Конспект открытого урока по русскому языку (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Образовательные:
  • формировать умения отличать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, от слов отвечающих на вопрос что?
  • закреплять умения в правильном списывании слов и предложений;
  1. Развивающие:
  • развить умения ставить вопрос к слову;
  • развить устную речь, память, навык самоконтроля;
  1. Воспитательные: воспитать у учащихся внимание, умение слушать, самостоятельность, умение работать в парах.

Оборудование: учебники, тетради, перфокарты, карточки, наглядность на доске, иллюстрация “Зима”.

  1. Организационный момент.

Проверьте, все ли принадлежности на парте.

У нас сегодня на уроке гости. Постарайтесь все хорошо работать на уроке. Желаю удачи и успехов. Садитесь. Запишите число и предложение “Классная работа”.

Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

  1. Вступление. Слово.

На прошлом уроке вы узнали, что имена существительные обозначают названия предметов, явлений природы, событий, людей, животных, растений.

  1. Тема.

Сегодня тема урока: “Распознавание имён существительных, которые отвечают на вопросы кто? и что?

  1. Цель:

Вы должны научиться правильно ставить вопросы к именам существительным.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие, в которое мы отправляемся, не выходя из класса. Мы отправляемся в лес, о котором написано много произведений. Вот и писатель Юрий Дмитров назвал свою книгу так: “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт”. Как вы думаете, о ком и о чём пишет автор, судя по названию книги?

Ответы детей (В лесу живут лоси, медведи, лисы, волки, муравьи, жучки, пауки, птицы. В лесу растут деревья: сосны, ели, березы, осины, кустарники: черемуха, сирень; травы: цветы, ягоды).

Вы будите получать Снежинку за ответ. Итак, мы отправимся в зимний лес на транспорте, а на каком, вы сейчас отгадаете. На доске пять слов. Хором прочитайте: птица, осина, ель, заяц, дятел.

Задание: составить и написать слова из первых букв слов. (Поезд.)

  • Какая орфограмма? (Парные согласные на конце слова – зд, проверочное слово поезда).
  • Сколько букв? (5).
  • Сколько звуков? (6).
  1. Объяснения нового материала.

Значит, поедем на поезде. Но чтобы составить поезд, надо выполнить задание. Разделите эти имена в два столбика со строчной буквы.

Проверка:

Кто? Что?
  • птица
  • заяц
  • дятел
  • осина
  • ель

Объясните свой выбор. Птица, заяц, дятел – имена существительные, которые называют животных, а ель, осина – имена существительные, которые называют растения.

  • Запомните, Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Подпишем этот вопрос под словами первого столбика.
  • Имена существительные, которые называют растения, предметы, явления природы, события, отвечают на вопрос что?

Повторить хором правило

Упражнения: Поезд составлен. Начинаем путешествие. Но чтобы войти в поезд, надо купить билеты. Это карточки- перфокарты.

Самостоятельная работа по вариантам: Повторяем словарные слова. Надо вставить пропущенные безударные гласные.

1 2
  • р…бочий
  • к…ньки
  • к…рова
  • л…сица
  • л…пша
  • м…шина
  • м…дведь
  • м…роз
  • б…реза
  • в…рона
  • в…тер
  • в…робей
  • г…род
  • д…вочка
  • уч…ник
  • з…вод

Работа закончена. Вы сели в поезд. Поехали. Но вот вошли контролеры. Они проверяют билеты.

Взаимопроверка. Поднимите руки, кто выполнил без ошибки.

Едем. За окном мелькают поля, станицы. Остановка. Выходим.

Физминутка “Хомячок”.

Стоя. Работаем по цепочке. Поставьте вопрос к каждому имени существительному.

Спросить:

  • На какие вопросы отвечают имена существительные. Обозначающие названия людей и названия животных (Кто?)
  • На какие опросы отвечают имена существительные, обозначающие названия предметов, явления природы, события, растения? (Что?)

Садимся в поезд. Едем. А вот и конечная станция. Мы в лесу.

Перед вами иллюстрация. Как она названа? (Зима). Лес зимой.

На иллюстрации вы видите лес, заколдованный чародейкой зимой. Он стоит неподвижно, но, глядя на этот лес, вы можете сказать, что в нем есть жизнь. Вот сейчас побежит заяц и быстро скроется в чаще леса. Или побежит белка и заколышутся ветки, и с них упадет снежная пыль.

Под иллюстрацией записаны на доске слова. Составьте из этих слов предложения.

  • З…ма, пришла, холодная.
  • Сн…ж…нки, падают, белые.

Запись предложений под диктовку с комментарием.

  • Пришла холодная зимасущ..
  • Падают белые снежинкисущ..

Задание: Укажите имена существительные. Каким членом предложения являются имена существительные? Составьте еще несколько предложений, чтобы получился рассказ.

“Пришла холодная зима. Падают белые снежинки. В лесу тихо. Стоят глубокие сугробы. Белыми шапками накрылись деревья в лесу. Ели повесили громадные лапы. Как красиво в лесу зимой!”

Но зимой холодно в лесу. Садимся в поезд и возвращаемся в школу. Выходим, а во дворе школы нас встречает …. (Снеговик).

Я – веселый снеговик.
К зиме холодной я привык
Во дворе я живу
И со всеми дружу
Я каждый день смотрю вокруг
Не придет ли новый друг
Сильный и умелый
Да к тому же смелый!

Не нас ли с вами он высматривает? Наверное, хочет предложить интересное задание.

  • Работа по учебнику: Откройте учебники, страница 9, упражнение 234. Сначала Козулина Ангелина прочитает нам правило, страница 6.
  • Коллективная работа: Разобрать упражнение 234.
  • Работа по парам: Работа по карточкам. Проверка.
  • Снеговик предлагает домашнее задание: страница 6, правило, упражнение 230.
  1. Итог

Расскажите по схеме, какие имена существительные отвечают на вопросы кто? и какие имена существительные отвечают на вопросы что?