Цели: Отработка умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, веера с гласными буквами, таблицы, алфавит .
Ход урока
- Организационный момент.
Ребята, сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в сказочную страну вместе со сказочным героем, а кто он догадайтесь сами.
В густых и дремучих джунглях Индии жило симпатичное волчье семейство. Недавно, к радости родителей-волков, у них появилось четверо детёнышей. В одну ненастную ночь спокойствие этой семьи было нарушено страшным рёвом: это рычал Шерхан — свирепый тигр. Огонь костра, разожжённого людьми, больно опалил ему лапы, и, обезумев от боли, он выпустил добычу. А его добыча – пухлый черноволосый младенец – теперь ползла на четвереньках прямо к волкам.
Презентация (Слайд №1)
Догадались о ком идёт речь? Конечно же это Маугли. Продолжение этой сказки все вы прекрасно знаете, малыш остался жить в джунглях в семье волков. Мать волчица дала ему имя Маугли и поручила медведю Балу, который обучал её волчат, воспитать мальчика. Балу учил Маугли чувствовать опасность, находить общий язык с лесными обитателями, распознавать тех ,кого надо остерегаться. Давайте ,ребята, и мы с вами поможем малышу, справиться с заданием.
- Повторение.
(Слайд №2)
Слова: р... ка, тр...ва, з...мля, п...ляна, пч...ла. Объясните орфограммы, пропущенные в словах.
- Что объединяет эти слова? (Все слова с безударной гласной в корне, имена существительные)
- Какое слово лишнее и почему? (Поляна –3слога, пчела – одуш., трава – без. гласный звук – а)
- На какие две группы можно разделить все эти слова? (Слова с провер. безуд. гласной и слова с непровер. безуд. гласной)
- Как проверить безударный гласный в корне слова?
- Сообщение темы урока.
Исходя, из той работы, которую мы сейчас проделали, вы наверное уже догадались, что тема нашего урока: “Безударные гласные в корне слова”. Мы сегодня вместе с нашим сказочным героем будем учиться распознавать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Итак продолжаем. Маугли скучно было на уроках. Ему больше нравилось играть. И не смотря на то, что Балу запретил ходить Маугли к обезьянам, мальчик пренебрёг советами своего наставника. И обезьяны, улучив удобный момент, похитили его и унесли.
- Минутка чистописания.
А куда обезьяны его унесли, вы узнаете, выполнив задание. (Слайд№3)
Верно, обезьяны унесли мальчика в Холодные Пещеры, так назывались развалины старого города.
О похищении вскоре узнали все жители джунглей. Собравшись на поляне, звери стали думать, как освободить мальчика. Сражаться с обезьянами нелегкая задача. Победить их смогут только смелые, ловкие, умные.
И вот они решили, кто лучше всех справится с заданиями, тот и пойдет спасать Маугли. Ребята, а мы с вами поможем?
- Работа по теме урока.
(Слайд №4)
Первое задание для удава - Каа
- Работа с веерами. Подбери устно проверочное слово и вставь пропущенную букву. Запиши слова.
- Б...жать, д..жди,
- л...сток, т...традь,
- ш...повник, в...рона,
- зм...я, д...ревья,
- зв...рёк, к...рова,
- гр...зовой,х...лмистый,
- м...ря, п...ровой, гр...чи,
- м..дведь, з...мляной
- Назовите слова с непроверяемой безударной гласной.
Второе задание для Пантеры – Багиры. (Слайд №5, №6)
- Упр. 250. Составьте из данных слов пять предложений.
- Напишите текст.
- Подчеркните буквы проверяемых безударных гласных в корне слова.
- Найдите в тексте слова, которые заменяют слово сойка
- В 1,2 предложениях подчеркни главные члены предложения.
- Слово дубки разберите по составу.
Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужны птицы? А что именно вы можете сделать для птиц? (Слайд№7)
- Физминутка
Наши герои немного устали. Давайте отдохнём.
Где-то в джунглях,
Где-то в джунглях
Мальчик маленький живет.
Там, где гибкие лианы,
И бананы лезут в рот.
Где растут большие пальмы
Он живет среди зверей.
И зовет. волчицу, мамой
И всем сердцем дорог ей.Где-то в джунглях,
Где-то в джунглях
Среди зарослей густых
Под дождем малыш гуляет
В брызгах капель золотых.
И ему совсем не скучно
Ведь Багира рядом с ним,
А Балу его научит
Всем премудростям лесным.Где-то в джунглях,
Где-то в джунглях
Мальчик жить давно привык.
Со зверьем отлично дружит
Понимает их язык.
Он повсюду с ними рядом,
Он за них всегда горой.
И они мальчишке рады
Всей звериною душой.
(Слайд №8)
- Закрепление
(Слайд №9)
Следующим к своему заданию приступил Балу. Ему нужно исправить ошибки в тексте.
Мама простыни стерала
и на речке поласкала.
Кдочке кошка подбижала,
дочка кошку полоскала.Гири брат мой поднимает
сваю силу развевает.
А накрыше мой флажок
развивает витирок.К старости наш дедужка
очень посидел.
Он всаду на брёвнышка
сел и поседел.
Каа, Багира и Балу с вашей помощью отлично справились с заданиями. Решили они втроём отправится в город обезьян.
- Словарная работа.
Добраться до Холодных Пещер оказалось не так легко, добравшись до небольшого болота наши герои решили отдохнуть. И вдруг появилась…….. Догадались кто?
(Слайд №10)
- Откройте словари и запишите новое словарное слово.
- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Составьте с этим словом предложения.
- Что вы знаете о лягушках? (Заранее подготовленные дети)
И вот наши герои добрались до города обезьян. Завязалась драка. Балу и Багира вышли из неё помятыми, но обезьяны убежали прочь.
- Ради тебя мы рисковали жизнью, - сказал Балу мальчику. Маугли было очень стыдно.
Ребята, а как вы думаете почему малышу было стыдно? Мальчик решил, во всем слушаться своего учителя – Балу. И на уроках он больше “не витал в облаках”, а старался и внимательно слушал все, что говорил Балу.
Ребята, а что значит “витать в облаках”?
- Самостоятельная работа.
(Слайд №11)
Картинный диктант. После того, как выполните работу поиграем в учителя, поменяйтесь тетрадями, и поставьте оценки. А теперь проверьте. (Слайд №12).
- Итог.
- Вам понравился урок?
- Чем мы сегодня занимались?
- А теперь давайте сделаем вывод, как проверить безударную гласную в корне слова?
(Слайд №13).