Урок химии в 8-м классе по теме "Химические свойства воды"

Разделы: Химия


Тема урока: Химические свойства воды.

Цель урока:

1. Создать условия для:

- успешного усвоения основных вопросов темы;
- улучшения  эмоциональной сферы учебно-воспитательного процесса на уроке;
- развития у учащихся вербальных и  коммуникативных умений.

2. Помощь школьникам научиться делать переход от частного к общему и наоборот, составлять схемы и пользоваться ими.

3. Учить учащихся ставить перед собой задачи на урок, планировать свою работу, отслеживать результаты деятельности.

Оборудование: химические стаканы, ножницы, фильтровальная бумага, индикаторная бумага (фенолфталеиновая, универсальная), пробирки, спички.

Вещества: Вода (дистиллированная), натрий, железо, медь, оксиды кальция, фосфора (V), водный раствор оксида углерода (IV).

Ход урока

1 этап.Организационно-мотивационный

Задачи:

  1. Настроить учащихся на активную, плодотворную работу на уроке.
  2. Показать важность темы для дальнейшего изучения курса химии, а также практическую направленность данной темы.

Учитель: Ребята, мы с вами уже знаем: вода - важнейшее на Земле вещество. Она бесценна, т.к. очень многие процессы, протекающие в нас и вокруг нас, идут при  активном участии воды, в растворах. Давайте вспомним некоторые из них, разгадав кроссворд. (Приложение 1 на каждом столе.)

(Работают в парах, чья пара быстрее и без ошибок выполнит задание, тем «+» за работу.)

Учитель: Тема нашего урока «Химические свойства воды». Как вы думаете: как нам лучше организовать работу, чтобы разобраться в данной теме? Что делать?

(Дети предлагают свои варианты, учитель записывает на уголке доски, чтобы сохранить до конца урока, редактирует, выделяет наиболее значимые и соответствующие теме урока. Это и будет составленный детьми план урока.)

2 этап.Подготовка к изучению новой темы

Задача: Актуализация знаний, необходимых для изучения данной темы.

Форма организации  этапа  урока - фронтальный диалог:

  1. Какие вещества называются сложными?
  2. Какие классы сложных веществ вы знаете?
  3. Дать определение оксидов.
  4. Какие бывают оксиды?
  5. Дать определение кислот.
  6. Назовите формулы известных вам кислот.

Работа в парах

Из данных вам мини-тренажоров (Приложение 2) выбрать в отдельные группы: 1 - оксиды металлов, 2 - оксиды неметаллов, 3 - кислоты. (Можно консультироваться, пользоваться учебником, тетрадью.)

Учитель: Выпишите в тетрадь формулы, которые вы использовали. Что у них общего в строение молекул?

Вещества данной группы называются основания.

- Какое можно дать определение этому классу веществ?

- Итак, какие классы сложных веществ мы с вами вспомнили?

(Подводим итог выполненной работы. Учащиеся сами себя оценивают: насколько они проявили себя.)

3 этап.Изучение нового материала. Закрепление знаний

Задачи:

  1. Наглядно показать химические свойства воды (демонстрационный опыт, химический эксперимент).
  2. При изучении свойств воды помочь учащимся научиться объединять и обобщать их в схемы для удобства пользования.
  3. Сформировать умение пользоваться таблицей « Ряд активности металлов».
  4. Ввести понятие о гидроксидах.

Демонстрационный опыт

На столе учителя 4 химических стакана с водой. В них добавили (последовательно): Na; Сa; Fe; Cи, а также енолфталеиновый индикатор.

Задание ученикам

Пронаблюдать, какие изменения происходят. Пометить у себя в тетради.

Вопросы для беседы

1) Какие изменения произошли в первом и втором стаканах?
2) Как вы считаете, какой газ выделяется?

(Проверяем: поднесли зажженную лучинку – услышали хлопок. Газ - водород!)

3) Почему в первом и втором стаканах индикатор изменил цвет на малиновый? (Работа с таблицей окраски цветов индикаторов.)

4) Как записать уравнение реакций, протекающих в первых двух стаканах?

Na + 2 HOH = 2 NaOH + H2

Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2

(Учитель поясняет, как даются названия основаниям, как составляются формулы оснований по валентности.)

5) В чем важнейшее отличие первых двух реакций?  

(Обращаем с ребятами внимание на разную скорость реакций. Знакомимся с рядом активности металлов.)

6) Что наблюдали в третьем стакане?

- Газ. (Доказываем, что это водород.)
- Окраска индикатора не изменилась. (Основания нет!)

(Разбираем и записываем уравнение новой реакции, находим железо в ряду активности металлов и делаем вывод о взаимодействии с водой металлов средней активности.)

Fe + H2O = FeO + H2

7) Что вы заметили в четвертой пробирке?

- Ничего! Там реакции не произошла. Железо стоит в ряду активности  после водорода!

Учитель: Сделаем вывод о взаимодействии воды с металлами, составим опорную схему для лучшего запоминания.

 (Учащиеся предлагают возможные схемы, учитель анализирует их с учащимися  и в итоге получается  примерно такая. (Можно показать на слайде.))

Схема №1

 

Н2О

 

 

+ Me (активный) == Me(OH)n + Н2
+ Ме (средней активности) == МеО + Н2
+ Ме (неактивный) == (реакция не идёт!)

(Учащиеся оформляют в тетради, красиво их выделив для лучшего запоминания.)

Работа в парах

Для закрепления изученного, выполнить работу в парах, обсуждая результаты и помогая друг другу. Можно обратиться за помощью к учителю.

Задание

Написать возможные уравнения реакций металлов с водой: К, Ва, Ni, Hg, Al. (При необходимости – воспользуйтесь схемой №1.)

Лабораторный опыт

В колбе - СО2

В стакане СаО

 

Добавьте воду и универсальный индикатор.
Наблюдаем!

Вопросы для беседы

1) Что наблюдаем?
2) Какой вывод можно сделать?
3) Как написать соответствующее уравнение? (обсуждают и работают в парах, затем оформляют запись  в тетради и на доске)
4) Вывод фиксируем в виде схемы:

Н2О

 

+ НеМеО == КИСЛОТА

+ МеО == ОСНОВАНИЕ

Условие: Получение кислоты и основания должны быть растворимы!

Работа в парах

Задание

Дописать возможные уравнения реакций (разного уровня сложности):

 

ВаО + Н2О =
NаО + Н2О =

Н2О + SO2 =
Н2О + SO3 =

       

 

AlO3 + Н2О =

Н2О + N2O5 =

       

 

Упр. 4, стр. 136

 

4 этап. Оценочно-рефлексивный

Учитель: В начале урока мы с вами запланировали работу на урок. Давайте сравним с нашим планом и посмотрим, как мы с ним справились.

(Сверяются с планом, написанным в начале урока, что уже изучено, а над чем предстоит работать на следующих уроках.)

Домашнее задание

  1. Записи в тетради (опорные схемы).
  2. П. -7.7 (учебник).
  3. Упр.1, стр. 136.
  4. Упр.4, стр. 236 (по желанию).

Рефлексия

 (Ответить коротко в тетрадях.)

  1. Что тебе на уроке было интересно?
  2. Что не понятно?
  3. На что обратить внимание учителю на следующем уроке?
  4. Как ты оценишь свою работу на уроке?

Мы с вами хорошо потрудились! Спасибо за урок!