Цели урока: Совершенствовать навыки решения задач действиями умножения и деления; закреплять знание табличных случаев умножения на 5, умножения и деления на 2, 3, 4; развивать логическое мышление, внимание.
Ход урока
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Я рада видеть вас здоровыми и улыбающимися. Сегодня к нам пришли гости посмотреть, как мы умеем работать. Улыбнемся друг другу и скажем добрые слова.
Выяснение эмоционального настроя учащихся перед уроком.
Возьмите любой цветной карандаш и обведите свою руку на листочке, который лежит у вас на столе.
(дети выполняют)
Покажите учителю. Теперь отложите листочки в сторонку.
Проверка домашнего задания.
[ 2 ], стр. 71, № 213.
Зачитайте условие задачи. Зачитайте решение и ответ. Кто согласен с таким решением задачи? (Дети поднимают большой палец вверх, что означает - да). Кто решил задачу другим способом?
Какими словами нужно дополнить текст, чтобы задачу можно было решить без рисунка?
(В лагере 5 палаток. Туристы поселились по 3 человека в палатке.)
Устный счёт.
А) Найдите закономерность в расположении фигур и нарисуйте то, что должно быть вместо точек.
Б) Составьте примеры на деление и умножение с ответом.
2 x 2 5 x 1 18 x 2 16 x 4 15 x 3 27 x 3 8 x 2 20 x 4 3 x 3 4 x 1 25 x 5 9 x 1
Задачи в стихах.
1.
Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки.
Всего оладушек 27
По 3 нам хватит всем.
Кто ответит из ребят,
Сколько было же внучат?
(27 x 3=9) внучат.
2.
Пять пар танцуют польку,
А всего танцоров сколько?
(2 x 5=10) танцоров.
3.
Подарил утятам ёжик
Шесть кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят
Сколько ж маленьких утят
Ёжика благодарят.
(6 x 2=3) утёнка.
4.
К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?
(2+3) x 3=15
5.
Вяжет бабушка - куница
Четырём внучатам рукавицы:
"Подарю вам, мои внучки,
Рукавичек по 2 штучки,
Берегите, не теряйте!
Сколько всех? Пересчитайте!"
(2 x 4=8) штук.
Актуализация знаний.
В какое время года нам понадобятся рукавички? (зимой).
С неба падают снежинки, словно белые пушинки,
Покрывая всё кругом мягким бархатным ковром.
Угадайте, кого принесли снежинки? Для этого, вы должны решить примеры. [ 2 ], стр. 70. № 210. А число в ответе, будет соответствовать определённой букве на снежинке.
Проверка.
Дети зачитывают пример. Выходят к доске, ищут снежинку с нужным ответом. ( Снежинки переворачивают, на обратной стороне написаны буквы Е Г С К И В Н О).
Из полученных букв составьте слово. Назовите слово, которое вы составили? (Снеговик) Снежинки принесли к нам на урок Снеговика. Его отправил к нам Дедушка Мороз, ведь скоро праздник? (дети хором отвечают - Новый год.)
Физическая минутка.
На улице мороз,
Ну-ка, все взялись за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну - ка, все взялись за уши,
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели.
По коленкам постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали
И чуть-чуть потопали.
Вот и погрелись. Тепло вам?
Тема и задачи урока, постановка проблемы.
Снег в лесу закутал ёлки.
Спрятал ёлочки от нас.
Ночью ёлки втихомолку.
Прибежали в школьный класс.
Снова пахнет свежей смолкой,
Мы у ёлок собрались!
Нарядились наши ёлки,
Огоньки на них зажглись.
(4 ёлочки на доске украшены шарами, по 5 шаров на каждой.)
Давайте поможем нашему Снеговику решить проблему - сосчитать огоньки. Сколько - же всего огоньков зажглось на наших ёлочках? Ведь в лесу нет школы и Снеговик не умеет считать и решать.
Составьте задачу о ёлочках. Кто составил задачу? (дети отвечают)
Решите самостоятельно эту задачу и запишите решение в тетрадь.
Проверка. Зачитайте решение задачи. Какой способ более рационален? Докажите.
Вы молодцы, помогли решить проблему Снеговику.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Будем учиться решать задачи.)
Для того чтобы хорошо и быстро решать задачи, что нам нужно знать? (Таблицу умножения.) Давайте будем учиться решать задачи и учить нашего друга Снеговика.
Закрепление полученных знаний.
Работа в группах. (6 человек в группе) [2], стр. 72, №218.
Индивидуальная работа учителя и учащихся. ( Группа из 3 человек.) [4], стр. 4, №7.
(От каждой группы выходит один докладчик, который представляет мнение группы.)
Зачитайте условие и вопрос задачи. Докажите правильность своего решения.
Дифференцированное задание.
[ 3 ], стр. 68 №14. Тетрадь №2 стр. №6 №7.
(Взаимопроверка).
Итог урока.
- Проверка эмоционального состояния в конце урока.
- Возьмите любой цветной карандаш и закрасьте свою ладошку.
- Чему учились на уроке? (Составлять и решать задачи. Дружно работать).
- Что необходимо знать, чтобы решать задачи? (Таблицу умножения и деления)
Рефлексия.
- Вы молодцы, очень хорошо и дружно работали.
- А как вы оцениваете свою работу на уроке? Покажите фишку.
- Всё понял, хорошо работал.
- Испытывал небольшие затруднения.
- Затруднялся.
(Дети показывают фишки).
Снеговик нас благодарит не только за полученные знания, но и за умение дружить. Ему очень понравилось, как дружно вы работали. Он дарит вам в память о нашем уроке этих сказочных "Снеговиков". (Каждый ученик получает "Снеговика").
В знак благодарности, мы пригласим Снеговика, Снегурочку и Деда Мороза к нам на Новогодний Карнавал. Ведь приглашение у нас с вами уже составлено.
Ученик вручает Снеговику Новогоднее приглашение. Попрощаемся со Снеговиком и пожелаем ему счастливого пути. (Дети прощаются.) Урок закончен! Всем спасибо!
Библиография.
1. Волина В.В. Занимательная математика для детей, Виктория - Специальная литература, С. - Пб.: 1996. - 320 с., ил.
2. Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В. Математика: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2004. - 144 с.: ил. - (Начальная школа XXI века).
3. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2007. - 96 с.: ил.
4. Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В. Математика: 2 класс: Рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2008. - 64 с.: ил. - (Начальная школа XXI века).