Цели урока:
- учить находить в тексте имена прилагательные, выделять словосочетания с ними; определять форму числа и рода;
- развивать речь (монологическую);
- правильно употреблять в речи прилагательные-антонимы и прилагательные-синонимы;
- научить правилам работы со словарями;
- воспитывать умение работать в группах (коммуникативное умение), чувство коллективизма, уважение к труду журналистов, интерес к предмету; умение слушать и слышать товарища
Оборудование: УМК, таблица “Имя прилагательное”, рисунки о весне, карточки с заданиями, словари (Толковый – Ушакова и Обратный), эмблемы с названием отдела на груди у обучающихся, цветные жетоны, на столах у учеников таблички с надписями отделов (писем, новостей, спорта, информации).
Ход урока
- Организационный момент.
-Дети, давайте поприветствуем уважаемых гостей улыбкой. Сядьте удобно, закройте глазки ладонями, послушайте музыку, настройтесь на серьезную работу. Откройте глаза.
- Актуализация.
-Сегодня урок русского языка пройдет в форме деловой игры. На этом уроке вы являетесь сотрудниками четырех отделов (писем, новостей, спорта, информации). Вы должны быть очень внимательными, активными и успешными, так как результативность ваших отделов будет оцениваться по количеству набранных жетонов.
- Минутка чистописания
Откройте деловые блокноты и запишите дату. Проведем минутку чистописания письма.
-Я называю слово, вы определяете орфограмму и записываете на строке.
Приют, солнце, метель, орех, весна, трава, крот, в слове сок запишите последнюю согласную, напишите слог лаг.
1 стр. Прочитайте название букв и частей слов: при, л е ь о е а т н лаг
2 стр. прилагательное – Напишите слово, составленное из данных букв и частей слова
- Какое слово получилось? (Прилагательное)
- А что такое имя прилагательное?
- Значит, над какой частью речи будем на уроке работать?
Давайте вспомним, что мы знаем о прилагательном?
- Это часть речи;
- Называет признак предмета;
- Отвечает на вопросы;
- В предложении является второстепенным членом (определением)
- В словосочетании с существительным является зависимым словом.
- Практическая работа:
Отдел писем. К данным словам запишите однокоренные имена прилагательные:
- Весна-…
- Май-…,
- Лес-…
Выделите часть слова, с помощью которой образовали прилагательное
Отдел новостей. К данным именам прилагательным подберите прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы):
- Пасмурный день-…,
- Холодный ветер-…,
- Тяжёлая туча-….
Отдел спорта. К данным именам прилагательным подберите прилагательные, близкие по смыслу (синонимы):
- Небольшой мяч-…,
- Сильный удар-…,
- Знойный день-…
Отдел информации. Как изменяются имена прилагательные
Вывод: что такое имя прилагательное и какова его роль в речи? Как изменяются имена прилагательные. Какие окончания они имеют.
(Работа с таблицей.)
Материал утверждён главным редактором. Идет в номер.
- Новый материал.
-A чтобы узнать новые сведения о прилагательном, сотрудникам отделов нужно провести исследовательскую работу.
Задание 1. Работа с Обратным словарем. Русский язык, 2 часть, стр. 168 ЯА
-О чем говорит нам этот знак? ЯА. Откройте Обратный словарь на-й
Отдел писем | Отдел новостей | Отдел спорта | Отдел информации |
Исследуют прилагательные 1 столбика, 2 столбика, 3 столбика, 4 столбика.
-Какое открытие сделали? (Имена прилагательные стоят в форме единственного числа мужского рода). Проверим. Читаем слова по цепочке. Значит прилагательные изменяются как?
Русский язык, 3 часть, стр. 4 (содержание)
-Откроем содержание учебника и прочитаем тему урока. Материал утверждён главным редактором. Идет в номер.
Задание 2. Упражнение 112, стр. 100, чтение задания.
Отдел писем | Отдел новостей | Отдел спорта | Отдел информации |
Выписывают словосочетания, где прилагательное стоит в форме ед.числа, мн.числа, ед.числа, мн.числа. Показ соломенной шляпы.
-Проверяем задание.
- Выделяя окончания прилагательного, что заметили?
- Почему?
- Прочитайте словосочетания, где прилагательные употреблены в прямом значении.
- А в каких словосочетаниях прилагательные использованы в переносном значении?
- Закончите вывод. Материал утверждён главным редактором. Идет в номер.
Следующее задание выполняем выборочно.
Задание 3. Упр.113, стр. 101.
Отдел писем | Отдел новостей | Отдел спорта | Отдел информации |
ж.р. | м.р. | ср.р. | |
оранжевая песня, | оранжевый верблюд, | оранжевое небо, оранжевое море, |
оранжевые мамы оранжевые песни |
- Проверим, верно ли вы согласовали прилагательные с существительными? Как вы это делали? Определим форму числа, род (сущ.)
- Что можно сказать о прилагательном в форме мн.числа? (Рода нет). Материал утверждён главным редактором. Идет в номер.
Физминутка.
Музыка № 12 Рахманинова
-Прошу всех сотрудников собраться в моем кабинете. Настало время небольшого перерыва. Давайте попробуем изобразить, как человек использует газету:
- Читаем;
- Как веер (делаем веер)
- Подзорная труба (скручивает в трубку и смотрит);
- Бьет мух (скручивает в трубку).
Задание 4. Самостоятельная работа по карточкам.
Отдел писем | Отдел новостей | Отдел спорта | Отдел информации |
- Выписать словосочетания, определить род, форму числа.
ВЫВОД. – Как изменяются прилагательные? (По числам, родам). Материал утверждён главным редактором. Идет в номер.
Задание 5. Составление реклам.
-Чтобы привлечь внимание к нашей газете, нужна реклама. Материал должен быть разнообразным и интересным. Послушайте краткие сведения о газете.
“Слово “газета” пришло к нам из итальянского языка, где оно имеет значение “мелкая монета”. Появившиеся в 1563 г. в итальянском городе Венеция газеты были рукописными и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу”.
-Послушаем объяснение лексического значения слова “газета” (1 том, стр. 535), “реклама” (2 том, стр.1377), “рекламировать”. Давайте зачитаем рекламы, которые выполняли сотрудники отделов дома.
Отдел писем | Отдел новостей | Отдел спорта | Отдел информации |
-Лучшую рекламу поместим в нашу газету. Материал утверждён главным редактором. Идет в номер.
Задание 6. Рефлексия.
Выбор и обоснование иллюстраций.
- У вас лежат рисунки на тему “Весна”.
- Как называется наша газета? (Имя прилагательное)
- Расскажите, что нового узнали о прилагательном?
- Составьте словосочетания, определите форму прилагательного, род. Материал утверждён главным редактором. Идет в номер.
Задание 7. Оценки по жетонам.
- Какой отдел успешно трудился?
- Подсчитаем количество набранных жетонов.
Разгадайте шифровку-анаграмму: Л О М Ы Ц О Д – 3 2 1 6 7 4 5 (Молодцы)
Задание 8. Дома.
ТСР, стр.56, стр.100
-Выполните задания по тетради, составьте рассказ со словосочетаниями о работе журналистов (по отделам).