Цель: создание содержательные и организационные условия для развития у школьников критического мышления при изучении экологических проблем Вологодской области.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Примятая травинка,
Пригнутая осинка.
Какие пустяки!
Убитая букашка
Да сбитая ромашка.
Какие пустяки!
Растоптана поганка,
Раскопана полянка.
Какие пустяки!
Засорены, забиты,
Забыты роднички.
Какие пустячки!
И вот уже от речки
Остались ручейки,
И вот уже от леса
Остались пустячк
Засохшая осинка,
Заросшая тропинка,
Убитая букашка
Да сбитая ромашка.
Леонид Яхнин
Учитель обращается к ученикам: Как вы думаете, о каких проблемах мы будем говорить? Тема урока: “Экологические проблемы Вологодской области”
- этап: “Вызов”
- В тетради рисуем маркировочную таблицу с 3 одинаковыми колонками.
Знаю | Хочу узнать | Узнал новое |
- Запишите самостоятельно в тетрадях все, экологические проблемы, которые как вы считаете, актуальны для нашей области.
- Обменяйтесь мнениями в парах.
- Давайте обсудим то, что у вас получилось, и заполним 1 графу таблицы.
- Осмысление.
- Вы предложили обширную информацию об экологических проблемах Вологодской области. Ее необходимо сгруппировать. Для этого давайте подумаем, по какому признаку можно классифицировать все экологические проблемы. (По компонентам природы)
- Составление схемы на доске и в тетради.
- Чтение с пометками.
- Учитель предлагает каждому ученику текст.
- Учитель дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут). Пометки: “v” - знаю, “-” - “противоречит моим первоначальным представлениям”, “?” - “хочу узнать”, “+” - “это для меня новое”.
- Учащимся предлагается продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально.
- Дополнительное задание: отметить на контурной карте районы области с неблагоприятной экологической ситуацией.
- Предлагается учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно во вторую колонку таблицы “Хочу узнать”.
- На основе прочитанного текста и структурно-логической схемы заполняем таблицу.
Экологические проблемы | Причина | Мероприятия по охране и восстановлению |
- Рефлексия.
Методика незаконченных предложений.