"Комплексные соединения" (11-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 11


Урок 1-2 (1). Лекция с элементами беседы

Тема: Комплексные соединения.

Цель: познакомить учащихся со строением, классификацией и номенклатурой комплексных соединений.

Предварительная подготовка

Для более эффективного проведения уроков по теме «Комплексные соединения» предлагается учителю составить таблицу, которая позволит уменьшить затраты времени учащихся на конспектирование во время урока (образец такой таблицы можно посмотреть на сайте кабинета химии МОУ Гимназия № 44 г. Иркутска: http//kabinet54.narod.ru/). Кроме того, для более эффективного изложения предлагается презентация по теме «Комплексные соединения» (приложение 2, кроме или на том же сайте).

Для изучения получения и химических свойств предлагается проведение лабораторной работы (инструкция к лабораторной работе в приложении 1). При необходимости набор химических реакций можно изменить и составить свою инструкцию для проведения лабораторной работы. По желанию учителя возможно лабораторную работу заменить демонстрационным экспериментом, но при этом следует изменить и презентацию по теме «Комплексные соединения», где представлена именно лабораторная работа.

В разработке презентации были использованы материалы, размещенные в ИНТЕРНЕТ (презентация учителя химии СОШ №9 г. Аши Челябинсткой области Сагадеевой Г.А.).

Кроме того, для экономии времени на уроке можно двум учащимся дать предварительное задание: А) Обменный механизм образования ковалентной связи (К.С.) на примере молекулы воды; Б) Донорно-акцепторный механизм образования связи на примере катиона аммония. Кстати, свои сообщения учащиеся тоже могут сопроводить презентациями.

Рассмотрение данной темы базируется на учебнике О.С. Габриэляна «Общая химия» 11-й класс (для классов с углубленным изучением химии).

I. Актуализация

  1. Механизмы образования ковалентной связи.
  2. Какие существуют механизмы образования ковалентной связи (К.С.)? (Обменный и донорно-акцепторный)
  3. Показать обменный механизм на примере молекулы воды.
  4. Показать донорно-акцепторный механизм на примере катиона аммония. (Ответы учащихся у доски)

II. Введение новых понятий и знаний

  1. Понятие комплексных соединений.
  2. Координационная теория А. Вернера.
  3. Основные положения координационной теории.
  4. Определение суммарного заряда комплексного иона. (Включение элементов беседы: определение заряда иона самими учащихся)
  5. Определение С.О. комплексообразователя. (Включение элементов беседы: определение С.О. комплексообразователя самими учащихся)
  6. Строение комплексов. Донорно-акцепторный механизм.
  7. Строение иона комплексообразователя.
  8. Классификация комплексов по трем признакам (по заряду комплекса, по составу внешней сферы, по виду лигандов).
  9. Номенклатура комплексов. (Включение элементов беседы: составление названий комплексов и их классификация  силами учащихся)

Весь материал изложен в виде презентации по данной теме, которая прилагается. (Приложение 1)

Домашнее задание

§ 12 (с.76-80), стр. 84 №2, «Общая химия» (задачи и упражения) с. 17 № 3 (назовите).

Урок 3-4 (2). Лабораторная работа

Тема: Свойства и получение комплексных соединений.

Цель: познакомить учащихся со свойствами и значением комплексных соединений в жизни человека и в промышленности.

I. Актуализация

  1. Классификация комплексов «Общая химия» (задачи и упражнения) с. 17 №2.
  2. Номенклатура комплексов «Общая химия» (задачи и упражнения) с. 17 №2.
  3. Составьте формулы комплексов «Общая химия» (задачи и упражнения) с. 16 №1, с. 17 №4.
  4. Введение новых понятий и знаний.

Лабораторная работа. Получение и свойства комплексных солей

(Приложение 2)

Правила техники безопасности при работе с реактивами:

  1. Не производить опытов до ознакомления с “Правилами”.
  2. При работе пользоваться только чистой, исправной посудой. Нельзя работать с грязной посудой.
  3. Ничего не пробовать на вкус.
  4. Никаких веществ их кабинета  не выносить.
  5. Склянки с реактивами всегда должны быть закрыты пробками или крышками.
  6. Если на склянке с реактивом нет этикетки, никогда нельзя применять его, определяя на глаз.
  7. Нельзя выливать или высыпать реактив обратно в склянку, откуда он был взят.
  8. При работе с капельницами нельзя путать пипетки от разных капельниц.
  9. Применять реактив следует в той концентрации и в том количестве, которая указана в инструкции.
  10. Наблюдая реакцию через стенку пробирки, держите сосуд в некотором отдалении от глаз, не наклоняйтесь над ним.
  11. Особенно важно предохранять глаза, т.к. повреждение их даже малыми каплями вредных веществ может вызвать потерю зрения.

Правила ТБ при работе с сухим горючим:

  1. Зажигать сухое горючее только спичкой.
  2. Спички зажигать только в направлении от себя.
  3. Над открытым пламенем не следует держать кисти рук, локти, тетради или книги.
  4. Тушить сухое горючее только при помощи колпачка (сбоку).

Ход проведения лабораторной работы

На каждый стол выдать инструкцию для данной лабораторной работы (каждый опыт дублируется в презентации). Устные пояснения учителя, в каком порядке лучше использовать реактивы.

Записать в тетради название лабораторной работы. Указать оборудование и реактивы.

Опыт № 1. Получение тетраамминмеди (II).

Аккуратно использовать раствор аммиака. Опыт выполняем в пробирке. Не забываем указывать наблюдения для каждой химической реакции и записывать уравнения в ионном виде.

Опыт № 2. Свойства комплексных солей.

Реакции 1 и 3 выполнять в планшете, реакцию 2 выполнять в пробирке. Реакцию 4 рекомендуется выполнять демонстрационно, т.к. она требует от учащихся дополнительной подготовки и кроме того пожароопасна.

По окончании работы учащимся рекомендуется сделать вывод о том, какие реакции характерны для комплексных соединений.

Значение комплексов

  1. Комплексные соединения как сложные органические вещества: гемоглобин и хлорофилл, формулы, которых представлены в презентации. Гемоглобин осуществляет транспорт кислорода в организме человека. Хлорофилл – вещество без которого невозможен фотосинтез растений и воспроизводство кислорода в природе.
  2. Комплексные соединения (соли) применяются в аналитической химии для качественного определения ионов, например красная и желтая кровяные соли, которые используют для определения катионов железа Fe+2  и Fe+3.

II. Домашнее задание

Повторить § 12, стр. 84 № 5.