Цели:
Тип урока: объяснение в форме диалога.
Оборудование:
- Учебники по риторике Т.А.Ладыженской (6-й класс)
- Раздаточный материал (“Советы и наставление Риторика”, “Узелки на память”)
- Записи на доске
- Тетради обучающихся
- Презентация
Методы:
- Словесные
- Практические
- Наглядные
- Объяснительно-иллюстративные
- Репродуктивный
Основные приемы:
- Объяснение
- Беседа
- Опрос
- Наблюдение и анализ
Записи на доске:
- Адресат – официальный, неофициальный
- Адресант – официальное лицо – неофициальное лицо; знакомый – малознакомый – незнакомый; близкий – родной.
- Информация – деловая – неделовая; личная, эмоциональная.
- Коммуникативная задача – сообщить (оповестить); поздравить; извиниться; поделиться впечатлениями, чувствами; поблагодарить и т.д.
Ход урока
I. Импровизационная задача
Ученик читает письмо Ваньки Жукова из рассказа А.П.Чехова “Ванька”.
“Милый дедушка, Константин Макарыч!
И пишу тебе письмо. Поздравляю Вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя, а еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, я чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…”
– Фрагмент из какого произведения вы услышали?
– О чем идет речь в этом отрывке?
– Какой речевой жанр можно определить? (Письмо.)
– Вот о письме как речевом жанре сегодня пойдет речь на уроке.
Целеполагание: на уроке вы познакомитесь со структурой личного письма, разновидностями писем, научитесь писать личные письма
Итак, в основе любой речевой деятельности человека лежит речевая ситуация. На доске записаны элементы речевой ситуации речевого жанра “Письмо”. Объясним значения этих слов.
II. Словарная работа (устно)
- Адресат – тот, кому адресовано письмо.
- Адресант – тот, кто пишет письмо.
- Информация – собственно текст письма.
- Коммуникативная задача – с какой целью пишется письмо.
III. Структура письма
(Работа с учебником – страница 55)
IV. Осмысление прочитанного
– Назовите композицию (структуру) письма. Презентация (слайд 1)
Приветствие и (или) обращение
– название того, кому предназначено письмо.Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения и т.д.
Подпись.
Дата.
V. Первичное закрепление (задания аналитического характера)
Упражнение 57 (работа с учебником – страница 54). Сравните два письма
1) по элементам речевой ситуации (запись на доске):
- Адресат: официальный – неофициальный
- Адресант: официальное лицо – неофициальное лицо; знакомый – малознакомый незнакомый; близкий – родной.
- Информация: деловая – неделовая; личная, эмоциональная.
- Коммуникативная задача: сообщить (оповестить); поздравить; извиниться; поделиться впечатлениями, чувствами; поблагодарить и т.д.
2) Назовите структурные элементы писем.
VI. Речевая разминка
Подышим (Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ…)
Разомнем язычок (Хоботок. У кого язык длиннее, Проколю щеку.)
VII. Расширение знаний учащихся: виды личных писем.
Презентация (Слайд 2)
В зависимости от речевой задачи можно назвать виды личных писем.
Если коммуникативная задача – поздравить – значит, это письмо-поздравление.
Если коммуникативная задача – поблагодарить– значит, это письмо- благодарность (или благодарственное письмо).
Если коммуникативная задача – попросить – значит, это письмо-просьба.
VIII. Закрепление (задания аналитического характера)
- Упражнение 60 (1)
- Упражнение 62 (2)
- Упражнение 64 (2)
IX. Первичный контроль (письменное задание)
А теперь вам предстоит выполнить творческое задание: написать письмо-поздравление, письмо- благодарность, письмо-просьбу. Задание выполняете в парах: 1 ряд – поздравление, ваш адресат – официальное лицо; 2 ряд – благодарность, ваш адресат – неофициальное лицо; 3 ряд – просьба, ваш адресат – неофициальное лицо
Обратите внимание на речевые формулы, которые уместно использовать при составлении речевого жанра “Личное письмо”.
Работа с книгой: стр. 57, 61, 64.
X. Проверка творческих заданий
XI. Итог урока
– Какова роль письма в жизни человека?
– Какие виды личных писем вы знаете?
– Назовите композицию речевого жанра “Личное письмо”.
– К какому виду личных писем вы отнесете письмо Ваньки Жукова из рассказа А.П. Чехова “Ванька”? (Письмо-просьба)
XII. Домашнее задание
Напишите письмо и попросите о…., поздравьте с…., поблагодарите за….
И в заключение напомним советы и наставления Риторика.
Презентация (Слайд 3)