Цели:
Образовательно-развивающие:
- Усвоение новых понятий: гидроскелет,
- Применение опорных понятий: вода, выталкивающая сила, свойства воды: несжимаемость, текучесть, одинаковый уровень жидкости в сообщающихся сосудах, вода-растворитель
- Развитие общих учебных понятий: задавать вопросы-суждения, выявляющие сущность практических действий; сравнение; обобщение; умозаключения.
- Развитие специальных умений: умение выявлять свойства воды и использовать эти свойства в практике.
Воспитательные:
- Формирование и диалектика научного мировоззрения на основе философских категорий:
- единство-многообразие,
- причина-следствие,
- общее-особенное.
Оборудование: ИКТ (Приложение 1); карточки с заданиями; для опытов: мерный стакан, веревочка, тело, шприц, пластилин, комнатное растение, песок, опилки, соль, фильтр, шланг, бутылка.
Приложение 3 mp3
Ход урока
1. Организационный момент
Заявка на оценку: (на слайде и на доске)
Любая версия – 1 б. Верная версия – 2 б. |
На “5” – 10 – 12 б. На “4” – 7 – 9 б. |
Вопрос-суждение – 1 – 2 б.
Ответ на вопрос – суждение – 1 – 2 б.
Возражение – 1 – 3 б.
Умозаключение – 3 б.
Участие в инсценировке – 3 б.
2. Актуализация опорных знаний
Деятельность учителя |
Баллы | Деятельность учащихся | ИКТ | Время |
На столе комнатное растение с поникшими листьями. | ||||
– Что произошло с нашим комнатным растением? | – Мы его забыли полить. (Дежурный поливает ) |
|||
Демонстрация фильма о воде. | фильм о воде. | 2,5мин. | ||
Задания перед просмотром: Выписать состояния воды |
2 б. | Твердое – лёд Жидкое – вода Газообразное – пар |
||
2 б. | Вода – это вещество, которое находится в природе в трех состояниях: жидком, твёрдом, газообразном | |||
Раскрыть содержание понятия вода. | 2 б. | |||
Составить по 2 вопроса – суждения (без повторений) | 2б | – Чем объяснить, что на вершинах гор образуются ледники? | ||
2 б. | – Как доказать, что вода является источником жизни на земле? | |||
2 б. | – Каким образом вода превращается в
облако? – Вследствие чего вода из жидкого состояния переходит в газообразное? – Почему при испарении не высыхают водоёмы? |
|||
– Чем объяснить, что вода необходима всем? | – Это можно объяснить тем, что человеку, животным и даже растениям вода необходима прежде всего для утоления жажды. | |||
III. Инсценировка |
||||
|
3 б. | Инсценировка | Портрет Архимеда | |
IV. Практическая часть |
||||
Сейчас вы тоже будете “маленькими
Архимедами” Получите задания для группы. |
Архимед и Гиерон | |||
Задание 1: Измерить объём тела. Продемонстрировать опыт. На каком свойстве воды основан данный опыт? (дано: вода, мерный стакан, веревочка, яблоко) Приготовить вопросы – суждения. Вывод |
Вопросы-суждения: – Чем объяснить, что уровень воды поднялся после погружения в него яблока? – Почему у Архимеда возникла потребность измерять объём тела с помощью воды? – Чем объяснить, что метки уровня воды в сосуде были разными при погружении короны и слитка? |
3 мин. | ||
– Каким образом Архимед разрешил противоречие между необходимостью определить чистоту металла и невозможностью это сделать имеющими в то время способами? | Вывод: Выталкивающая сила направлена вверх и равна весу вытесненной воды. |
|||
Задание 2: Дано: вода, шприц, кусочек пластилина Продемонстрировать несжимаемость воды. |
– Чем объяснить, что поршень шприца
возвращается в первоначальное положение? – Каким образом человек использует несжимаемость воды? |
|||
– Чем объяснить, что капелька воды не растекается на поверхности стола? | Вывод: Жидкости не сжимаются под давлением, но изменяют свой объём в зависимости от температуры. |
|||
– Каким образом можно проследить
свойство несжимаемости воды в природе? Продемонстрировать на примере комнатного растения его зависимость от воды. |
||||
(В начале урока на столе у учителя
стояло комнатное растение с поникшими листьями,
дежурный его полил.) – Что произошло с комнатным растением теперь? – Как доказать, что вода выполняет функцию гидроскелета у растений? |
– Это можно доказать тем, что после полива стебель выпрямился, листья поднялись вверх, то есть появилась опора у растения. | |||
Физкультминутка: Создать образ воды. Показать текучесть: горная река, равнинная река, парусник на море, шторм. | Физкультминутка: Создать образ воды. Показать текучесть: горная река, равнинная река, парусник на море, шторм. | 2 мин. | ||
Задание 3:
|
Вопросы – суждения: – Чем объяснить, что песок остался на дне? – Вследствие чего опилки всплыли на поверхность? – Как доказать, что соль осталась в воде? – Каким образом песок удалось выделить из смеси? Вывод: Вода является главным растворителем в природе. Вывод: Воду можно очистить от примесей с помощью фильтра. Воду можно очистить от растворённых в ней веществ способом выпаривания. |
|||
Вопрос по обратной связи: – Чем объяснить, что соль не выделилась из смеси подобно песку и опилкам? |
||||
Задание 4: Дано: шланг, воронка.
|
Вопросы – суждения: – Чем объяснить, что при изменении положения шланга относительно сосуда, фонтан перестает быть действенным? – Каким образом человек использует данное свойство воды? Вывод: В сообщающихся сосудах устанавливается одинаковый уровень жидкости. Вода течёт туда, где уровень её ниже. |
|||
V. Итог урока |
||||
– Чем объяснить, что вода является
символом жизни на Земле? Домашнее задание: Создать макет фонтана, для участия в конкурсе “Фонтан в моем городе”. |