Цели:
- Развивать навык правописания имен существительных в родительном падеже.
- Обобщить знания о существительных 1, 2 и 3-го склонения в дательном падеже.
- Учить пользоваться проверочным словом для определения окончаний существительных 1 и 2 склонения и определять безударные окончания по падежу и склонению существительных.
- Развивать речь детей, их память.
- Воспитывать аккуратность, умение сосредоточенно работать над выполнением заданий.
Оборудование:
- Карточки со словами “земля”, “стол”, “любовь”.
- Карточки для самостоятельной работы с текстом
- Схема для демонстрации на доске (Родительный падеж).
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Словарная работа, проверка домашнего задания.
Записать под диктовку словосочетания, определить склонение имен существительных.
- 2 скл. 1 скл.
календарь погоды - 2 скл. 1 скл.
берег речки
Открыть словари по закладкам, сделанным дома. Назвать автора и название словаря. Прочитать, что смогли узнать о словах календарь и берег из своих словарей.
- Введение в тему урока.
3 ученика у доски склоняют существительные, расставляя карточки со словами.
И.п. | что? | земля | стол | любовь |
Р.п. | чего? | земли | стола | любви |
Д.п. | чему? | земле | столу | любви |
В.п. | что? | землю | стол | любовь |
Т.п. | чем? | землей | столом | любовью |
П.п. | о чем? | о земле | о столе | о любви |
Класс работает с учителем над текстом.
Для чего изучаем окончания существительных?
- Над окончаниями в каком падеже мы вчера работали? (в родительном падеже)
- Вспомнить и назвать окончания существительных в родительном падеже.
1 | 2 | 3 | |
Р.п. | -и- | -а- | -и- |
-ы- | -я- |
Что нам поможет? (Схема-кластер)
- Возьмите карточки с текстом. Прочитайте вслух текст. Определите тип текста. (Повествовательный). Озаглавить текст. Записать заголовок. (Кратко назвать тему).
Рисунок клеста
ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ.
- Записать, вставив окончания существительных. Какие действия надо выполнить, чтобы правильно вставить окончания?
План действий: (Составляется карточками на доске). (См. рисунок )
- Падеж.
- Склонение.
- Окончание.
Повернуться друг к другу и проговорить план действий. Самостоятельно записать текст в тетради.
ЗИМОЙ В ЛЕСУ.
Берег лесной речк(...) покрыт легким снежком. Около кустик(...) ежевик(...) видны следы зверей. Вдруг с ел(...) упала шишка. Это клест прилетел к елк(и,е) на обед.
- Проверка работы.
Ребята называют падеж, склонение и окончание в словах. Учитель вставляет окончания на доске:
- берег речк(...)
- видны около кустик(...)
- около кустика ежевик(...)
- упала с ел(...)
- прилетел к елк (и,е)
-Какое слово вызвало затруднение? (к елке - Д.п., 1 скл.).
-Могли мы по схеме определить это окончание?
-Есть ли на доске подсказки? (Ребята склоняли проверочные слова, а безударные
окончания пишутся так же, как и под ударением).
-Окончания существительных в родительном падеже мы уже изучили.
-Вы догадались, над какими окончаниями должны теперь работать, чтобы они не
вызывали затруднений? (Д.п.).
-Какие слова и схемы Р.п. нам подойдут? (Оставить в схеме слова, которые
подходят к дательному падежу).
- Работа по теме урока:
- Составить схему, по которой будем работать, кластер.
Приложение № 1 (схема)
Что мы уже знаем?
Устно дополнить схему:
Вопросы: кому? чему?
Предлоги: к, по.
Роль в предложении: второстепенный член.
- Пронаблюдать за окончаниями в проверочных словах на доске.
Приложение № 2 (схема)
- Используя эту схему, выполнить с комментированием упр, 195, выделяя окончания существительных.
-В каком падеже надо поставить эти существительные? От чего будет зависеть окончание? (От склонения).
ФИЗМИНУТКА.
- Учитель читает слова, дети записывают только те, в которых существительные употреблены в дательном падеже:
- Помогал Светлане,
- вышел из трамвая,
- учебник по математике,
- подлетел к осине,
- снял куртку,
- стучал по крыше.
Выделить окончания, определить склонение.
Вывод: прочитать в учебнике на стр. 101.
- Чистописание
Соня Зине принесла бузину в корзине
-Найти слово в дательном падеже.
-Произнести скороговорку с ускорением.
- Домашнее задание: упражнение 194.
- Итог урока:
Какие окончания у существительных в дательном падеже? Прочитать по схеме на доске или в учебнике.