Творческий проект "Красота родной природы в произведениях Ф.И. Тютчева"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  1. Познакомить детей младшего школьного возраста с творчеством Ф.И. Тютчева
  2. Показать красоту родной природы через средства выразительности, используемые поэтом в своих произведениях
  3. Развивать умение ценить красоту родной природы

План проведения:

  1. Организационный момент;
  2. Обозначение темы занятия;
  3. Биография Ф.И. Тютчева;
  4. Тема природы в поэзии Тютчева;
  5. Творческое задание;
  6. Обобщение, подведение итогов;
  7. Слушание стихов поэта.

Оборудование:

  • картон (формат А-3)
  • карточки с текстом стихов;
  • клей;
  • маркеры;
  • фломастеры;
  • книги со стихами русских поэтов о природе;
  • мультимедийная установка для показа презентации по теме;
  • портрет Ф.И. Тютчева;
  • набор иллюстраций по теме "Природа".

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

II. Обозначение темы занятия.

Дети читают стихи Тютчева.

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась:

*** 

 Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

***

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его - лови скорей!
Смотри - оно уж побледнело,
Еще минута, две - и что ж?
Ушло, как-то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

Учитель: - удивительные, неповторимые стихи, не правда ли? Кто же их написал?

(Ответы детей)

У.- Да, правильно, эти замечательные стихи принадлежат перу известного поэта Ф.И. Тютчева.

Наследие этого поэта, оставленное нам не так велико - около 400 произведений. Но большинство из них - настоящие шедевры.

 III. Дети рассказывают биографию поэта.

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 году уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене.

В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал ее. Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году; тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник".

Однако призвание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854). И все же Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе.

Учитель: - Удивительно, но факт. Человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи, а точнее описывал все, что его окружало, волновало, огорчало, восхищало.

Записывал: А потом еще и еще раз возвращался к тексту и оттачивал каждое слово, каждую фразу, добиваясь красоты, точности, чуда.

IV. Тема природы в поэзии Тютчева.

- Давайте послушаем историю создания одного из самых красивых стихотворений поэта: (Рассказывают дети):

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. "Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле:

Учитель: - О чем это стихотворение?

Дети: - О природе, о красоте осенней поры:

Учитель: - Вы совершенно правы! Творчество Тютчева многогранно, но самые красивые его стихи - стихи о природе.

А кто еще из русских поэтов писал о природе?

(Ответы детей. Обсуждение выставки книг русских поэтов.)

Природа: А какие образы, ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

(Ответы детей)

Заметили? Чаще всего вы называете объекты, явления природы, рисуя словесные пейзажи. А также деятельность человека, его чувства:.

То же самое можно найти и в стихах Тютчева. Он как бы пишет картину в стихах о каком-либо природном явлении и дает понять, что природа и человек неразрывно связаны. Человек - это часть природы.

О чем же может поведать нам природа?

(Ответы детей)

Очень часто мы можем слышать следующие высказывания: "У этого человека светлая душа: Он способен сострадать: У него чистая душа, он способен принести радость, счастье окружающим: Он красив душою:"

А есть ли душа у природы?

(Ответы детей)

А язык? Существует ли язык природы?

(Ответы детей)

А способна ли природа испытывать любовь, передать ее?

(Ответы детей)

В подтверждении ваших слов давайте послушаем еще несколько стихотворений поэта.

(Чтение детьми стихов Тютчева)

Перед уроком мы с вами разбились на команды. И это неспроста.

Каждая команда получит ряд заданий, а после их выполнения, мы обсудим результат и обменяемся мнениями о работе каждой команды.

V. Творческое задание.

1. Перед вами текс стихотворения. Задание:

- выразительно прочитать;

- определить тему;

- рассказать о своих впечатлениях.

2. Каждая команда оформляет имеющийся у них лист картона по схеме:

- тема;

- ассоциации, вызванные тем или иным явлением природы;

- эпитеты, соответствующие конкретной теме.

3. Поиск средств выразительности в заданном стихотворении:

- эпитеты;

- олицетворения;

- противоречия.

4. Художественное оформление (подбор иллюстраций, рисование)

5. Защита творческой работы.

VI. Обобщение, вывод.

Идет показ презентации, по ходу которой читаются высказывания современников о творчестве поэта, а также декламируются его стихи.

Вывод:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык:

Учитель: - Я думаю, что эти бессмертные строки послужат лучшим обобщением сегодняшнего разговора. А каково ваше мнение?

(Дети высказывают свое мнение)

VII. Слушание стихов Ф.И. Тютчева о природе.

Презентация.