Урок обобщения знаний в 9-м классе с использованием валеологического компонента по теме "Функции"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • проверка усвоения основных понятий  по теме «Функции»;
  • контроль сформированности основных навыков решения;
  • формирование бережного отношения к своему здоровью;
  • активизация  познавательной деятельности учащихся через:

- валеологическое содержание математических заданий;
- новизну и значимость предлагаемых заданий;
- занимательность заданий.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

(Звучит музыка релаксации - «Музыка прибоя»).

Перед вами – листы самоконтроля. (Приложение 1). Оцените свою подготовку к уроку по 5-балльной системе.

2. Основное содержание урока

«Тысячи вещей необходимы здоровому, и лишь одна больному: здоровье».
И. ВИЛЬВЕ

Сегодня мы продолжим с вами разговор о здоровье, о том, как его сохранить, а также о влиянии окружающей среды, нашего образа жизни на наше здоровье.

Ранее на одном из уроков мы говорили с вами о вреде курения. Но есть и еще один враг, который оказывает на организм разрушающее действие, сравнимое с курением. Что это? (Учащиеся высказывают различные предположения.)

№1. Чтобы правильно ответить на мой вопрос, воспользуйтесь подсказкой.

Перед вами 5 рисунков. Определите, на каких из них изображены графики функций, и из букв им соответствующих составьте слово. <Рисунок 1>

Рисунок 1

(Учащиеся в тетрадях составляют слово. Обмениваются работами. Обсуждается правильный ответ. Взаимопроверка (учащиеся ставят «+» или «-»). Оценивают выполнение задания соседа по парте. 1 балл - верно, 0 баллов - не верно. В таблицу (Приложение 1) вносят набранное количество баллов.)

Правильно, ШУМ.

Шум стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

Некоторые эксперты считают, что загрязнение нашей звуковой окружающей среды за последние 100 лет приобрело угрожающие масштабы.

Шум вызывает сильнейший стресс, который может привести к различным заболеваниям.

№2. Чтобы узнать, что это за заболевания, вам необходимо, используя график квадратичной функции, найти: область определения функции, промежутки знакопостоянства и промежутки, на которых функция возрастает и убывает. Подчеркните строку с выбранными ответами. (Приложение 1)

Рисунок 2

(-1; 3)  – бессонница;
[-1; 3] – аллергические реакции;
( - ; + ) – высокое кровяное давление;
( - ; 1] – нарушение функции мозга;
( - ; -4] – высокая температура;
[1; +) – агрессия,повышенная возбудимость;
[-4; +) – потеря голоса;
( -; -1)U(3; +) – головные боли. [3, с. 69]

(Правильные ответы в тексте выделены для учителя полужирным курсивом)

(Обсуждаются правильные ответы. Взаимопроверка. 5 верных ответов - 3 балла, 4 верных - 2 балла, 3 верных - 1 балл. В таблицу (Приложение 1) вносят набранное количество баллов.)

Правильно, но в первую очередь ведет к снижению слуховых функций.

В школе на протяжении всего учебного дня вы подвергаетесь воздействию шума. Снижение концентрации внимания при учебе, ухудшение памяти и понимания вызваны тем, что шум мешает говорить и отвлекает. [3]

Сила звука измеряется в децибелах.

(На магнитно-маркерной доске нарисована прямоугольная система координат. По ходу озвучивания текста учитель располагает на ней картинки-образы. (Рисунок 3)).

Рисунок 3

0 - абсолютная тишина
10 - шелест падающих с дерева листьев
20 - шепот
30 - звуки в тихом жилом квартале
40 - тиканье будильника
50 - почти бесшумный автомобиль
60 - громкий разговор
70 - максимальная громкость телевизора
80 - шум машинок в большом машинописном бюро
90 - шум, издаваемый большим грузовиком
100 - интенсивное дорожное движение
110 - шум взлетающего вертолета
120 - гром
130 - мотор без глушителя
140 - работающий двигатель реактивного самолета. [4, с. 113]

140 Дб - допустимый порог для слуха. Любое его превышение пагубно влияет на слух, наступает глухота. (Учитель на доске проводит горизонтальную пунктирную черту, соответствующую 140 Дб).

№3. Отгадайте уровень шума, который не препятствует нормальной работе в классе. Для этого определите, какая из следующих прямых отсутствует на рисунке, и подчеркните строку с правильным ответом. (Рисунок 4)

Рисунок 4

у =2х +3 ( 25 Дб )
у =2х – 3 ( 53 Дб)
у = -2х + 3 ( 31 Дб)
у=-2х - 3 ( 47 Дб)

(Обсуждается правильный ответ. Взаимопроверка. Учащиеся ставят «+» или «-». Оценивают выполнение задания соседа по парте. 1 балл - верно, 0 баллов- не верно. В таблицу (Приложение 1) вносят набранное количество баллов.)

31 Дб - уровень шума, который должен присутствовать в классе. [3, с. 68]

(В прямоугольной системе координат (см. Рисунок 3) учитель прикрепляет картинку (Рисунок 5)  на уровне 31 Дб).

На уроках физической культуры, в школьных мастерских, во время перемены воздействие шума увеличивается в 1,5-2 раза. Определите, какого уровня он достигает(60 Дб).

При работе в интенсивном шуме снижается внимание, увеличивается количество ошибок и даже ухудшается зрение. [3, с. 72]

Однако, и абсолютная тишина невыносима для человека. Отгадайте максимальное время, которое человек сможет находиться в полной изоляции, т.е. без какой-либо стимуляции чувств - зрения, обоняния, осязания, слуха.

№4. Для этого укажите рисунок, на котором приведена графическая иллюстрация решения системы уравнений:

Обведите в кружок количество часов, соответствующее правильному ответу. (Рисунок 6)

Рисунок 6

Обсуждаются правильные ответы. Взаимопроверка (учащиеся ставят «+» или «-». Оценивают выполнение задания соседа по парте. 1 балл - верно, 0 баллов - не верно.

В таблицу (Приложение 1) вносят набранное количество баллов.

92 часа - это чуть менее 4 суток.

Слух начинает страдать уже при шуме интенсивностью в 85 Дб. (В прямоугольной системе координат (см. Рисунок 3) учитель проводит горизонтальную пунктирную линию красного цвета на уровне 85 Дб).

Под воздействием шума люди ведут себя агрессивнее.

Проблема усугубляется тем, что в большинстве случаев утрата остроты слуха и другие негативные последствия для здоровья проявляются лишь со временем.

№5. Какие из следующих парабол соответствуют данным функциям:

1) у= х2 -5х + 4; 
2) у= х2 + 5х + 4;

 

3) у = х2 - 3х – 4;
4) у = - х2 – 3х + 4;

 

5) у = х2 -16;
6) у = х2 -3х + 4.

Рисунок 7

Буквы, соответствующие выбранным параболам, внесите в таблицу.

(Правильный ответ: плейер. Взаимопроверка. 6 верных ответов - 3 балла, 5 верных - 2 балла, 3-4 верных - 1 балл. В таблицу (Приложение 1) вносят набранное количество баллов.)

Популярные сегодня портативные плейеры с их громкой музыкой через наушники могут стать в будущем причиной снижения слуха у целого поколения.

Уровень громкого разговора 60 Дб. Вычислите уровень шума метро, если он  в 1,5 раза выше шума громкого разговора. (Правильный ответ: 90 Дб.) [3,с.69]

 В прямоугольной системе координат  (см. Рисунок 3) на данном уровне учитель прикрепляет картинку (Рисунок 8) .

Это уже опасно для здоровья. Учащиеся, слушающие плеер в метро, испытывают давление на органы слуха на 10 Дб больше, чем шум метро.) [3, с. 69]

(100 Дб) В прямоугольной системе координат (см. Рисунок 3) на данном уровне учитель прикрепляет картинки и  (Рисунок 9).

Это всего лишь на 10 Дб тише шума вертолета.

Постоянно слушая музыку через наушники, человек постепенно глохнет и повышает уровень громкости незаметно сам для себя. [3, с. 69]

В 7- 2 тысячелетиях до н.э. в Палестине существовал город, слава о котором разносилась во все концы света. Множество врагов поднимались войной против его жителей. Но высокие стены города всегда служили надежной защитой. Однако город  все же был повержен. По библейскому преданию, мощные стены его рухнули от звуков труб еврейских завоевателей. Музыка покорила Великий город. [1, с. 199]

№6. Чтобы узнать, что это за город, найдите координаты вершин парабол, и буквы им соответствующие внесите в таблицу.

1) у = - 2х2 ;
2) у = 2х2 + 4 ;
3) у = - ( х – 2)2;
4) у =х2 / 4;  
5) у = (х + 2)2 – 4 ;
6) у = (х – 2)2 + 4;
7) у = х2 – 4х + 7.

Рисунок 10

(Правильный ответ: Иерихон.) Взаимопроверка. 6-7 верных ответов - 2 балла, 4-5 верных - 1 балл. В таблицу (Приложение 1) вносят набранное количество баллов.

В июле прошлого года (29.07.07г.) в Санкт-Петербург приезжала знаменитая рок-группа «Ролинг Стоун» во главе с Миком Джайгером. Концерт проходил на Дворцовой площади около Эрмитажа. Эксперты постоянно делали замеры шума, чтобы не допустить его пагубного влияния на картины.

Что касается рок- музыки, то она носит агрессивный, разрушительный характер и негативно сказывается на здоровье человека. И не только человека. Доказано, что такого рода ритмы угнетают рост трав и снижают лактацию у крупного рогатого скота.

Влияние так называемой «черной» музыки, «голого» ритма на человеческую психику подобно воздействию наркотиков и алкоголя. Они растормаживают подкорковые центры головного мозга и в буквальном смысле будят зверя в слушателе.

В такой музыке отсутствует гармония, практически нет мелодии, звуки такой музыки атональны и потому не могут принести ничего, кроме вреда. [2, с. 99]

№7. Укажите график функции, которая не является ни четной, ни нечетной, и вы узнаете громкость музыкальных усилителей на молодежных дискотеках.

Рисунок 11

(Обсуждается правильный ответ. Взаимопроверка. Учащиеся ставят «+» или «-». Оценивают выполнение задания соседа по парте. 1 балл - верно, 0 баллов - не верно.

В таблицу (Приложение 1) вносят набранное количество баллов.)

110 Дб. Этот звук по силе сопоставим со звуком автомобильной сирены, с силой шума взлетающего вертолета. [3, с. 78] (В прямоугольной системе координат (см. Рисунок 3) на данном уровне учитель прикрепляет картинку (Рисунок 12)).

Завсегдатаи дискотек часто глохнут еще до достижения 20- летнего возраста. Это же грозит любителям слушать громкую музыку через наушники. [3, с. 78]

Физкультминутка

Если устал слуховой анализатор, вас раздражает шум, крепко прижмите ладони к ушам и с силой, резко отдерните руки, повторите упражнение 5-7 раз. (Учащиеся выполняют вместе с учителем). [5, с. 288]

Клинические исследования показали, что благотворно воздействует, лечит душу и тело специально подобранная мелодичная музыка, чаще классическая или эстрадно- симфоническая, а также народная.

№8. Определите, какие из данных функций являются четными, а какие нечетными, распределите композиторов им соответствующих в 2 столбца.

1) у = - х2 ;
2) у = х3 + 2х;
3) у = х – х7;

Шопен
Лист
Прокофьев

  4) у = 5х2 –х4;
5) у =  4х5 + х;
6) y = х2 + 7х4.

Чайковский
Вагнер
Шуберт

(Обсуждается правильный ответ. Взаимопроверка. Учащиеся ставят «+» или «-». Оценивают выполнение задания соседа по парте. 1 балл - верно, 0 баллов - не верно. В таблицу (Приложение 1) вносят набранное количество баллов.)

Выбор характера музыки определяется психической направленностью человека.

Интровертам, т.е. людям, тяготеющим к уединению, больше подходит музыка

  • Шопена,
  • Чайковского,
  • Шуберта.

Экстравертам, людям энергичным  по характеру по душе музыка

  • Листа,
  • Прокофьева,
  • Вагнера.[2, с. 99]

Давно сформирован элитный список классических композиторов, музыка которых оказывает однозначно положительное влияние на человека
Вот некоторые из них:

  • Антонио Вивальди;
  • Иоганн Себастьян Бах;
  • Вольфганг Амадей Моцарт;
  • Людвиг Ван Бетховен;
  • Джоаккино Россини;
  • Франц Шуберт;
  • Михаил Иванович Глинка;
  • Петр Ильич Чайковский и многие другие. [1, с. 200]

(Звучит музыка Поль Мориа из к/ф « Крестный отец»).

- Какие  музыкальные инструменты вы здесь слышите? (Ответы учащихся)

Игра на скрипке и фортепиано имеет ярко выраженный успокаивающий эффект, причем наилучшее расслабляющее и седативное действие оказывает скрипка.

Игра на кларнете положительно влияет на систему кровообращения, а звуки флейты обладают расслабляющим действием. [2, с. 102]

(Звучит музыка Джеймса Ласта « Одинокий пастух»)

Лучше всего успокаивают звуки виолончели или гобоя – их звучание напоминает тембр голоса человека.

Ученые доказали, что колокольный звон убивает тифозные палочки, мурлыканье кошки снижает артериальное давление.

№ 9. Решите графически данные неравенства, и вы узнаете, какое еще благотворное влияние оказывает приятная мелодия на человека.

1) х2 -5х + 6  > 0;
2) – х2 + х + 6  ≥  0;
3) х2 – 4  ≤  0;
4) 2х – х2 < 0.

 

[- 2; 2] – повышает активность коры головного мозга;
( - ∞ ; 2) U(3; + ∞) – стимулирует дыхание;
(2; 3) – повышает аппетит;
( - ∞; 0 ) U ( 2; +∞ ) – улучшает обмен веществ;
[- 2; 2] – стимулирует дыхание;
( 0; 2) – улучшает зрение;
[ - 2; 3] – стимулирует кровообращение.[2, с. 98]

(Обсуждаются правильные ответы. Взаимопроверка. 4 верных ответа - 4 балла, 3 верных - 3 балла, 2 верных - 2 балла, 1 верный - 1 балл. В таблицу (Приложение 1) вносят набранное количество баллов.)

Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений  усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. [1]

3. Подведение итогов. Рефлексия

Суммируйте количество набранных  вами баллов и проставьте себе отметку за урок.

Поднимите руки, у кого итоговая отметка совпадает с самооценкой, у кого выше, у кого ниже.

Поднимите руки те, у кого отметка «5», «4», «3». Что помешало вам получить более высокую отметку?

Что нового или интересного вы сегодня узнали на уроке?

Эдуард Эррио сказал: « Бог даровал нам два уха и один рот, чтобы обучить нас говорить лишь половину того, что мы слышим». [4, с. 124]

Интерпретировать это высказывание можно по-разному, но я хочу сказать: « Цените тишину и не создавайте лишнего шума».

(Звучит музыка Френсиса Гойя « Ностальгия»)

Спасибо за урок. До свидания.

Литература

  1. Слепневы А. и Д. На прием…к Моцарту?//Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения.- СПб.: КАРО,2003.-208 с.-(материалы для специалиста ОУ).
  2. Шавалеева Р. Уроки музыки- уроки духовного и физического здоровья.//Журнал.Директор школы.№4.2007.
  3. Алимова Т.М. Здоровье: сборник заданий по математике на тему здоровья. 5-9 классы: Методическое пособие. М.,2003. 160 с.
  4. Леони Д, Берте Р. Анатомия и физиология человека в цифрах./Пер. с французского Т.Серебрянной.- М:КРОН-ПРЕСС,1995.-128 с.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006.- 320 с.

Технологическая карта урока. (Приложение 2)