Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развивать навык правописания имен существительных в родительном падеже.
  • Обобщить знания о существительных 1, 2 и 3-го склонения в дательном падеже.
  • Учить пользоваться проверочным словом для определения окончаний существительных 1 и 2 склонения и определять безударные окончания по падежу и склонению существительных.
  • Развивать речь детей, их память.
  • Воспитывать аккуратность, умение сосредоточенно работать над выполнением заданий.

Оборудование:

  • Карточки со словами “земля”, “стол”, “любовь”.
  • Карточки для самостоятельной работы с текстом
  • Схема для демонстрации на доске (Родительный падеж).

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Словарная работа, проверка домашнего задания.

Записать под диктовку словосочетания, определить склонение имен существительных.

  • 2 скл. 1 скл.
    календарь погоды
  • 2 скл. 1 скл.
    берег речки

Открыть словари по закладкам, сделанным дома. Назвать автора и название словаря. Прочитать, что смогли узнать о словах календарь и берег из своих словарей.

  1. Введение в тему урока.

3 ученика у доски склоняют существительные, расставляя карточки со словами.

И.п. что? земля стол любовь
Р.п. чего? земли стола любви
Д.п. чему? земле столу любви
В.п. что? землю стол любовь
Т.п. чем? землей столом любовью
П.п. о чем? о земле о столе о любви

Класс работает с учителем над текстом.

Для чего изучаем окончания существительных?

  1. Над окончаниями в каком падеже мы вчера работали? (в родительном падеже)
  2. Вспомнить и назвать окончания существительных в родительном падеже.
  1 2 3
Р.п. -и- -а- -и-
  -ы- -я-  

Что нам поможет? (Схема-кластер)

  1. Возьмите карточки с текстом. Прочитайте вслух текст. Определите тип текста. (Повествовательный). Озаглавить текст. Записать заголовок. (Кратко назвать тему).

Рисунок клеста

ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ.

  • Записать, вставив окончания существительных. Какие действия надо выполнить, чтобы правильно вставить окончания?

План действий: (Составляется карточками на доске). (См. рисунок )

  • Падеж.
  • Склонение.
  • Окончание.

Повернуться друг к другу и проговорить план действий. Самостоятельно записать текст в тетради.

ЗИМОЙ В ЛЕСУ.

Берег лесной речк(...) покрыт легким снежком. Около кустик(...) ежевик(...) видны следы зверей. Вдруг с ел(...) упала шишка. Это клест прилетел к елк(и,е) на обед.

  1. Проверка работы.

Ребята называют падеж, склонение и окончание в словах. Учитель вставляет окончания на доске:

  • берег речк(...)
  • видны около кустик(...)
  • около кустика ежевик(...)
  • упала с ел(...)
  • прилетел к елк (и,е)

-Какое слово вызвало затруднение? (к елке - Д.п., 1 скл.).
-Могли мы по схеме определить это окончание?
-Есть ли на доске подсказки? (Ребята склоняли проверочные слова, а безударные окончания пишутся так же, как и под ударением).
-Окончания существительных в родительном падеже мы уже изучили.
-Вы догадались, над какими окончаниями должны теперь работать, чтобы они не вызывали затруднений? (Д.п.).
-Какие слова и схемы Р.п. нам подойдут? (Оставить в схеме слова, которые подходят к дательному падежу).

  1. Работа по теме урока:
  1. Составить схему, по которой будем работать, кластер.

Приложение № 1 (схема)

Что мы уже знаем?
Устно дополнить схему:
Вопросы: кому? чему?
Предлоги: к, по.
Роль в предложении: второстепенный член.

  1. Пронаблюдать за окончаниями в проверочных словах на доске.

Приложение № 2 (схема)

  1. Используя эту схему, выполнить с комментированием упр, 195, выделяя окончания существительных.

-В каком падеже надо поставить эти существительные? От чего будет зависеть окончание? (От склонения).

ФИЗМИНУТКА.

  1. Учитель читает слова, дети записывают только те, в которых существительные употреблены в дательном падеже:
  • Помогал Светлане,
  • вышел из трамвая,
  • учебник по математике,
  • подлетел к осине,
  • снял куртку,
  • стучал по крыше.

Выделить окончания, определить склонение.

Вывод: прочитать в учебнике на стр. 101.

  1. Чистописание

Соня Зине принесла бузину в корзине

-Найти слово в дательном падеже.
-Произнести скороговорку с ускорением.

  1. Домашнее задание: упражнение 194.
  2. Итог урока:

Какие окончания у существительных в дательном падеже? Прочитать по схеме на доске или в учебнике.