Программа тренинга детско-родительских отношений "Цветик-семицветик"

Разделы: Работа с родителями


Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.

Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.

Становление родительства – кропотливый и нелегкий труд. Специалисты в области детско-родительских отношений (А.А.Бодалев, З.Матейчик) важнейшим показателем качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Нарушение связей в семье непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребенка (А.И.Захаров). По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л.А.Абраманян, В.П.Дуброва).

Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.

Так была создана тренинговая программа «Цветик-семицветик!». Участниками этого тренинга являются дети 5-6-ти лет и их родители. Концептуальной основой занятий является идея сотрудничества взрослого и ребенка. В программе использованы идеи Мартиенко О.Б., Широковой Г.А., Жадько Е.Г., Панфиловой М.А., а так же опыт работы Резепиной Е.А., Хрящевой Н.Ю., Сидоренко Е.В. и др.

Паспорт программы

1. Наименование программы: «Цветик-семицветик!» (Тренинг детско-родительских отношений)
2. Цель программы: Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
3. Руководитель программы: Романовская Т.Н. – педагог-психолог МДОУ д/с «УМКА».
4. Участники тренинга: Дошкольники и их родители.
5. Ожидаемые результаты: Улучшение взаимодействия родителей и детей.

Цель программы: Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Основные задачи программы:

  1. Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
  2. Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.
  3. Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.
  4. Вовлекать родителей в жизнь детского сада.

В содержании работы включены следующие методы:

* методы телесно-ориентированной терапии;
* метод продуктивной деятельности (аппликация, рисование);
* метод игровой терапии (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания);
* метод музыкальной терапии;
* метод психомышечной тренировки.

Общая структура тренингового занятия

Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.

Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.

Основная часть. В этой части тренинга решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.

Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).

Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

Программа «Цветик-семицветик!» предусматривает 7 занятий (один раз в неделю). Группа формируется на свободной основе (по желанию родителей). Количественный состав группы – 4-5 пар. Часть занятий программы посвящена совместной деятельности родителей и детей, а часть отдана только работе с родителями. Каждое занятие для родителей рассчитано на 1 час-1,5; каждое совместное занятие для родителей и детей рассчитано на 40-60 минут.

Учебно-тематический план тренинговых занятий

Тема занятия

Участники

Кол-во занятий

Цвет

1. «Здравствуйте, это я»

родители и дети

1

желтый

2. «Всегда рядом!»

родители и дети

1

коричневый

3. «Мы и наши дети в общении»

родители

1

белый

4. «Играем вместе»

родители и дети

1

красный

5. «Мир наоборот!»

родители и дети

1

белый

6. «Я - само спокойствие!»

родители

1

синий

7. «Настроение и здоровье»

родители и дети

1

белый

Тематика всех занятий располагается на цветике-семицветике, который появляется на первом занятии в руках психолога. У каждого лепесточка свой цвет, следовательно, на каждом занятии так же определенная цветовая гамма. Для выделения определенного цвета на каждом занятии участникам даются цветные ленточки.

  1. Желтый – активность, стремление к общению.
  2. Коричневый – неуверенность, тревога.
  3. Красный- возбуждение, подвижность, импульсивность.
  4. Синий – спокойствие, удовлетворенность.
  5. Зеленый-уверенность, настойчивость.
  6. Белый – цвет лепестка на занятии определяют сами участники.

Результативность данной программы можно увидеть по итогам диагностики, которая проводится до начала тренинговых занятий и в конце реализации программы. Для диагностики используются следующие методики: опросник для родителей «Анализ семейных отношений» Э.Г.Эйдемиллера, для детей «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана, методика «Дом-дерево-человек» Дж. Бука, методика исследования самооценки «Лесенка».

В результате данной работы педагога-психолога с родителями взрослые учатся признавать за ребенком право на собственное мнение, на собственный выбор. Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Родители осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослых, приобретают навыки активного слушания, развивают умения разрешать конфликтные ситуации, безоценочно принимать собственного ребенка.

Предлагаю посмотреть структуру и ход одного из занятий программы

«МЫ И НАШИ ДЕТИ В ОБЩЕНИИ!»

Задачи: расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.

Условия проведения тренинга: занятие проводится в кабинете психолога, сопровождается тихой спокойной музыкой. Эта встреча с родителями проходит без детей. Длительность занятия 40-60 минут.

Оборудование: карандаши, бумага с солнышками, магнитофон с записью спокойной музыки, кукла с ленточками, шаблоны лепестков белого цвета, белые ленточки на каждого участника.

Ход занятия

Здравствуйте, я сегодня очень рада вас всех видеть вместе. Давайте сейчас все вместе возьмемся за руки и поприветствуем друг друга «Добрый день!»

Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая сила
Не оставим вдалеке
Мы друг друга! Нам под силу!

(Цель: создание группового единства)

Начать нашу сегодняшнюю встречу я хочу с упражнения «ИМЯ»

Цель: знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.

Каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя первой его буквой. Например, Женя – жизнерадостный, Лена – ласковая и т.д.

Сегодня наша встреча посвящена одной из важнейших тем. Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык, как сделать так, чтобы вы с ребенком понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.

И мне хочется сейчас задать вам такой вопрос:

- Как вы думаете ваш ребенок общительный? Расскажите о вашем ребенке и т.д.

Часто бывает, что ребенок растет и воспринимает мир не так, как этого хочется взрослому. Он другой человек, он личность, он индивидуальность. Он думает и чувствует совсем иначе. И необходимо принимать ребенка таким, какой он есть, со своими недостатками и достоинствами. Ведь вы любите его просто за то, что он с вами рядом.

Я хочу вам предложить следующее упражнение «В лучах солнца!»

Цель: адекватное оценочное принятие индивидуальности ребенка.

Я вам всем раздаю листочки с нарисованным на них солнцем. Солнце разделено на две половины. Одна половина – это те положительные качества и достоинства, которые вы уже можете наблюдать у вашего ребенка. А вторая половина солнца – это те качества, которые вы хотели бы видеть в своем ребенке. Приступайте!

Анализ (рефлексия по кругу).

Упражнение «Кукла». Посмотрите, у меня на коленях сидит кукла. Так же есть множество ленточек. Мы с вами сейчас попробуем проследить, как часто мы говорим ребенку: «Нельзя!». И представить на месте этой куклы своего ребенка.

(Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцами и т.д. В это время ведущий перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.) Посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы «связываем» наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций.

Сейчас я попрошу вас опять взять ручки и листочки. Следующее упражнение называется «АССОЦИАЦИИ».

Цель: принятие индивидуальности ребенка.

Все что от вас требуется, это – услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

Если вы и ваш ребенок цветы, то какие…
Если вы и ваш ребенок животные, то какие…
Если вы и ваш ребенок цвета, то какие…
Если вы и ваш ребенок настроение, то какое…
Если вы и ваш ребенок музыка, то какая…
Если ваш ребенок… и т.д.

Теперь давайте по очереди озвучим то, что мы себе представляли.

Сейчас возьмите, пожалуйста, белые лепестки и покрасьте их тем цветом, который ближе для вас по настроению на данный момент (участники выполняют и приклеивают лепестки на свои цветки).

Наша сегодняшняя встреча подходит к концу, и я хотела бы услышать от вас, что вам сегодня больше всего понравилось, с какими чувствами вы сегодня уйдете домой.

(Родители высказываются).

Мне хочется поблагодарить вас сегодня за работу, за плодотворную работу.

Давайте возьмемся все за руки и скажем друг другу «До новых встреч!»

Давайте встанем, возьмемся за руки и все вместе попрощаемся:

Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая сила
Не оставим вдалеке мы друг друга! Нам под силу!