Портфель учебных достижений

Разделы: Внеклассная работа


Портфель учебных достижений

Эксперимент по внедрению новых способов оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения еще не завешен, но уже можно говорить о его результативности. Опыт работы в режиме безотметочного обучения дал положительные результаты:

  1. Учащиеся научились объективно оценивать свои учебные достижения.

Учащимся в первом и в четвёртом классах был задан один и тот же вопрос: “Как ты оцениваешь, насколько ты способный ученик?” Ответы представлены в таблице.

Мои способности низкие Мои способности средние Мои способности высокие
1-й класс 2 чел. (10%) 6чел. (30%) 12 чел. (60%)
4-й класс 1 чел. (5%) 10чел. (50%) 9 чел. (45%)

Кредо моих первоклашек было: “Я способный ученик!”.В четвёртом же классе они более критично относятся к своим способностям, 50% из них оценивают свои способности адекватно.

Кроме того, изменилось и качественное содержание самооценки: на него влияют самооценки по значимым для ребёнка качествам. Если для первоклассников были важны такие качества, как “внимательный” “дисциплинированный”, “хороший ученик”, то у этих же детей в четвёртом классе ушли эти качества в тень, а на первое место выдвигаются такие качества, как “хороший товарищ”, “умный”, “добрый”.

К четвёртому классу значительно изменился и уровень понимания качеств личности. Полное и точное понимание качеств в первом классе обнаружила только треть детей (34%),а в четвёртом классе – большинство детей (84%). Соответственно и полное непонимание качеств личности среди первоклашек обнаружили 23%, а среди четвероклассников – только два человека. Добрый человек, например, характеризовался первоклассниками как защитник и помощник: “Добрый тот, который товарища в беде не бросит, может защитить девочку или слабого мальчика” У четвероклассников уже суждения звучат чаще: “Добрый - тот, кто помогает, совет дает, и дело доброе делает”, “Это тот, кто всех понимает и ни для кого ничего не пожалеет”.

  1. Все ученики, даже робкие и тревожные, преодолели психологический барьер (боязнь ответа). Дети не страдают “ошибкобоязнью” в условиях выражения собственного мнения, точки зрения, возникшего сомнения. Ученики охотно спрашивают о том, чего не знают, в чём испытывают затруднения. У них нет никакого желания обманывать учителя, применять нечестные методы, списывать, пользоваться подсказками, так как в любой момент они могут получить его квалифицированную помощь.
  2. В условиях безотметочного обучения появляются разнообразные способы получения информации о знаниях учащихся, что позволяет своевременно устранять имеющие пробелы и предупреждаю неуспеваемость. Так, по окончании второй четверти четвёртого класса, можно отметить, что в классе нет неуспевающих учеников. Процент успеваемости класса составляет 100%, а процент качества знаний - 70%.

Обучаясь без отметок четвёртый год, ученики не потеряли интереса к учёбе (чего очень опасались родители учеников), а, напротив, у детей возникли новые мотивы учения, сохранилась познавательная истинная активность, возникло стремление стать умнее, понятливее.

  1. На первом этапе обучения без отметок встретились трудности в работе с родителями. Воспитанные на школьных отметках, многие родители не хотели принимать эту систему. Приходилось их убеждать, проводить беседы, индивидуальные консультации. Но постепенно родители убедились в том, что их дети могут учиться и без отметок. Кроме того, родители стали намного чаще приходить в школу: кто за советом, кто за помощью, а кому-то просто хочется рассказать о своём ребенке. И чтобы его выслушали.

Родители принимают участие и в оценивании своих детей. Дети часто сами приносят в класс свои поделки, открытки, игрушки, сочинённые стихи для использования их в качестве “отметок”, а смастерили они их дома вместе с родителями.

На вопрос анкеты “Довольны ли Вы безотметочным обучением?” из 20 родителей класса “Да!” - ответили 18 человек, а 2 воздержались.

Итак, безотметочное обучение приводит к разнообразию видов и форм контроля, способов оценивания учебных достижений учащихся, к сближению жизни школы и личности отдельного ребёнка и его семьи.

Для итоговой аттестации предлагаем накопительную систему оценок. Для этого используем “Портфель учебных достижений”, который является средством предъявления собственных достижений ученика, средством качественной оценки учебного труда ребенка.

Содержимое “портфеля” дети готовят сами в течение четверти. Раз в неделю нами выделяется специальный урок, на котором они пишут, сочиняют, составляют, рисуют, клеят, выбирают, кладут выбранные образцы в “портфель”. При этом можно заметить, что многие ученики не выходят из класса, а продолжают свою работу по заполнению “портфеля”. Они делают это увлечённо и заботливо: это же подарок родителям. В конце четверти родители получают “портфели” и характеристики. Это своеобразный отчёт и детей и учителя о том, как жили в школе, как развивались дети, чему они научились, в чём продвинулись, какие возникают пожелания.

На итоговом родительском собрании “портфели” раздаются родителям с таким советом: всем членам семьи нужно сесть за стол, внимательно посмотреть каждый образец, подготовленный ребёнком, вслух прочесть характеристику. Желательно, чтобы родители достали содержимое прежнего “портфеля” и сравнили старые образцы, с новыми. А потом нужно говорить о том, чем их порадовал ребенок, как он пишет, какие математические задачи решает, какие знает стихи, как рисует, и вообще, каким он становится взрослым человеком. На этом семейном совете ни в коем случае нельзя наказывать ребенка за возможные ошибки в образцах. Родители должны помнить, что всё это ребёнок готовил с большой любовью и ответственностью и что этими образцами он продемонстрировал те возможности, которые достиг на данном этапе своего развития. Придут гости, соседи,- родители, может быть, достанут “портфель” и покажут им: “Смотрите, чем наш школьник порадовал нас!” Потом содержимое портфеля, вместе с первым, они положат в отдельную папку, и заботливо будут хранить ее. Эта папка в будущем пополнится новыми подарками ребёнка своим родителям.

В “Портфель достижений ученика” обязательно кладется письмо от учителя ученику и его родителям, где рассказывается только о положительных сторонах школьной жизни ребенка, а все проблемы и трудности выражаются в виде дружеских советов.

Таким образом, умелое использование “Портфеля достижений ученика” предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребёнка и способствует участию детей в оценке собственной работы.

Презентацию можно взять у автора

Используемая литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. – М.: Знание,1980.
  2. Виноградова Н.Ф. Начальная школа сегодня: успехи и трудности. Начальная школа, 2000
  3. Голышева З.В.Психолого-педагогические критерии оценки исторических знаний школьников\\ Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: Сб.научных трудов. М.: Новая школа,1995
  4. Логинова О.Б.Система оценивания учебных достижений школьников .Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.-Москва,2001.
  5. Плеханов А. В. О психологическом состоянии учащихся на уроке М.: “Баласс”, 2003
  6. Пускаева Т.Д.Некоторые формы контроля за усвоением знаний\\Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. М.: Новая школа,2000
  7. Симановский А.Э.Безотметочное обучение:возможности и пути реализации.-М.: “Баласс”,2003