Цели и задачи:
- Познакомить детей младшего школьного возраста с творчеством Ф.И. Тютчева
- Показать красоту родной природы через средства выразительности, используемые поэтом в своих произведениях
- Развивать умение ценить красоту родной природы
План проведения:
- Организационный момент;
- Обозначение темы занятия;
- Биография Ф.И. Тютчева;
- Тема природы в поэзии Тютчева;
- Творческое задание;
- Обобщение, подведение итогов;
- Слушание стихов поэта.
Оборудование:
- картон (формат А-3)
- карточки с текстом стихов;
- клей;
- маркеры;
- фломастеры;
- книги со стихами русских поэтов о природе;
- мультимедийная установка для показа презентации по теме;
- портрет Ф.И. Тютчева;
- набор иллюстраций по теме "Природа".
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
II. Обозначение темы занятия.
Дети читают стихи Тютчева.
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась:
***
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
***
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его - лови скорей!
Смотри - оно уж побледнело,
Еще минута, две - и что ж?
Ушло, как-то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
Учитель: - удивительные, неповторимые стихи, не правда ли? Кто же их написал?
(Ответы детей)
У.- Да, правильно, эти замечательные стихи принадлежат перу известного поэта Ф.И. Тютчева.
Наследие этого поэта, оставленное нам не так велико - около 400 произведений. Но большинство из них - настоящие шедевры.
III. Дети рассказывают биографию поэта.
Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 году уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене.
В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал ее. Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году; тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник".
Однако призвание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854). И все же Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе.
Учитель: - Удивительно, но факт. Человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи, а точнее описывал все, что его окружало, волновало, огорчало, восхищало.
Записывал: А потом еще и еще раз возвращался к тексту и оттачивал каждое слово, каждую фразу, добиваясь красоты, точности, чуда.
IV. Тема природы в поэзии Тютчева.
- Давайте послушаем историю создания одного из самых красивых стихотворений поэта: (Рассказывают дети):
22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. "Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле:
Учитель: - О чем это стихотворение?
Дети: - О природе, о красоте осенней поры:
Учитель: - Вы совершенно правы! Творчество Тютчева многогранно, но самые красивые его стихи - стихи о природе.
А кто еще из русских поэтов писал о природе?
(Ответы детей. Обсуждение выставки книг русских поэтов.)
Природа: А какие образы, ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
(Ответы детей)
Заметили? Чаще всего вы называете объекты, явления природы, рисуя словесные пейзажи. А также деятельность человека, его чувства:.
То же самое можно найти и в стихах Тютчева. Он как бы пишет картину в стихах о каком-либо природном явлении и дает понять, что природа и человек неразрывно связаны. Человек - это часть природы.
О чем же может поведать нам природа?
(Ответы детей)
Очень часто мы можем слышать следующие высказывания: "У этого человека светлая душа: Он способен сострадать: У него чистая душа, он способен принести радость, счастье окружающим: Он красив душою:"
А есть ли душа у природы?
(Ответы детей)
А язык? Существует ли язык природы?
(Ответы детей)
А способна ли природа испытывать любовь, передать ее?
(Ответы детей)
В подтверждении ваших слов давайте послушаем еще несколько стихотворений поэта.
(Чтение детьми стихов Тютчева)
Перед уроком мы с вами разбились на команды. И это неспроста.
Каждая команда получит ряд заданий, а после их выполнения, мы обсудим результат и обменяемся мнениями о работе каждой команды.
V. Творческое задание.
1. Перед вами текс стихотворения. Задание:
- выразительно прочитать;
- определить тему;
- рассказать о своих впечатлениях.
2. Каждая команда оформляет имеющийся у них лист картона по схеме:
- тема;
- ассоциации, вызванные тем или иным явлением природы;
- эпитеты, соответствующие конкретной теме.
3. Поиск средств выразительности в заданном стихотворении:
- эпитеты;
- олицетворения;
- противоречия.
4. Художественное оформление (подбор иллюстраций, рисование)
5. Защита творческой работы.
VI. Обобщение, вывод.
Идет показ презентации, по ходу которой читаются высказывания современников о творчестве поэта, а также декламируются его стихи.
Вывод:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык:
Учитель: - Я думаю, что эти бессмертные строки послужат лучшим обобщением сегодняшнего разговора. А каково ваше мнение?
(Дети высказывают свое мнение)
VII. Слушание стихов Ф.И. Тютчева о природе.