Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.
Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.
Становление родительства – кропотливый и нелегкий труд. Специалисты в области детско-родительских отношений (А.А.Бодалев, З.Матейчик) важнейшим показателем качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Нарушение связей в семье непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребенка (А.И.Захаров). По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л.А.Абраманян, В.П.Дуброва).
Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.
Так была создана тренинговая программа «Цветик-семицветик!». Участниками этого тренинга являются дети 5-6-ти лет и их родители. Концептуальной основой занятий является идея сотрудничества взрослого и ребенка. В программе использованы идеи Мартиенко О.Б., Широковой Г.А., Жадько Е.Г., Панфиловой М.А., а так же опыт работы Резепиной Е.А., Хрящевой Н.Ю., Сидоренко Е.В. и др.
Паспорт программы
1. | Наименование программы: | «Цветик-семицветик!» (Тренинг детско-родительских отношений) |
2. | Цель программы: | Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. |
3. | Руководитель программы: | Романовская Т.Н. – педагог-психолог МДОУ д/с «УМКА». |
4. | Участники тренинга: | Дошкольники и их родители. |
5. | Ожидаемые результаты: | Улучшение взаимодействия родителей и детей. |
Цель программы: Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Основные задачи программы:
- Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
- Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.
- Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.
- Вовлекать родителей в жизнь детского сада.
В содержании работы включены следующие методы:
* методы телесно-ориентированной терапии;
* метод продуктивной деятельности (аппликация, рисование);
* метод игровой терапии (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания);
* метод музыкальной терапии;
* метод психомышечной тренировки.
Общая структура тренингового занятия
Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. В этой части тренинга решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
Программа «Цветик-семицветик!» предусматривает 7 занятий (один раз в неделю). Группа формируется на свободной основе (по желанию родителей). Количественный состав группы – 4-5 пар. Часть занятий программы посвящена совместной деятельности родителей и детей, а часть отдана только работе с родителями. Каждое занятие для родителей рассчитано на 1 час-1,5; каждое совместное занятие для родителей и детей рассчитано на 40-60 минут.
Учебно-тематический план тренинговых занятий
Тема занятия |
Участники |
Кол-во занятий |
Цвет |
1. «Здравствуйте, это я» |
родители и дети |
1 |
желтый |
2. «Всегда рядом!» |
родители и дети |
1 |
коричневый |
3. «Мы и наши дети в общении» |
родители |
1 |
белый |
4. «Играем вместе» |
родители и дети |
1 |
красный |
5. «Мир наоборот!» |
родители и дети |
1 |
белый |
6. «Я - само спокойствие!» |
родители |
1 |
синий |
7. «Настроение и здоровье» |
родители и дети |
1 |
белый |
Тематика всех занятий располагается на цветике-семицветике, который появляется на первом занятии в руках психолога. У каждого лепесточка свой цвет, следовательно, на каждом занятии так же определенная цветовая гамма. Для выделения определенного цвета на каждом занятии участникам даются цветные ленточки.
- Желтый – активность, стремление к общению.
- Коричневый – неуверенность, тревога.
- Красный- возбуждение, подвижность, импульсивность.
- Синий – спокойствие, удовлетворенность.
- Зеленый-уверенность, настойчивость.
- Белый – цвет лепестка на занятии определяют сами участники.
Результативность данной программы можно увидеть по итогам диагностики, которая проводится до начала тренинговых занятий и в конце реализации программы. Для диагностики используются следующие методики: опросник для родителей «Анализ семейных отношений» Э.Г.Эйдемиллера, для детей «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана, методика «Дом-дерево-человек» Дж. Бука, методика исследования самооценки «Лесенка».
В результате данной работы педагога-психолога с родителями взрослые учатся признавать за ребенком право на собственное мнение, на собственный выбор. Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Родители осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослых, приобретают навыки активного слушания, развивают умения разрешать конфликтные ситуации, безоценочно принимать собственного ребенка.
Предлагаю посмотреть структуру и ход одного из занятий программы
«МЫ И НАШИ ДЕТИ В ОБЩЕНИИ!»
Задачи: расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.
Условия проведения тренинга: занятие проводится в кабинете психолога, сопровождается тихой спокойной музыкой. Эта встреча с родителями проходит без детей. Длительность занятия 40-60 минут.
Оборудование: карандаши, бумага с солнышками, магнитофон с записью спокойной музыки, кукла с ленточками, шаблоны лепестков белого цвета, белые ленточки на каждого участника.
Ход занятия
Здравствуйте, я сегодня очень рада вас всех видеть вместе. Давайте сейчас все вместе возьмемся за руки и поприветствуем друг друга «Добрый день!»
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая сила
Не оставим вдалеке
Мы друг друга! Нам под силу!
(Цель: создание группового единства)
Начать нашу сегодняшнюю встречу я хочу с упражнения «ИМЯ»
Цель: знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.
Каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя первой его буквой. Например, Женя – жизнерадостный, Лена – ласковая и т.д.
Сегодня наша встреча посвящена одной из важнейших тем. Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык, как сделать так, чтобы вы с ребенком понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.
И мне хочется сейчас задать вам такой вопрос:
- Как вы думаете ваш ребенок общительный? Расскажите о вашем ребенке и т.д.
Часто бывает, что ребенок растет и воспринимает мир не так, как этого хочется взрослому. Он другой человек, он личность, он индивидуальность. Он думает и чувствует совсем иначе. И необходимо принимать ребенка таким, какой он есть, со своими недостатками и достоинствами. Ведь вы любите его просто за то, что он с вами рядом.
Я хочу вам предложить следующее упражнение «В лучах солнца!»
Цель: адекватное оценочное принятие индивидуальности ребенка.
Я вам всем раздаю листочки с нарисованным на них солнцем. Солнце разделено на две половины. Одна половина – это те положительные качества и достоинства, которые вы уже можете наблюдать у вашего ребенка. А вторая половина солнца – это те качества, которые вы хотели бы видеть в своем ребенке. Приступайте!
Анализ (рефлексия по кругу).
Упражнение «Кукла». Посмотрите, у меня на коленях сидит кукла. Так же есть множество ленточек. Мы с вами сейчас попробуем проследить, как часто мы говорим ребенку: «Нельзя!». И представить на месте этой куклы своего ребенка.
(Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцами и т.д. В это время ведущий перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.) Посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы «связываем» наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций.
Сейчас я попрошу вас опять взять ручки и листочки. Следующее упражнение называется «АССОЦИАЦИИ».
Цель: принятие индивидуальности ребенка.
Все что от вас требуется, это – услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
Если вы и ваш ребенок цветы, то какие…
Если вы и ваш ребенок животные, то какие…
Если вы и ваш ребенок цвета, то какие…
Если вы и ваш ребенок настроение, то какое…
Если вы и ваш ребенок музыка, то какая…
Если ваш ребенок… и т.д.
Теперь давайте по очереди озвучим то, что мы себе представляли.
Сейчас возьмите, пожалуйста, белые лепестки и покрасьте их тем цветом, который ближе для вас по настроению на данный момент (участники выполняют и приклеивают лепестки на свои цветки).
Наша сегодняшняя встреча подходит к концу, и я хотела бы услышать от вас, что вам сегодня больше всего понравилось, с какими чувствами вы сегодня уйдете домой.
(Родители высказываются).
Мне хочется поблагодарить вас сегодня за работу, за плодотворную работу.
Давайте возьмемся все за руки и скажем друг другу «До новых встреч!»
Давайте встанем, возьмемся за руки и все вместе попрощаемся:
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая сила
Не оставим вдалеке мы друг друга! Нам под силу!