Тема урока: Химические свойства воды.
Цель урока:
1. Создать условия для:
- успешного усвоения основных вопросов темы;
- улучшения эмоциональной сферы учебно-воспитательного процесса на уроке;
- развития у учащихся вербальных и коммуникативных умений.
2. Помощь школьникам научиться делать переход от частного к общему и наоборот, составлять схемы и пользоваться ими.
3. Учить учащихся ставить перед собой задачи на урок, планировать свою работу, отслеживать результаты деятельности.
Оборудование: химические стаканы, ножницы, фильтровальная бумага, индикаторная бумага (фенолфталеиновая, универсальная), пробирки, спички.
Вещества: Вода (дистиллированная), натрий, железо, медь, оксиды кальция, фосфора (V), водный раствор оксида углерода (IV).
Ход урока
1 этап.Организационно-мотивационный
Задачи:
- Настроить учащихся на активную, плодотворную работу на уроке.
- Показать важность темы для дальнейшего изучения курса химии, а также практическую направленность данной темы.
Учитель: Ребята, мы с вами уже знаем: вода - важнейшее на Земле вещество. Она бесценна, т.к. очень многие процессы, протекающие в нас и вокруг нас, идут при активном участии воды, в растворах. Давайте вспомним некоторые из них, разгадав кроссворд. (Приложение 1 на каждом столе.)
(Работают в парах, чья пара быстрее и без ошибок выполнит задание, тем «+» за работу.)
Учитель: Тема нашего урока «Химические свойства воды». Как вы думаете: как нам лучше организовать работу, чтобы разобраться в данной теме? Что делать?
(Дети предлагают свои варианты, учитель записывает на уголке доски, чтобы сохранить до конца урока, редактирует, выделяет наиболее значимые и соответствующие теме урока. Это и будет составленный детьми план урока.)
2 этап.Подготовка к изучению новой темы
Задача: Актуализация знаний, необходимых для изучения данной темы.
Форма организации этапа урока - фронтальный диалог:
- Какие вещества называются сложными?
- Какие классы сложных веществ вы знаете?
- Дать определение оксидов.
- Какие бывают оксиды?
- Дать определение кислот.
- Назовите формулы известных вам кислот.
Работа в парах
Из данных вам мини-тренажоров (Приложение 2) выбрать в отдельные группы: 1 - оксиды металлов, 2 - оксиды неметаллов, 3 - кислоты. (Можно консультироваться, пользоваться учебником, тетрадью.)
Учитель: Выпишите в тетрадь формулы, которые вы использовали. Что у них общего в строение молекул?
Вещества данной группы называются основания.
- Какое можно дать определение этому классу веществ?
- Итак, какие классы сложных веществ мы с вами вспомнили?
(Подводим итог выполненной работы. Учащиеся сами себя оценивают: насколько они проявили себя.)
3 этап.Изучение нового материала. Закрепление знаний
Задачи:
- Наглядно показать химические свойства воды (демонстрационный опыт, химический эксперимент).
- При изучении свойств воды помочь учащимся научиться объединять и обобщать их в схемы для удобства пользования.
- Сформировать умение пользоваться таблицей « Ряд активности металлов».
- Ввести понятие о гидроксидах.
Демонстрационный опыт
На столе учителя 4 химических стакана с водой. В них добавили (последовательно): Na; Сa; Fe; Cи, а также енолфталеиновый индикатор.
Задание ученикам
Пронаблюдать, какие изменения происходят. Пометить у себя в тетради.
Вопросы для беседы
1) Какие изменения произошли в первом и втором стаканах?
2) Как вы считаете, какой газ выделяется?
(Проверяем: поднесли зажженную лучинку – услышали хлопок. Газ - водород!)
3) Почему в первом и втором стаканах индикатор изменил цвет на малиновый? (Работа с таблицей окраски цветов индикаторов.)
4) Как записать уравнение реакций, протекающих в первых двух стаканах?
Na + 2 HOH = 2 NaOH + H2
Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2
(Учитель поясняет, как даются названия основаниям, как составляются формулы оснований по валентности.)
5) В чем важнейшее отличие первых двух реакций?
(Обращаем с ребятами внимание на разную скорость реакций. Знакомимся с рядом активности металлов.)
6) Что наблюдали в третьем стакане?
- Газ. (Доказываем, что это водород.)
- Окраска индикатора не изменилась. (Основания нет!)
(Разбираем и записываем уравнение новой реакции, находим железо в ряду активности металлов и делаем вывод о взаимодействии с водой металлов средней активности.)
Fe + H2O = FeO + H2
7) Что вы заметили в четвертой пробирке?
- Ничего! Там реакции не произошла. Железо стоит в ряду активности после водорода!
Учитель: Сделаем вывод о взаимодействии воды с металлами, составим опорную схему для лучшего запоминания.
(Учащиеся предлагают возможные схемы, учитель анализирует их с учащимися и в итоге получается примерно такая. (Можно показать на слайде.))
Схема №1
Н2О
|
+ Me (активный) == Me(OH)n + Н2 |
(Учащиеся оформляют в тетради, красиво их выделив для лучшего запоминания.)
Работа в парах
Для закрепления изученного, выполнить работу в парах, обсуждая результаты и помогая друг другу. Можно обратиться за помощью к учителю.
Задание
Написать возможные уравнения реакций металлов с водой: К, Ва, Ni, Hg, Al. (При необходимости – воспользуйтесь схемой №1.)
Лабораторный опыт
В колбе - СО2 В стакане СаО |
Добавьте воду и универсальный индикатор. |
Вопросы для беседы
1) Что наблюдаем?
2) Какой вывод можно сделать?
3) Как написать соответствующее уравнение? (обсуждают и работают в парах, затем оформляют запись в тетради и на доске)
4) Вывод фиксируем в виде схемы:
Н2О |
+ НеМеО == КИСЛОТА + МеО == ОСНОВАНИЕ |
Условие: Получение кислоты и основания должны быть растворимы!
Работа в парах
Задание
Дописать возможные уравнения реакций (разного уровня сложности):
ВаО + Н2О = |
Н2О + SO2 = |
||
AlO3 + Н2О = |
Н2О + N2O5 = |
||
Упр. 4, стр. 136 |
|
4 этап. Оценочно-рефлексивный
Учитель: В начале урока мы с вами запланировали работу на урок. Давайте сравним с нашим планом и посмотрим, как мы с ним справились.
(Сверяются с планом, написанным в начале урока, что уже изучено, а над чем предстоит работать на следующих уроках.)
Домашнее задание
- Записи в тетради (опорные схемы).
- П. -7.7 (учебник).
- Упр.1, стр. 136.
- Упр.4, стр. 236 (по желанию).
Рефлексия
(Ответить коротко в тетрадях.)
- Что тебе на уроке было интересно?
- Что не понятно?
- На что обратить внимание учителю на следующем уроке?
- Как ты оценишь свою работу на уроке?
Мы с вами хорошо потрудились! Спасибо за урок!