Цели мероприятия:
- Стимулировать интерес к предмету, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.
- Формировать у учащихся чувство гордости за отечественную науку; способствовать утверждению гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважению к культурному и историческому прошлому России, преданности своему Отечеству.
Оборудование:
- Портрет Д.И. Менделеева,
- Периодическая таблица,
- Мультимедийная установка для показа презентации,
- “ордена” для правильно ответивших на вопросы, на которых написаны высказывания о любви к Родине.
- Плакаты с высказываниями: “А что такое гражданин? Отечества достойный сын” Н.А. Некрасов; “Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины” Джон Кеннеди.
Правила игры:
Интеллектуальная игра рассчитана на привлечение широкого круга учащихся. Заранее учащимся сообщается о предстоящей игре, дается творческое задание и вопросы, касающиеся жизни и творчества Д.И.Менделеева. В игре принимают участие: основные игроки (которые отвечают на вопросы и стремятся как можно быстрее дойти до финиша по так называемым “дорожкам”), зрители (которые могут ответить на те вопросы, с которыми не справились основные участники). По первому творческому конкурсу определяется право выбора дорожки: самой короткой – красной (на ней будет задано 2 вопроса и можно ошибиться один раз), средней – желтой (на ней будет задано 3 вопроса и можно ошибиться 2 раза), самой длинной - зеленой (на ней будет задано 4 вопроса и можно ошибиться 3 раза). Во втором и в третьем туре играют зрители, набравшие большее количество “ орденов”. Финалисты по итогам трех туров отвечают письменно на последний вопрос игры. Игрок, ответивший наиболее подробно, выигрывает. При равных ответах финалистов побеждает тот, у кого количество “орденов” больше.
Содержание:
- Вступление по теме: “Кто является истинным гражданином своей страны?”
- Вопросы и ответы по биографии Д.И.Менделеева и значению его трудов на благо Родины.
Приложения:
- Приложение 1: Ответы на вопросы игры.
- Приложение 2: Презентация игры с использованием фотографий и иллюстраций.
Ведущий: Дорогие ребята, мы с вами живем в великой стране. Славу страны составляют люди, которые являются ее истинными гражданами. Что значит быть настоящим гражданином?
Выдержка из толкового словаря: “Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей”.
За право выбора дорожки, вы должны составить свое определение гражданина, объяснив смысл высказывания: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.
Ваши выступления интересны. Давайте разберем, чья точка зрения была точнее, рассмотрев этот вопрос подробнее, на примере жизни и деятельности великого русского ученого Д.И. Менделеева. Вы все знаете его, как создателя Периодического закона, но голос великого ученого звучал и в таких областях, как сельское хозяйство, промышленность, транспорт, освоение морей и океанов, экономика, демография, цены и тарифы. Что давало ему силы так много и самозабвенно работать? Конечно же, любовь к Родине, желание служить ей. Итак, мы начинаем игру “Не наукой единой”, в которой рассмотрим многогранность деятельности великого ученого на благо Родины.
“В первом своем проявлении патриотизм даже и не имеет другой формы, кроме пристрастия к полям, холмам родным…” Добролюбов Н.А.
Вопрос 1: Какой город является малой родиной для Д.И. Менделеева? В каком году он родился?
Родного неба милый свет
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки…
В.А. Жуковский.
Вопрос 2: Кто давал первые уроки Д.И. Менделееву? Кем были его родители? В год рождения Дмитрия, Иван Павлович ослеп и оставил службу. Семья жила на небольшую пенсию, бедствовала.
Вопрос 3: Как справилась с этими испытаниями Мария Дмитриевна? Пример стойкости его родителей в жизненных испытаниях помог Д.И.Менделееву преодолеть много трудностей в жизни.
Вопрос 4: С какими испытаниями встретился Д.И.Менделеев в студенческие годы и как он с ними справился? По окончании института, Менделеев занимает место учителя в Симферополе, куда он вынужден уехать по состоянию здоровья. Там он встречается с великим русским врачом-хирургом.
Вопрос 5: Какое значение для Д.И. Менделеева имела эта встреча? Как звали этого врача?
С большой ответственностью, глубоко проникая в сущность проблем, подходил Д.И. Менделеев к любому делу, воспитывая своим примером детей.
У Дмитрия Ивановича Менделеева было трое детей от первого брака и четверо от второго. Об отношении Менделеева к детям говорят следующие его слова: “Много испытал я в жизни, но не знаю ничего лучше детей”. Один эпизод особенно ярко характеризует силу отеческой любви ученого. В мае 1889 года он был приглашен выступать на ежегодных Фарадеевских чтениях. Такой чести удостаивались наиболее выдающиеся химики. Это выступление должно было стать для него поистине “звездным часом”.
Вопрос 6: Почему не состоялось это выступление?
“…На родителях, на одних родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками; обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами... Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин” В.Г. Белинский
Осознавая, эту священную обязанность – воспитание детей, Д.И. Менделеев очень много размышляет о том, как наставить их на истинный путь.
Вопрос 7: На что обращает внимание Д.И. Менделеев в напутствии детям, что считает главным для человека? Он был сторонником изнуряющего стиля в работе, всем доказывал, что непрерывные, долгие и упорные усилия необходимы, даже если это вредит здоровью.
Так, работая над книгой “Органическая химия”, он не отходил от письменного стола два месяца. За этот учебник Д.И. Менделееву была вручена Демидовская премия, на которую ученый отправился в свадебное путешествие по Европе, было ему тогда 28 лет.
Вопрос 8: Как назывался другой учебник, написанный Д.И. Менделеевым, который был лучшим в мире руководством для химиков на протяжении многих десятилетий? На какие языки он был переведен? При написании учебника Д.И. Менделеев столкнулся с трудностями систематизации фактического материала и стал работать над созданием системы элементов.
Вопрос 9: Какой закон открыл ученый, работая над этим вопросом? В каком году это произошло?
После того, как работы Д.И. Менделеева получили мировую известность, ученые, занимавшиеся классификацией элементов, стали претендовать на приоритет открытия периодического закона.
Вопрос 10: Назовите классификации химических элементов, созданные другими учеными. Чем они отличаются от естественной классификации Д.И.Менделеева? Докажите, что приоритет в открытии Периодического закона остается за русским ученым.
В 1905 году Менделеев написал: “По-видимому, Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает”.
Вопрос 11: Назовите элементы, свойства которых предсказал Д.И. Менделеев. Учеными, каких стран они были открыты?
Цель науки Д.И. Менделеев видел в практическом использовании ее достижений. Он решительно выступал против “подражательства” западноевропейской науке, против занятий отвлеченными, не имевшими связи с практикой вопросами.
Вопрос 12: Приведите крылатое выражение Д.И.Менделеева о связи науки и практики. В чем смысл этого выражения?
А началось все с экономических исследований в области сельского хозяйства. В 1865 году Д.И.Менделеев покупает небольшое имение. Основной целью покупки было желание вести сельское хозяйство на научной основе.
Вопрос13: Где находилось это имение? Что предпринял ученый для лучшего ведения хозяйства, и каких результатов добился в этой области?
Во времена Менделеева в правящих кругах царской России господствовало мнение, что Россия – сельскохозяйственная страна, “житница Европы”, что ее будущее лишь в развитии сельского хозяйства.
Вопрос 14: Согласен ли был Д.И. Менделеев с таким будущим для России?
Как естествоиспытатель, он видит богатейшие природные ресурсы России. “Мы могли бы залить нефтью весь свет, каменным углем не только снабдить себя в изобилии…, но и отоплять многие части Европы. Но использовать их надо по хозяйски”
Вопрос 15: Что понимал Менделеев под хозяйским использованием нефти?
Дмитрий Иванович не был кабинетным ученым, он принимал активное участие в создании и работе научно-технических обществ, в частности он не отрывал свои научные интересы в области аэродинамики от задач воздухоплавания, всемерно поддерживая изобретателей.
Вопрос16: Проект, какого летательного аппарата Менделеев представил Русскому техническому обществу? Кто был автор этого проекта?
Дмитрий Иванович обладал непререкаемым авторитетом в области воздухоплавания. В 1878 году Д.И. Менделеев публикует работу, которую Н.Е. Жуковский назвал “основным руководством для лиц, занимающихся кораблестроением, воздухоплаванием, баллистикой”.
Вопрос 17: Как называлась эта работа? Куда передал автор средства, полученные от продажи этой книги?
Дмитрий Иванович и сам принимает участие в освоении “воздушного океана”.
Вопрос 18: На каком аппарате и для чего Д.И. Менделеев поднимается в воздух?
Вопрос 19: С какими техническими трудностями столкнулся ученый при полете?
Анализируя сделанное, Д.И. Менделеев писал о “ трех своих службах Родине” 1)работу в науке 2) педагогическую деятельность 3) служение “на пользу роста русской промышленности”. Дмитрий Иванович выделяет, как одну из главных, деятельность в образовании .
Вопрос 20: Какую связь видит он между развитием промышленности и просвещения?
В 1890 году Дмитрий Иванович уходит из Петербургского университета из-за конфликта с министром просвещения, проработав в университете 27 лет.
Вопрос 21: Чем вызван был конфликт? На что был направлен протест Менделеева? Почти насильно оторванный от науки, Д.И. Менделеев посвящает все свои силы практическим задачам.
При его деятельном участии, в 1890 г. создается проект нового таможенного тарифа, а в 1891 г. выходит в свет замечательная книга: “Толковый тариф”.
Вопрос 22: О чем была эта книга? Какие главные мысли Д.И. Менделеева были отражены в ней?
Переработав огромный фактический материал, как по русской, так и по мировой экономике, Менделеев защищает политику протекционизма.
Вопрос 23: В чем смысл политики протекционизма? Какие меры предлагает предпринять Д.И. Менделеев в рамках этой политики?
В какой бы области не работал Д.И.Менделеев, он постоянно думал о процветании Родины, о ее экономической и политической независимости. Предупреждал о возможных будущих столкновениях России с вероятными противниками на Западе и на Востоке. “Впереди России предстоит еще много оборонительных войн, если Россия не оградится сильнейшим войском в такой мере, чтобы боязно было затевать с ней военную распрю…” Д.И.Менделеев.
Вопрос 24: Какую работу выполнил Д.И. Менделеев по предложению морского и военного министерства, направленную на усиления оборонительной мощи государства, в котором он жил? Какова была судьба его изобретения?
Коммерческую и военно-морскую выгоду для своей страны Д.И. Менделеев видит еще в одном своем проекте и обращается к министру финансов с просьбой его осуществить. “Вот мой проект с необходимыми картами и графиками. Я твердо решил привести его в исполнение, уверенный в удаче на столько, что беру с собой дорогих мне Анну Ивановну и сына Ванюху. Мне хочется сделать доброе дело для моей Родины”
Вопрос 25: Какой проект мечтает осуществить великий ученый?
Оценив огромное значение исследования Арктики, Менделеев стал горячим сторонником и пропагандистом постройки ледокола.
Вопрос 26: Какое название получил первый русский ледокол? Почему Д.И.Менделеев не принял участие в экспедиции на нем?
С 1892 года Д.И. Менделеев возглавляет научное учреждение, которое превратил в действенное, хорошо оснащенное, по нынешний день, остающееся одним из ведущих в нашей стране.
Вопрос 27: Что это за учреждение? Какое значение имела данная деятельность ученого?
“Общее является только в частном: кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству” В.Г. Белинский.
Все свои силы, отдавая во благо своей страны, Д.И. Менделеев стал великим человеком для всего мира. Его открытия прославили его Родину, они были на столько велики и значительны, что были признаны многими зарубежными странами. Он был членом почти всех академий и почетным членом многих ученых обществ. “Плоды моих трудов составляющей гордость не одну мою личную, но и общую русскую, так как все главнейшие научные академии, начиная с Лондонской, Римской, Бельгийской, Парижской, Берлинской и Бостонской избрали меня своим членом”
Вопрос 28: В Академию наук, какой страны выдвигался, но был отклонен на выборах в 1880 году Д.И. Менделеев?
Дмитрий Иванович получил свыше130 дипломов и почетных званий от русских и зарубежных академий, университетов, научных обществ. Особенным почетом имя его пользовалось в Англии, где ему были присуждены медали Дэви, Фарадея и Копилея, куда он был приглашен в качестве "Фарадеевского" лектора, честь, выпадающая на долю лишь немногим ученым. Группа американских ученых назвала, полученный ими 101 элемент в честь Д.И.Менделеева “менделевий”.
Вопрос 29: Где еще можно встретить имя великого ученого?
Сколько бы мы ни сказали о Дмитрии Ивановиче Менделееве, всегда остается ощущение недосказанности и неудовлетворенности. Идеи патриотизма и гражданственности легли в основу его деятельности, подчиненной интересам народного благосостояния. Мы должны помнить, какой жизненный подвиг совершил Дмитрий Иванович во имя нашей Родины. Его труды дают возможность понять и осмыслить историю развития России, они актуальны сегодня и необходимы для изучения и применения многих идей ради процветания нашей Родины.