Цель: познакомить учащихся с признаками предложного падежа имен существительных
Задачи:
- Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже;
- Развивать орфографическую зоркость, связную речь, обогащать и активировать словарный запас;
- Воспитывать любовь к природе; повторить правила поведения в общественных местах.
Оборудование: опорные таблицы падежей с вопросами и предлогами, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент
Марш на месте не спеша
Как погода хороша!
Не боимся мы мороза
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам
Снега хватит вам и нам.
2. Сообщение темы и целей урока
(Слайд 1, см. Приложение)
– Повторить пройденные падежи, их вопросы и
предлоги.
– Познакомиться с предложным падежом, его
особенностями.
Запись числа и классной работы.
3. Актуализация знаний
1) Чистописание М М М м м м Ми Мя Мо ам им ям.
2) Тренировка памяти:
– Я продиктую три слова, а вы постарайтесь их запомнить и записать.
Зима, осина, береза
Шапка, пушистый, летит
Декабрь, мороз, коньки
Одежда, пальто, улица
3) Проверка
(Слайд 2)
– Назови только словарные слова.
– Какие слова мы можем проверить
4) Устно придумайте предложения с этими словами, используя как можно больше слов одновременно.
5) Синтаксический разбор предложения.
Запись: Пришла зима с морозами.
– Распространите предложения, придумав к существительным подходящие по смыслу прилагательные.
Пришла (холодная) зима с (трескучими) морозами.
– Найдите грамматическую основу предложения.
– Дайте характеристику предложения (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)
6) Отгадай загадку:
Гость гостил
Мост мостил
Без топора
Без клиньев. (Мороз.)
– Подберите родственные слова с корнем мороз.
Мороз, морозец, морозище, заморозки, изморозь, морозный, морозить.
– Разберите по составу слова заморозки, морозный.
– Я прочитаю предложение, а вы должны назвать слова, близкие по значению к слову мороз.
Синонимы:
- Подула зима холодом, шлет мороз за морозом.
- Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Антонимы: Противоположные слова: мороз– жара, зной.
– Когда так говорят: “Мороз по спине пробежал”.
– С морозами – делаем фонетический разбор.
Физкультминутка
Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес?
Слева елка в сугробе стоит
Справа березка на нас глядит.
Мы шагаем, мы шагаем
Ноги выше поднимаем
Дышим ровно глубоко…
7) Проверка усвоения изученных падежей
– Вы любите зимой играть, кататься, гулять… (Слайд 3)
Придумайте к глаголам существительные и поставьте к ним вопросы. Определи падеж существительного.
Гулять (?) по ___________ (Д.п.)
Играть (?) с ____________ (Т.п.)
Катать (?) у ____________ (Р.п.)
Лепить (?) _____________ (В.п.)
– О каком падеже мы не рассказывали? И.п.
– Расскажи об И.п.
4. Новая тема
(Слайд 4) – стихотворение
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне
Чтоб кататься при лунеЯ мечтаю о сережках
Я мечтаю о сапожках
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже….
О Предложном падеже!
Задание: Найди существительные, которые стоят в П.п. Какие вам встретились предлоги?
– Расскажи о падеже по плану:
- Почему падеж получил такое название?
- Вопросы падежа.
- Слово-помощник (думаю, говорю)
- Предлоги (о, об, в, во, на, при)
- Первичное закрепление.
5. Работа по учебнику
Упр. № 145 (по вариантам, самостоятельно, с проверкой).
– Рассказ о падежах:
В каждом языке свое количество падежей. В английском – 2, в немецком – 4, в венгерском – 22. а в одном из кавказских языков – табасаранском насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием.
6. Закрепление
(Загадки о елке и Снегурочке).
1) Просклоняйте слова:
- 1 в. – елка.
- 2 в.– снегурочка.
2) Диктант: Найди существительное и определи их падеж.
Солнце осветило поляну тусклым светом. Над поляной кружится хоровод снежинок. Елочки дремали. Снег осыпался с лохматых лап, а бездельник ветер сметал его с верхушек.
Проверка (Слайд 5)
3) Какой праздник приближается? (Новый год.)
Все вы пойдете на елку в школу, на работу к родителям. Вспомним правила поведения в общественных местах.
На улице, дома, в общественном месте
Будь вежлив со старшими, помни о чести,
В театре, в трамвае, в читальне, в кино,
Веди себя скромно, прилично, умно.
– Найди существительное в предложном падеже.
7. Обобщение
– О чем говорили на уроке?
– Что нового узнали?
8. Итог урока. Выставление оценок
9. Домашнее задание
Рисунок “Я мечтаю” (Слайд 5)
Придумай и напиши письмо Деду Морозу. Расскажи ему о своих мечтах. Для этого используй 10 слов в П.п. (можно больше). Если ты правильно составишь послание (письмо), то в новом году хотя бы одна твоя мечта наверняка сбудется!