Трудно сказать, когда возникла наука о цвете. По-видимому, она возникла в те времена, когда человек “увидел” цвет и стал пользоваться краской, когда появились названия цветов и были замечены их свойства.
Именно в доисторическую эпоху вырабатываются основные понятия человека о цвете и возникают главные традиции применения цвета во всех видах деятельности. Мифологизм – суть отношения первобытного человека к цвету.
В красной краске первобытный человек узнавал кровь, огонь, тепло, солнце. Заполняя красной краской ямки в теле нарисованного бизона, он верил, что это кровь животного. Отпечатывая изображения рук у входа в пещеру, он был убежден, что это кровавая жертва демонам. Приняв эту жертву, демон, удовлетворенный и сытый, не пойдет дальше в пещеру беспокоить людей. На этом был, возможно, основан отпугивающий эффект “красных рук”.
Белая краска – это мифологический эквивалент дневного света, молока, семени – животворных начал; это модель воды (облака), утоляющей жажду и очищающей тело. Свет – образ блага, святости.
Черный цвет, в представлении первобытных людей, воспроизводил мрак, темноту ночи и могилы, распад и смерть, а стало быть, зло.
Цвет был, своего рода, словом – порождающим или убивающим, добрым или злым, цвета и краски были очень важными магически-заклинательными средствами в обиходе первобытных людей.
Исследования в области цвета привели к таким выводам, что цвет непосредственно влияет на психику человека. Например: красный – возбуждает деятельность большинства систем, синий – успокаивает; зеленый – является оптимальным для зрения, оранжевый – для пищеварения, желтый – тонизирует, фиолетовый – угнетает.
Символы цвета таковы: красный – смелость, торжественность, неустрашимость, синий (голубой) - возвышенность, воздушность, величавость; зеленый – изобилие, молодость, надежда; фиолетовый – ум, истина, интеллект; желтый (золото) – богатство; белый (серебро) – чистота, невинность; черный – мудрость.
Вскоре после изобретения фотоаппарата в середине ХIХ века художники признали свет главным фактором, позволяющим различать цвет в окружающем нас мире. До этого чаще всего принимался во внимание “локальный “ цвет – небо синее, трава зеленая. Но не все так просто. Если вы посмотрите на небо солнечным днем, то увидите, что оно более синее над головой, чем на горизонте, где оно выглядит не только бледнее, но и желтее. Цвет зависит от света, и нам необходимо понять, каким именно образом.
Теория цвета
Белый (солнечный) свет, проходя через дождевые капли как призму, распределяются на цвета радужного спектра. Если расположить их по кругу, то они образуют цветовую диаграмму, по которой четко можно понять принципы смешивания цветов. Красный, желтый и синий считаются основными, или первичными цветами – это чистые цвета, которые невозможно получить путем смешения никаких других. Три оставшихся цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый – называют вторичными цветами, потому что они образуются равномерным смешением двух основных цветов.
Число цветов может быть расширено за счет третичных цветов, получаемых путем смешения любого первичного цвета с любым вторичным, соседним по цветовой диаграмме. Например, синий и зеленый дают сине-зеленый цвет, обычно называемый бирюзовым.
Цвета могут быть теплыми и холодными, темными и светлыми, прозрачными и плотными, плоскими и фактурными, матовыми и глянцевыми, трепетными и скучными.
Цвета: красный, оранжевый, желтый называют теплыми, так как они создают впечатление выпуклости изображения, а цвета: зеленый, синий, фиолетовый называют холодными – они зрительно отодвигают предметы назад. Это свойство можно использовать, например, в пейзажной живописи. Придав деревьям дальнего плана сине-зеленый оттенок, можно зрительно отодвинуть их на нужное расстояние.
Цвета, расположенные на цветовой диаграмме напротив друг друга, называют дополнительными или контрастными. С одной стороны, дополняя друг друга до полного спектра, эти цвета придают работе ощущение законченности даже на стадии наброска. А с другой стороны, находясь рядом, постоянно воздействуют друг на друга, борясь за доминирование в видимом спектре. Этот эффект цветового контраста художники часто используют для создания иллюзии вибрации цвета на полотне.
Обратите внимание, что в круге нет ни черного, ни белого цветов. Когда свет падает на какой-либо предмет, то он поглощает все волны спектра, кроме волн определенной длины. Отражаясь от предмета, они возбуждают в нашем глазу участок зрительного нерва, отвечающего за изображение именно этого цвета. Таким образом, мы видим синий, красный и другие спектральные цвета. Черный же цвет вбирает в себя все волны, а белый, наоборот, отталкивает все волны, поэтому черный – это отсутствие любого цвета, а белый – это все цвета, оптически сведенные в один.
А как получается коричневый цвет? Предмет выглядит коричневым, потому что вбирает очень малую часть спектра световых волн (только те, что находятся на концах спектра) и отталкивает все другие волны. Смешав три первичных цвета или три вторичных в различных пропорциях, можно получить весь ряд коричневых оттенков.
Цвет – самый гибкий инструмент в руках художника. Он способен волновать, управлять, управлять пространством, создавать атмосферу, выражать эмоции и представлять иллюзию реальности.
Великий мастер, блестящий живописец и график Василий Васильевич Кандинский создал новый художественный язык ХХ века, сформулировал его основные задачи и собственную систему в абстрактной живописи, открыл новую творческую методологию утверждения личности в искусстве.
За все годы работы и преподавания Кандинский разработал систему рассуждений о геометрических фигурах и их воздействии на психику человека, о проблеме соотношения формы и цвета, о стиле, где главной движущей силой становится цвет. Для Кандинского возможности цвета и формы были безграничны. Он утверждал, что у каждого цвета “бесконечное количество разнообразных тональностей, которые можно использовать для создания нужного образа”.
…“Вообще цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль.
Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу. Таким образом ясно, что гармония красок может основываться только на принципе целесообразного затрагивания человеческой души”. … “Так как душа в общем крепко связана с телом, то возможно, что душевное сильное переживание путем ассоциации вызывает другое, ей соответствующее.
Например, красный цвет может вызвать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня. Теплый красный цвет действует возбуждающим образом; такой цвет может усилиться до болезненной мучительной степени, может быть также и вследствие его сходства с текущей кровью. Красный цвет в этом случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который, безусловно, болезненным образом действует на душу. Если бы дело обстояло так, то мы легко могли бы в ассоциациях найти объяснение и другим психическим воздействиям цвета, воздействиям не только на орган зрения, но и на другие органы чувств. Можно было бы, например, предположить, что светло-желтый цвет путем ассоциации с лимоном вызывает впечатление чего-то кислого”. Кандинский В.В. “О духовном в искусстве”. М.:Архимед, 1992.
Творческие задания на “цветоведение” для учащихся начальной школы помогают приобрести системные знания в области изобразительной грамоты, раскрыться живописным качествам юных художников.
Выполнение цветового круга “Цветик-семицветик”.
На листе формата А-3 рисуется круг с помощью шаблона, который разбивается на 8 одинаковых частей: 7 из которых будут лепестками, а нижняя одна часть останется для начала стебля. Определяется центр цветка, обрисовываются полукруглые лепестки и стебель с листьями.
Расцветка лепестков будет соответствовать круговому цветовому спектру. Для лучшего запоминания учащимся проговаривается изречение: “Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан”, где первая буква каждого слова обозначает название цвета. Каждый лепесток будет соответствовать цвету, определенному цветовым спектром: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый.
Работу можно выполнять как акварельными, так и гуашевыми красками, но в нашем случае предпочтительнее гуашью. Дополнительным нюансом является “растяжка” цвета в лепестках: от насыщенного по краям до менее насыщенного к центру цветка, путем добавления в основной цвет белой гуаши (получается красивый плавный цветовой переход). Сердцевина цветка остается белой, а листья и стебель прокрываются разнообразными оттенками зеленого цвета.
Для покрытия земли, откуда растет наш цветок, подбираем различные оттенки коричневого цвета путем смешивания 3-х первичных или 3-х вторичных цветов по спектру (см. теоретическую часть выше).
Сверху над цветком прорисовываем небольшие облачка, в которых используем оттенки серого цвета, начиная с белого до светло-серого, применяя белую и черную краски.
Для учащихся выполнение этого задания носит познавательный характер и является своеобразным методическим пособием в дальнейшей работе. Взглянув на свою работу “Цветик-семицветик”, они безошибочно смогут определить: каким образом из 3-х основных цветов можно получить дополнительные цвета, как получить коричневый цвет и его множество оттенков, если в коробке с красками отсутствует данный цвет; как получить различные оттенки серого цвета; какие цвета являются теплыми, а какие холодными, понятие хроматических и ахроматических цветов.
В дальнейшем учащиеся начальной школы с уверенностью смогут применить теоретические знания и практические умения и навыки, полученные в этом материале, в своих творческих работах, а знакомство с яркими произведениями В.В. Кандинского поможет полнее раскрыться творческой душе ребенка.
Печаль | Радость | Холод | Жара | Тяжесть | Легкость |