Цель: создание условий для овладения учащимися средствами и приёмами создания театральной декорации, развития информационной культуры, творческой фантазии, воспитания эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального и изобразительного искусства.
Задачи: определить роль художника театра в создании спектакля для усиления его эмоционально-образного строя; установить обязательную связь содержания театральной декорации с жанровыми особенностями спектакля; выполнение эскиза декорации новогоднего вечера.
Ход урока
1. Организационный момент
При входе в учебный кабинет все дети получают программку. (Приложение 1)
2. Введение в тему
Вы уже обратили внимание на необычное начало нашего урока.
Где еще выдают программки?
(На выставках, вернисажах, в театре)
Сегодня программки необходимы потому, что нам предстоит посещение театра, хотя и заочное. Именно там мы проведём наш урок, который сегодня тоже не совсем обычный. Ведь это одновременно урок ИЗО и музыки.
Ознакомьтесь с содержанием программки.
Какова тема урока? Какие задачи предстоит решить?
Чтобы легче справиться с работой, мы решили предложить такую экскурсию, во время которой вам придётся быть не только зрителями, но и выступать в качестве людей театральных профессий.
Итак, добро пожаловать в театр оперы и балета!
Открывается доска.
На доске:
3. Работа с понятиями
Но сначала давайте вспомним, что такое опера и балет.
Прочитайте данные определения и соотнесите их с понятиями, соединив стрелками.
Многие из вас были в театре и вам, наверное, знакомо ощущение, когда в зале гаснет свет, поднимается занавес, и всех находящихся в зале охватывает ощущение волшебства и тайны. Ты ещё не видишь героев спектакля, но на сцене уже начинается какая-то другая, необыкновенная жизнь, открывается новый мир.
Благодаря чему мы с первых мгновений погружаемся в этот прекрасный мир театрального чуда?
Конечно, в это действо нас вовлекает художник с помощью выполненных им декораций.
Что такое декорация? (Ответы детей)
Работа со словарём Ожегова.
Декорация – это устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия.
Открою секрет: чуть позже вам придётся выполнять работу художника-декоратора.
Чтобы познать специфику этой профессии для вас приготовили мастер-класс.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Декорации». (Приложение 2)
Прошу вас обратиться к программке. Хочу обратить ваше внимание на то, что красочная изобразительность спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев к работе над созданием декораций.
Кто из выдающихся художников связал своё творчество с театром?
1. А Головин. Кащеево царство. Эскиз декорации к опере И. Стравинского «Жар-птица».
Что вы видите на этой декорации? Какие чувства она у вас вызывает?
С помощью каких изобразительных средств художник этого добивается?
(Пейзаж, в котором появляется Жар-птица – безмолвное, причудливое Кащеево царство – нарисован как будто неземными, «потусторонними» красками).
Какая музыка может звучать на этом фоне?
Музыка усиливает впечатление фантастической красочности. В оркестре как будто слышны голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов.
2. Эскиз декорации к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».
3. Н. Рерих. Декорация к балету И. Стравинского «Весна священная».
(Изображение на декорации отражает настоящее действие «весеннего произрастания».)
Прослушайте вступление к балету. Поделитесь своими впечатлениями.
(Начальная тема – наигрыш – исполняется фаготом, по своим очертаниям напоминающим стебелёк, который постоянно тянется, устремляется вверх.
Подобно тому, как стебель растения постоянно обрастает листвой, мелодическая линия постоянно обрастает подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.)
4. А. Бенуа. Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Петрушка».
(Мы видим, что действие балета происходит во время Масленицы, праздника, который всегда широко отмечался на Руси. Народные гуляния, ярмарки, пляски, балаганный дед, потешающий толпу – всё нашло отражение в декорации.)
Прослушивание отрывка из балета.
Не появилось ли у вас ощущение того, что музыкальные инструменты звучат беспорядочно, как бы перебивая друг друга? Почему?
(Передаётся настроение ярмарки, народного гуляния – крики, суета, пляски).
5. Н. Гончарова. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
6. И. Я. Билибин. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
(Обратите внимание на то, что одно и то же место действия изображается разными художниками, но характер сюжета сохраняется.)
7. Д. Стеллецкий. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
(Начало весны. Полночь. На Красную горку спускается Весна-красна. Некогда она стала женою сурового старого Мороза, и с тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Из лесу выходит Дед-Мороз. На заре он должен покинуть землю, но его беспокоит судьба Снегурочки: Ярило задумал погубить ее, заронив в ее сердце огонь любви.
Художник изображает какое-то таинство: вот-вот что-то должно произойти. Декорация показывает, что действие происходит в лесу. Земля и ветви деревьев ещё покрыты снегом, речка подёрнута льдом, но воздух уже напоён весенним дыханием весны.)
Прослушивание Пролога из оперы.
Попробуйте выделить три основные темы композиции.
(Опера начинается небольшим оркестровым вступлением, рисующим ранний приход весны.
Далее звучит тема Деда Мороза. Её характер тяжёлый, суровый, сдержанный, как бы «сковывающий».
Постепенно природа начинает оживать: воздух наполняется разноголосым щебетанием прилетающих из-за моря птиц, из дупла появляется лениво потягивающийся леший и возвещает конец зимы).
8. А. Васнецов. Берендеевка. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
9. М. Шишков. Сады Черномора. Эскиз декорации к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»
10. А.Я. Головин. Эскиз декорации к опере К-В. Глюка «Орфей и Эвридика».
11. Врубель М. А. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
(Наступает рассвет. Из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец.)
12. Рок-опера Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда».
13. К. А. Коровин. Эскиз декорации к опере Р. Вагнера «Валькирия».
14. Балет П. И.Чайковского «Лебединое озеро».
Хочу добавить, что мы прослушали не все музыкальные композиции, подготовленные нами сегодня. Весь их список вы можете прочитать в программке. Что из перечисленного вы ещё хотели бы прослушать? (Одна композиция по выбору детей)
Физминутка.
Давайте поблагодарим художников и композиторов аплодисментами стоя.
Итак, что необходимо знать художнику-декоратору, чтобы начать работу.
- время действия;
- место действия;
- жанр, характер сюжета.
Настал момент, когда необходимо сообщить вам тему работы.
Не за горами новогодние праздники. Под впечатлением от этого мы хотим вам предложить выполнить эскиз декорации новогоднего вечера.
Но сначала выясним, в каком жанре можно его провести.
(Дети предлагают).
Подсказку можно найти в программке.
- Новогодний карнавал
- Новогодние приключения
- Новогодний мюзикл
- Новогодний ужастик
- Новогодняя тайна
- Новогодняя сказка
- Новогодняя комедия
- Новогодний бал
- Новогодние посиделки
- Новогодняя спартакиада
- Новогоднее фэнтези
- Новогодний утренник
Самостоятельная работа
По окончании работы проводится игра: по декорации определить жанр.
5. Итог урока
6. Рефлексия
В конце урока, или как говорят в театре, под занавес, прошу поделиться своими впечатлениями от урока.
Чтобы найти нужные слова, можно опять обратиться к программке. Своё выступление можно начать так:
мне понравилось…
надолго запомнится…
хотелось бы изменить…
ещё хотелось бы узнать…