Психолого-педагогическая акция "Мудрая неделя"

Разделы: Школьная психологическая служба


Идея проведения объявленной психолого-педагогической акции родилась после изучения книги «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» под общей редакцией М. Битяновой и брошюры «Неделя психологии в школе» Т. Азаровой, М. Битяновой, Т. Бегловой.

Наше образовательное учреждение небольшое: 96 детей в 4-х группах детского сада  и в 4-х классах начальной школы, 45 взрослых (учителя, воспитатели, дефектологи, логопеды, психолог, повара, нянечки, администрация). Поэтому мы решили проводить эту акцию, учитывая особенности наших детей и интересы каждого взрослого.

В понедельник психолог торжественно объявил на школьной линейке, что эта неделя провозглашается неделей «собирания» мудростей, и рассказал, где и как эти мудрости можно найти, а, главное, как поделиться этой мудростью с другими. Тема недели: «Русские пословицы и поговорки».

Для детей суть  игры состояла в следующем:

1. Мудрые высказывания  ежедневно вывешивались на стены в виде пословиц и поговорок. Так как наши дети не всегда могут понять скрытый смысл, заложенный в этих высказываниях, мы отдельно вывешивали объяснения к ним. Пословица  и  ее объяснение вывешивались в разных местах (например, в разных классах), дети должны были найти записки со скрытым смыслом пословиц и догадаться, какая записка к какой русской мудрости подходит.

2. Учителя проводили несколько уроков на тему пословиц и поговорок русского народа.

3. В холле школы появился стенды для каждого класса, где ребята могли написать или нарисовать те пословицы, которые они знают. Пословицы не должны были повторяться, то есть, если один класс на своем стенде написал высказывание, то другой класс уже не мог отобразить эту пословицу. Также каждый день появлялись «половинки» пословиц, и дети из соответствующего класса должны были вспомнить и написать вторую часть мудрого высказывания.

4. В последний день проведения акции проходил итоговый конкурс мудрецов: дети участвовали в конкурсах и получали похвальные грамоты за самое большое количество написанных на стенде пословиц, за активность в поиске объяснений к мудрым высказываниям.

Родителей тоже пригласили поучаствовать в акции, они могли делиться друг с другом и с педагогами мудрыми высказываниями. Мамы и папы, а также их родители (бабушки и дедушки наших учеников) на стенде записывали самые редко встречаемые пословицы. Записи можно было делать только на объявленную  тему дня (например, о семье, о здоровье, о добре, о чувствах и т.п.). По итогам этого полезного  развлечения родители награждались грамотами.

Работа с педагогами велась следующим образом:

1. В учительской на стенде педагоги могли оставлять свои мысли, желательно оформленные в виде пословиц и поговорок русского народа.

2. Психолог для каждого педагога ежедневно приносил на его рабочий стол русскую мудрость в красиво оформленной рамке, а также вывешивал пословицы и поговорки на стенах по всей школе.

3. В четверг, перед детским конкурсом, учителя на «Мудром педсовете» выбирали «Самого просвещенного». Педагоги участвовали в конкурсах:

  • инсценировка пословицы;
  • угадай пословицу (пантомима, ребус, загадка-описание);
  • разговор пословицами (перестроить данный диалог, заменяя фразы пословицами);
  • назови как можно больше пословиц.

«Мудрая неделя» подошла к концу, пора подводить итоги. Идея такой психолого-педагогической акции понравилась всем. Правда, учителя вначале выражали сомнение, что дети и их родители примут активное участие в игре. И, действительно, сначала активность была низкая, но после проведения уроков дети активизировались, родители же стали «набирать обороты» позже, когда мы сами записали  на их стенде несколько интересных пословиц. Итоговые мероприятия («Мудрый педсовет» и конкурс среди школьников) не оставили равнодушным никого: родители и дети спрашивали, когда будет следующее подобное мероприятие.

Эта акция позволила развить коммуникативные умения детей и взрослых, сплотить детский и общешкольный коллектив, поднять общий эмоциональный тонус, психологически поддержать отдельных членов детского и взрослого коллектива, развить представления детей и взрослых об окружающем мире.