повторим:
- выполнять все указания учителя,
- Не пробовать вещества на вкус,
- пробирку в руки не брать,
- не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать,
- Обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок.
3. Лабораторный опыт (исследование окраски индикаторов в кислой среде).
Если кислоты такие опасные, как можно определить раствор кислоты среди других веществ, не пробуя на вкус, какие вещества для этого можно использовать?
Какое можно выдвинуть предположение (гипотезу)? (ребята отвечают – индикаторами).
Сейчас вам предстоит исследовать выданные вам кислоты это соляная кислота и лимонная, на изменение окраски индикаторов в кислых средах.
Обратите внимание они разные по агрегатному состоянию.
Для этого у вас имеются на партах инструктивные карточки и необходимое оборудование и реактивы. (Приложение 2).
Читая внимательно инструкцию, выполните опыты, соблюдая правила техники безопасности (они на доске слайд 4).
Итак, приступаем.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:
лабораторной работы «изменение окраски индикаторов в кислых средах».
Форма работы: парная.
Время работы – 8–10 минут.
Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислых средах.
Оборудование и реактивы: 2 пробирки с соляной и 2 пробирки с лимонной кислотами, лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки, вода.
Проведение исследовательского опыта и оформление результатов:
- Перепишите в тетрадь таблицу, представленную в конце опыта.
- Смочите лакмусовую бумажку в первой пробирке с соляной кислотой результаты исследований (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу. Затем в эту же пробирку добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты исследований запишите в таблицу. Во вторую пробирку добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений сравните, и запишите в таблицу.
- Повторите опыты, описанные выше (в пункте 2), используя две другие пробирки с лимонной кислотой предварительно их растворив.
Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!
ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ
Индикатор |
Окраска индикатора в воде |
Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl) |
Окраска индикатора в лимонной кислоте |
Лакмусовая бумажка |
Желтая |
|
|
Фенолфталеин |
Бесцветная |
|
|
метилоранж |
Оранжевая |
|
|
Обсуждение результатов и формулирование выводов: (слайд 5).
- Как можно определить раствор кислоты среди других веществ? (раствор кислоты среди других веществ можно определить с помощью индикаторов).
- Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах? (лакмус и метилоранж).
- Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах? (да).
- Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах? (лакмус стал красным, а метилоранж – розовым)
На основании проведенных опытов сделаем выводы:
- независимо от вида кислот индикаторы изменяют свой цвет одинаково;
- а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
С чем же это связано?
Для того чтобы объяснить сходные свойства кислот, необходимо изучить их состав.
4. Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы по учебнику (Стр.) 102.
ПОКАЗЫВАЮ 3 карточки с кислотами (HCl, H2SO4, H3PO4).
? Прочитайте формулы кислот, используя учебник стр. 102. (как правильно назвать кислоты?).
? Что общего во всех этих формулах? (все содержат элемент Н).
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, все общие свойства кислот, кислый вкус, изменение окраски индикаторов, связаны с элементом водородом.
? На каком месте в формуле кислоты записывают знак водорода? (На первом).
Если закрыть водород, то остальная часть молекулы называется кислотным остатком.
? В кислотах разные кислотные остатки? (да).
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, специфические свойства каждой кислоты связаны с наличием в них разных кислотных остатков.
Прочитайте кислотные остатки.
Сколько частей можно выделить в молекулах кислот? (две: один-ион Н, другой – ион кислотного остатка).
Чему равен заряд иона Н? (1+).
Какой по знаку будет заряд иона кислотного остатка? (отрицательным).
А как можно определить число этого заряда?
Оказывается для этого нужно посмотреть на число атомов водорода в формуле кислоты.
Чему равен заряд иона кислотного остатка в HCl, H2SO4, H3PO4?
Какое же можно дать определение кислотам из всего сказанного.
КИСЛОТЫ – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.
Как правило, кислотные остатки образуют элементы не металлы, по ним называют кислоты.
По формулам кислот можно определить степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты.
Для этого нужно вспомнить пройденную тему, что суммарная степень окисления атомов всех элементов равна нулю.
Вам предлагается самостоятельно найти в следующих кислотах степень окисления, используя учебник стр. 103.
Задание:
- Определить степени окисления в кислотах.
- Какой оксид соответствует данной кислоте.
- Подумаете и ответьте, почему у одинаковых кислотных остатков разные названия.
А чем еще кроме разных кислотных остатков отличаются формулы этих кислот? (числом атомов водорода).
Как вы думаете можно ли по этому признаку классифицировать кислоты? (да).
Откройте учебник стр.104 & 20 со слов «Число атомов водорода в кислоте…»
И найдите название этого признака. (Число атомов водорода называется основностью кислоты. Признак классификации – основность).
Какие бывают кислоты по основности? (Одноосновные, двухосновные, трехосновные).
Назовите кислоты по основности.
ПОКАЗЫВАЮ карточки
Н2SO4 и H2S. Прочитайте формулы кислот.
А чем отличаются кислотные остатки в этих формулах? (есть или нет кислород).
На стр. 102 второй абзац найдите название второго признака классификации кислот. (По наличию кислорода).
Как классифицируют кислоты по этому признаку (Кислородные и бескислородные).
Назовите кислоты по наличию кислорода в кислотном остатке.
Кислоты можно классифицировать еще по растворимости.
Откройте таблицу растворимости, найдите ряд кислот, учащиеся сами делают выводы: единственная не растворимая кислота кремниевая.
Кислоты имеют различные физические свойства: (показывая) соляная, серная, азотная – жидкости, борная, стеариновая – твердые.
Угольная и сернистая кислоты в свободном виде не существуют.
Проводится опыт: Если в газированную воду опустить лакмусовую бумагу она покраснеет, если стакан оставить на некоторое время открытым и повторить опыт снова лакмусовая бумажка не покраснеет. Почему?
Многие кислоты нужны в народном хозяйстве в огромных количествах.
К их числу относят серную и соляную кислоты.
С соляной кислотой мы с вами познакомились при изучении темы гидриды, сегодня на уроке я вам расскажу о серной кислоте.
Сейчас мы с вами посмотрим электронное пособие, где нам расскажут о свойствах серной кислоты, будьте внимательны!
Какие особенные свойства вы узнали о серной кислоте?
Как правильно нужно растворять серную кислоту?
Итак, мы познакомились еще с одним классом соединений – кислотами.
Чтобы привести знания о кислотах в систему, прошу вас заполнить таблицу, которая находится на партах.
Формулы кислот |
Название кислот |
Кислотный остаток и заряд его иона |
Основность кислот |
Кислородосодержащая или бескислородная |
HCl |
|
|
|
|
HNO3 |
|
|
|
|
HNO2 |
|
|
|
|
H2S |
|
|
|
|
H2SO4 |
|
|
|
|
H2SO3 |
|
|
|
|
H3РО4 |
|
|
|
|
5. Закрепление изученного материала:
1. Найдите формулы кислот. Разместите их в таком порядке, чтобы внизу получилось название индикатора.
2. Игра «Третий лишний».
В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
3. Ребята решили укомплектовать свою учебную лабораторию оксидами, основаниями и кислотами. Заказ им прислали по почте в виде двух посылок:
1-я посылка: NaOH, CaO, H3PO4, HNO3, Ca(OH)2, Cr2O3
2-я посылка: FeO, H2SO4, KOH, Fe(OH)2, P2O5, HCl,
4. Даны кислотные остатки:
F–; СlO–4; SiO32–.
Составьте формулы возможных кислот, назовите их и дайте им характеристику, используя признаки классификации.
6. Итог урока. Домашнее задание & 20 изучить, № 1, 3, на стр. 107 (письменно).