Искусствоведческий текст как средство развития речи младших школьников

Разделы: Начальная школа


Родной язык - это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка6 через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта.

Поэтому основные цели начального обучения связаны с развитием личности ребенка, с формированием его умственной активности и развитием его творческих способностей.

Изучение практики учителей начальных классов показало, что знания, умения и методы работы, сформировавшиеся у большинства учителей, становятся недостаточными для решения данных задач.

Таким образом, существуют следующие противоречия:

  • между изменениями содержательных и технологических аспектов начального образования и сохраняющейся традиционной системы обучения.
  • между возрастающими требованиями к деятельности учителя по развитию речи учащихся и недостаточностью научно-обоснованных рекомендаций.

Названные противоречия выводят нас на проблему связанную с необходимостью изучения и внедрения в практику наиболее эффективных методов и средств обучения, обеспечивающих развитие речи учащихся, что позволяет считать актуальной избранную тему моего исследования: искусствоведческий текст как средство развития речи младших школьников.

Цель исследования: обобщить имеющийся опыт по данной проблеме, подготовить методические рекомендации к использованию искусствоведческого текста при подготовке детей к сочинению-описанию по картине.

Гипотеза - использование искусствоведческого текста при подготовке к сочинению-описанию по картине может служить эффективным средством развития речи младших школьников.

Объектом исследования является речь младших школьников. Предметом исследования - искусствоведческих текст как средство развития речи младших школьников.

Проблема, предмет исследования обусловили следующие задачи исследования:

  • провести теоретический анализ и выявить уровень разработанности проблемы развития речи учащихся средствами литературы.
  • определить и обосновать содержание, формы и методы развития речи младших школьников на основе работы с искусствоведческим текстом.
  • разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по развитию речи младших школьников на основе работы с искусствоведческим текстом.

Целью работы "Искусствоведческий текст как средство развития речи младших школьников" является проведение критического анализа методической литературы по проблеме развития речи, анализа программ по русскому языку в начальной школе. В ней представлена методика обучения описанию картин посредством искусствоведческого текста.

Что представляет собой эта методика?

Уроки развития речи с использованием картины и искусствоведческого текста к ней имеют специфическую структуру и обычно включают следующие этапы:

  1. Рассматривание картины-пейзажа.
  2. Рассказ о художнике.
  3. Беседа по картине.
  4. Проведение словарно-стилистической работы.
  5. Чтение и анализ искусствоведческого текста.

Методика анализа искусствоведческого текста-образца имеет свои особенности:

- текст анализируется в сочетании с картиной, что усиливает эмоциональное восприятие обоих источников;

- при анализе искусствоведческого текста обращается внимание на искусствоведческие слова и термины, характерные для данного типа текстов;

- содержательно-композиционный анализ текста проводится в органичной связи со средствами языкового выражения:

а) определение темы и основной мысли;

б) нахождение опорных слов ("данное" и "новое"), обеспечивающих смысловую сетку текста;

в) выделение структурных частей текста (зачин, основная часть, концовка)

г) определение авторской позиции в тексте, нахождение слов, с помощью которых автор достигает большой эмоциональности описания, ярко и точно описывает изображенное;

д) установление способов связи между предложениями, абзацами и частями текста;

- определение композиционного жанра (типа речи) и стиля речи.

Целесообразно использовать тексты разных авторов, описывающих одну и ту же картину, в частности пейзаж. Это наглядно убеждает учащихся в том, что в зависимости от адресата и ситуации можно по-разному написать о картине: рассказать об истории ее создания, описать изображенное на картине, отметить ее живописные средства выражения замысла художника.

Таким образом, эта методика позволяет утверждать, что искусствоведческий текст является эффективным средством развития речи младших школьников.

Данная методика может быть воспроизводима в любом классе, при этом учитель должен учитывать возрастные особенности детей, уровень подготовленности учащихся, уровень развития их творческих способностей.

Методика обучения описанию картин посредством искусствоведческого текста.

Сочинение в школе занимает особое место: ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в первом классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказиков, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную работу, планируемую учителем.

Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы.

О значении сочинения знают все учителя, написано много методических разработок.

Сложнее ответить на вопрос: как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе?

Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по следующим направлениям.

Источник материала Способ подготовки Язык (стиль) Жанр (тип, вид)
На материале труда, экскурсий, походов, наблюдений, личного опыта.

По картине, фильму, на книжном материале.

Материалы разных источников (например, книжные сведения и личные наблюдения)

На основе творческого воображения (по сюжету картины, по данному началу или концу, сказок и пр.)

Коллективный.

Индивидуальный (самостоятельный).

Эмоционально-образный (художественный)

Деловой (близкий к научному).

Повествование.

Описание.

Рассуждение.

Смешанные.

Миниатюры.

Отзыв.

Заметка (статья) в газету.

Письма, поздравления.

Прекрасным стимулом детского речевого творчества, воображения служит картина. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Она помогает глубже понять явления, с которыми школьник уже знаком. Между учащимися и жизнью стоит художник, выделивший существенное в явлении жизни, осмысливший его, осветивший светом своего таланта.

Сложность, необычность уроков развития речи с использованием картины состоит в том, что с одной стороны это уроки, на которых школьники учатся говорить правильно, логично, доказательно, строить высказывания, организовывать свои мысли, писать сочинения, с другой стороны, это уроки на которых присутствует искусство, одни из его видов - изобразительное.

В этих условиях "умственная деятельность учащегося, - пишет Л.В.Занков, - характеризуется соединением мышления в понятиях и непосредственного восприятия".

Восприятие школьником произведения живописи, подкрепленное рассказом учителя или текстом, связанным с содержанием картины, значительно обостряет эмоции детей, помогает более глубоко понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Поэтому опытные учителя при подготовке к сочинению по картине используют текст-образец, интуитивно понимая, что картина в сочетании с текстовым материалом, гораздо эффективнее воздействует на умственную деятельность и эмоциональную сферу учащихся, а значит, и на их речь.

Как показывают наблюдения, чаще всего в качестве образца для сочинений по картине учителя используют отрывки из художественных произведения, стихотворения близкие содержанию картины, или сами составляют тексты по картине. Однако в первом случае часто возникает несоответствие текста изображенному художником, что порождает преграды на пути постижения смысла картины; во втором случае работе мешает обычно невысокое качество текстов, которое вдобавок не всегда правильны с точки зрения искусствоведения.

Поэтому естественно возникает мысль в качестве образца при подготовке к сочинению по картине использовать искусствоведческий текст. Искусствоведческий текст - текст, написанный художником, искусствоведом, педагогом, преподавателем по изобразительному искусству, в котором непосредственно описывается содержание той или иной картины и средства выражения замысла художника.

Художник Б.М. Неменский пишет, что разработанная им программа по изобразительному искусству "исходит из принципов и методов, позволяющих ввести учащегося именно в духовную сущность искусства, делая знания и навыки не целью, а средством образования".

Строя уроки развития речи я использовала эти принципы введения в "духовную сущность искусства", желая внести в уроки большой эстетический и нравственный накал, раскрыть перед учениками то, что делает искусство именно искусством, - художественность, образность его. Мы хотели, чтобы школьники, с одной стороны, видели художественную ценность живописи (но если бы только живописи, то это были бы уроки изобразительного искусства), а с другой стороны, чувствовали образность слова, причем стремились сделать так, чтобы одно знание не существовало в отрыве от другого, дополняло его, соединяясь в сознании учащегося в одно целое. Например, чтобы дети, определяя основную мысль в картине, учились видеть ее в тексте, а понимая, что при помощи композиции и изобразительно-выразительных средств художник реализует замысел произведения, переносили бы это понимание на другие виды художественного творчества, в том числе и на сочинение. Так школьники учатся понимать общие законы искусства, а это важно, как важно любое обобщенное знание.

Таким образом, задачей подобных уроков является развитие не просто мышления, а художественного мышления, не просто речи, а речи художественной.

Еще одно необходимое условие для того, чтобы достичь естественного соединения двух указанных задач, - это использование в построении, в методике урока законов самого искусства, что тоже входит в принципы новых программ по искусству.

Во-первых, на уроке должен царить эмоциональный настрой, произведение искусства должно потрясти, взволновать учеников, а взволновав заставить задуматься. Практика показывает, что это самое важное условие успеха урока.

Во-вторых, основываясь на опыте, нужно использовать на таком уроке всевозможные связи с жизнью ребят, с их знаниями, полученными раннее на уроках русского языка, литературы, изобразительного искусства, музыки и т.д., те есть использовать межпредметные связи. Это необходимо: ведь творческое, художественное мышление ассоциативное.

В-третьих, на уроке должно присутствовать обобщение в разных его видах (художественный образ - конкретная и в то же время обобщенная картина жизни). Однако, готовясь к урокам развития речи, не надо забывать и учебник русского языка, максимально используя те задания и упражнения по развитию речи, которые в нем предложены, подчиняя их логике стоящей перед нами задачи.

Вместе с тем не любой искусствоведческий текст пригоден для использования на уроках русского языка. Ведь искусствоведческая литература довольно обширна и адресована разным читателям: узкому кругу специалистов в области искусства, массовому читателю, детям. Для работы на уроках русского языка целесообразно выбирать тексты, ориентированные на детей и массового читателя. Они доступны пониманию учащимися, поскольку не содержат сложной специальной информации. Нежелательно использовать тексты предназначенные для иностранцев, так как они адаптированы, как правило, за счет упрощения синтаксических конструкций, лексических значений прилагательных, причастий, наречий, т.е. слов, необходимых для понимания оттенков описания.

При подборе искусствоведческого текста к рассматриваемой на уроке картине необходимо учитывать следующие требования: доступность, информативность; художественная и эстетическая ценность; содержательность и смысловая цельность, композиционная завершенность; жанр и стиль текста с учетом поставленной коммуникативной задачи; объем текста (в соответствии с возрастными возможностями учащихся и условиями урока).

Искусствоведческие тексты могут быть объединены в группу текстов с общим содержательным планом, типовым значением, жанром и стилем речи. Такая общность этих текстов позволяет на их основе обучать учащихся созданию собственных речевых произведений (сочинений) определенного жанра и стиля. Имея представление об особенностях построения и языкового оформления текста-образца, представляющего собой, например, описание с элементами повествования в научно-популярном стиле изложения, учащиеся могут создать собственное высказывание, предварительно осознав структуру, жанр и стиль данного образца.

Помочь школьникам должен предварительный смысловой и типологический анализ текста-образца, в процессе которого учащиеся определяют тему и основную мысль текста, его структуру, опорные слова, выделяют абзацы и фрагменты, относящиеся к разным типам речи (описание, повествование, рассуждение), определяют способы связи между абзацами и предложениями, а также стиль речи.

Пример урока. (Смотри приложение)

Какими качествами и приемами должен обладать учитель, используя данную методику?

Учитель должен определить тему картины. Для этого нужно выделить в ней главное и второстепенное. Это необходимо для того, чтобы правильно построить беседу, направив внимание ребят на основное в картине.

Рассматривая картину при подготовке к уроку, учитель должен ответить себе на вопросы: что хотел сказать этой картиной художник, какова идея этого произведения, его основная мысль. В этом может помочь литература, посвященная жизни и творчеству художника, искусствоведческий текст.

Известно, что идеи в искусстве не существуют сами по себе, вне художественных образов.

Анализируя картину, нужно выяснить, как какими средствами воплощает художник свою идею, в чем художественная ценность картины. Композиция, цвет и свет, линия, перспектива - все это очень важно для произведения живописи. Учитель должен разбираться в этих особенностях.

Таким образом, при подготовке к уроку работы по картине учитель должен ясно представить себе, что, зачем и как изображено на картине, какова ее основная мысль, - это и значит прочесть картину.

Кроме того, учитель должен правильно выбрать нужную для использования на уроках русского языка картину.

Какие требования необходимо предъявлять к картине, которую можно использовать на уроке?

Картина по содержанию должна быть доступной для учащихся, соответствовать возрастным особенностям их развития.

Необходимо учитывать воспитательное значение картины.

Немалое воспитательное значение имеют художественные достоинства картины. Картина должна воспитывать у учащихся эстетические чувства, хороший вкус. Исходя из этого, можно считать более правильным и педагогически целесообразным использовать на уроках подлинные произведения искусства.

Для урока русского языка необходимо выбрать картину с таким содержанием, которая давала бы возможность легко, без натяжки и всякой искусственности при анализе ее употреблять определенные грамматические категории.

В условиях школы при работе с картиной мы используем репродукции. Репродукция должна быть довольно большой по величине, четкой и ясной.

Таким образом, учитель должен творчески использовать данный опыт, учитывая специфику класса, изменяя структуру урока, внося в него необходимые дополнения.

Исходя из общих принципов и конкретных приемов работы по картине, учитель может использовать и другие картины, ставить иные грамматические задачи.

Литература.

  1. Ладыженская Т.А. Обучающее сочинение по картине на уроках русского языка. - М.: Академия пед. Наук, 1958 г.
  2. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 1975 г.
  3. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. - м.: Просвещение, 1975 г.
  4. Русский язык в школе № 4, 1977 г., №2, 1984 г.
  5. Федоров-Давыдов А.А. И.И.Левитан: Жизнь и творчество 1860-1900. - М.: Искусство, 1976 г.
  6. Ходякова Л.А. "Пейзажная живопись на уроках развития речи" РЯШ №2, 1993 г.