Цели:
- практическая: формировать навык правописания буквосочетаний жи-ши, же-ше в словах
- образовательная: расширение кругозора учащихся, создание на уроке ситуации успеха, развитие умений оценивать свою работу
- воспитательная: воспитание умения слушать и слышать, воспитание аккуратности, прилежности
- развивающая: развитие орфографической зоркости, тренировка слуховой памяти, развитие умений производить звуко-буквенный анализ слов
Задача: сопутствующая: совершенствование каллиграфических навыков, умений делить слово на слоги
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, мультимедийная презентация, плоскостные наглядные пособия, бэджи с буквами ж, ш
Ход урока
Этап 1: Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Учитель: Садитесь, ребята. Сегодня на уроке мы отправляемся в сказочное путешествие. (слайд 1, см. Приложение 1) Давайте проверим, все ли мы взяли с собой: учебник – это наш компас, по нему мы будет сверять путь, ручка и карандаши – наши волшебные палочки, тетрадка – наша карта путешествия.
Этап 2: Постановка темы и целей урока
Учитель: Тема нашего урока – “Путешествие в страну Буквосочетаний” (слайд 2). Нам предстоит узнать (слайд 3) , какие буквы живут в стране Буквосочетаний, с кем они дружат, а с кем – нет, мы попробуем разгадать их секреты и найти на все вопросы ответы. А для этого нам нужно быть
- внимательным,
- старательным,
- аккуратным,
- писать в тетрадках опрятно.
Откройте свои тетради и запишите дату нашего путешествия. Посмотрите, к кому мы сегодня идем в гости (слайд 4 . Правильно, к буквосочетаниям ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ. Чтобы не забыть, как их зовут, давайте запишем имена этих буквосочетаний в свои тетрадки.
Минутка чистописания
жИ шИ жЕ шЕ жИшИ жЕшЕ
– Прочитайте предложение:
В лесу ежик жил, зверям одежду шил.
– Почему именно ёжик шил зверям одежду? (У него иголки).
– Найдите в предложении слова, которые отличаются друг от друга только одной буквой.
– Запишите эти слова в тетрадь, обращая внимание на правильное соединения букв в словах. Выделите кружочком сочетания жи-ши.
Этап 3: Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Учитель: Мы научились с вами правильно писать буквосочетания жи-ши, же-ше, и они приглашают нас к себе в гости. Буквосочетания живут в замке (слайд 5) . Замок стоит на высокой горе. Чтобы в него попасть, нам нужно будет преодолеть много препятствий. Вы готовы, ребята?
Мы сейчас узнаем, какой рюкзачок знаний вы дома собрали в дорогу. Я буду вам показывать ряд картинок. Ваша задача: найти лишнюю в ряду картинку и объяснить, почему она лишняя (слайд 6, 8, 10)
Лексическая работа со словами камыш (слайд 7), ежевика (слайд 9).
Дома вы работали еще и над упражнением 109 на стр. 74 учебника. Поменяйтесь сейчас тетрадями. Проверьте, правильно ли ваш сосед сделал домашнее задание. (Проводится взаимопроверка)
Этап 4: Работа над новым материалом.
Учитель: Вы отлично справились с заданием. Мы начинаем наше восхождение к замку. Ребята, вы готовы узнать секреты букв Ж, Ш и вывести правило? Знание правила поможет нам открыть двери замка буквосочетаний. Я задам вам сейчас 3 вопроса:
- Ребята, скажите буквы Ж и Ш – твердые или мягкие? (Это твердые согласные)
- Какие гласные пишутся после твердых согласных? (А, О, У, Э, Ы).
- А что делают гласные Е, Ё, И, Е, Ю?
Вы правильно ответили на вопросы, и сейчас я открою вам секрет. Когда-то наши буквы Ж и Ш были мягкими. И в соответствии с произношением после них писали гласные И и Е. Но это было не очень удобно. Попробуйте сами произнести слова жир, железо мягко. Поэтому Ж и Ш со временем затвердели, но они настолько привыкли к своим соседкам И и Е, что не захотели с ними расставаться (слайд 11). И тогда Царь русского языка издал указ(слайд 12): “Повелеваю писать после Ж,Ш гласные И и Е”.
А теперь, ребята, подумайте: пишем мы жи-ши, же-ше с И и Е, а какие же гласные звуки мы слышим? (Звуко-буквенный анализ слов. Слова выставляются на наборное полотно).
Пишем | Слышим |
жир | [ы] |
уши | [ы] |
жесть | [э] |
шея | [э] |
Лексическая работа со словом жесть (слайд 13)
Учитель: Теперь мы готовы вывести правило: Твердо …, мягко …. (слайд 14)
Твердо слышим, мягко пишем. |
У нас получилось:
Сверим по нашему компасу, по учебнику, на верном ли мы пути (слайд 15). Читаем правило на стр. 75. Закрепим новый материал. Нам поможет упражнение 111. Читаем, что нужно сделать в упражнении: “Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запишите эти слова в тетрадь”.
Слова для записи: морж, стриж, чиж, ёж, ёрш, мышь, уж.
Образец: Моржи, …. .
Физкультминутка
(слайд 16)
Я вижу, что путешественники устали. Давайте сделаем небольшой привал. (Физкультминутка выполняется под музыку).
А я не знал, что я расту | (поднимаем руки вверх) |
Все время, каждый час. | (наклоны головы) |
Я сел на стул – расту, | (приседания) |
Расту, шагая в класс. | (шаг на месте) |
Расту, когда гляжу в окно, | (повороты туловища) |
Расту, когда сижу в кино, | |
Когда светло, когда темно, | (наклоны) |
Расту я все равно. | |
Идет борьба за чистоту, | (бег на месте) |
Я подметаю и расту. | (наклоны, взмахи руками) |
Сажусь я с книжкой на тахту, | (повороты туловища) |
Читаю книжку и расту. | |
Расту я в дождик и в мороз, | (подняться на цыпочки, руки вверх) |
Я даже маму перерос! | (прыжки) |
Гимнастика для глаз
(слайд 17)
Этап 5: Усвоение нового материала. Выполнение тренировочных упражнений
Учитель: Мы с вами все ближе и ближе подходим к замку буквосочетаний. Но нам нужно пройти через заколдованный лес (слайд 18) . А там на каждом углу подстерегают опасные Ошибки. Чтобы их избежать, нужно быть очень внимательными и правильно выполнить все задания.
- “Найди слово, которое заблудилось” (слайд 19), выпиши его в тетрадь, выдели орфограмму. (мыши, лужи, железо, шелест).
- Буквоешка съел буквы (слайд 20–21). Помоги братьям Ж и Ш “починить” слова.
Те из вас, у кого на бэдже буква Ж, помогают брату Ж, у кого Ш – брату Ш.
Физкультминутка
(слайд 22)
(Дети показывают то, о чем говорится в стихотворении)
И вот пришел теперь черед
Сыграть в игру “наоборот”.
Скажу я слово высоко
А ты ответишь – …
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь – …
Скажу я слово лучше
А ты ответишь – …
Скажу я слово шире,
А ты ответишь – …
Скажу я слово тоньше,
А ты ответишь – …
Скажу я слово меньше
А ты ответишь – …
Скажу я слово громче,
А ты ответишь – …
Скажу я слово дальше,
А ты ответишь – …
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь – …
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты нашел.
Тогда скажу я слово трус
Ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: конец!
Нам осталось совсем чуть-чуть, замок уже виден. Но путь нам преградила река. Нужно построить мост из слогов (слайд 23) . Разделим слово на слоги и тогда мы переправимся на тот берег. (Слова выставляются на наборном полотне: ворона, погода, корова, щенок, язык, молодец).
Этап 6: Подведение итогов, рефлексия, оценивание работы учеников
Мы молодцы, ребята! (слайд 24) Теперь мы Знайки!! Двери замка буквосочетаний для нас открыты и ни одна ошибка нам не страшна!
Оглянемся назад. Еще раз вспомним, какие буквы живут в замке? С кем они дружат? Узнали ли мы секрет буквосочетание жи-ши, же-ше?
Спасибо за урок. Особо хочу отметить работу…
В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать одно из буквосочетаний жи, ши, же или ше, придумать слова, где оно встречается, записать их в тетрадку. Вы можете также нарисовать рисунок о том, как мы сегодня путешествовали.
Наше путешествие сегодня не заканчивается. На следующих уроках мы будем с вами раскрывать секреты других буквосочетаний, выполнять интересные задания, будет помогать буквам и звукам бороться с опасными Ошибками. Нас ждут удивительные приключения!
До новых встреч, друзья! (слайд 25)