Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Цели урока.
Учебные:
- Повторение и обобщение знания учащихся по темам: "Информация и ее измерения"; "Системы счисления"; "Архитектура ЭВМ"; ТР Word; ГР Paint.
- Выработка умения систематизировать информацию в рамках как одной, так и нескольких дисциплин.
Развивающие:
- Развитие аналитических навыков работы с информацией.
- Развитие навыков самостоятельной работы на ПК.
- Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков учащихся и интереса к предмету.
Воспитательные:
- Воспитание целостного восприятия окружающего мира и культуры работы на ПК.
- Нацеливание на выбор будущей профессии
- Программное обеспечение.
Оборудование:
- Презентация к уроку, выполненная в программе PowerPoint, в которой использованы репродукции художников Пабло Пикассо, Жоржа Брака, иллюстрации "граффити", Англии, старинных русских мер измерений, создана зрительная релаксация.
- ГР Paint
- ТР Word
- Файлы "Профессии" и "Программное обеспечение (ПО)", созданные в ТР Word
- Индивидуальные карточки с заданиями по теме "Измерение информации"
- Печатный материал "ПО"
- http://www.klyaksa.net/test_online/
- http://writers.org.ua/graffiti/main.php
- http://www.wm-painting.ru/pictures/p17_sectionid/59
№ | Этапы урока | Регламент | Задачи этапа урока |
I | Организационный момент | 1 мин | Настроить на успешную работу. Познакомить с целями урока. |
II | Вводная часть | 2 мин | Сформировать мотивацию к восприятию
материала урока. Развивать познавательный интерес. Формировать коммуникативные навыки. |
III | Разминка | 5 мин | Повторить тему "Информация" |
IV | Систематизация знаний учащихся по теме "Программное обеспечение" (практическая работа на ПК) | 6 мин | Систематизировать знания учащихся по
теме. Проконтролировать уровень усвоения практических умений учащихся по теме "Информационные технологии. Текстовый редактор. Редактирование и форматирование документов" Нацелить на выбор будущей профессии. |
V | Обобщение знаний по теме "Системы счисления" | 6 мин | Обобщить и систематизировать знания
учащихся. Развивать навыков критического мышления. |
VI | Зрительная релаксация | 2 мин | Обучить методам релаксации. Подготовить учащихся к перемене вида деятельности. |
VII | Самостоятельная работа учащихся. Творческое задание "Я художник" (практическая работа на ПК) |
10 мин | Познакомить учащихся с новыми
модернистками течениями "Граффити" и
"Кубизм". Совершенствовать навыки самостоятельной работы в графическом редакторе. Развивать творческие способности, художественный вкус и эстетику. |
VIII | Контроль знаний учащихся (тестирование) | 5 мин | Проконтролировать знания учащихся по всем темам повторения. |
IX | Задание на дом | 1 мин | Закрепить полученные знания. Развивать творческие способности учащихся. |
X | Подведение итогов урока | 2 мин | Рефлексия. Совершенствовать владение методами анализа проделанной работы. |
Ход урока
I. Организационный момент
Деятельность учителя: настрой на успешную работу. Познакомить с целями урока. (Слайды 1 - 4)
II. Вводная часть
Деятельность учителя: организация работы с классом по формированию коммуникативных навыков. (Слайд 5)
Мне хотелось бы зачитать вам одну цитату (Майкл Крайтон, роман "Стрела времени"):
"Спросите себя... - каков преобладающий способ восприятия в конце двадцатого столетия? Какими люди видят вещи, и какими они ожидают их увидеть?"
- Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос?
Майкл Крайтон дает следующий ответ: "В любой сфере деятельности, от бизнеса до политики, от маркетинга до образования, преобладает восприятие через развлечение.
...Сегодня каждый ожидает, что его будут развлекать, причем будут развлекать постоянно.
: Нужно удивлять - всех нужно удивлять, или же они отвернутся; отвернутся от марки товара, от канала телевидения, от партии ".
- Согласны ли вы с этим утверждением?
Вот нам сегодня и предстоит выяснить, действительно ли такая веселая и развлекательная наука - информатика и как она связана с жизнью.
III. Разминка (Слайд 6)
Деятельность учителя: организация повторения.
Фронтальный опрос
- Что такое информация?
- Какие единицы измерения информации вам известны?
- Назовите формулу измерения количества информации?
- Назовите действия, которые мы совершаем с информацией?
- Что такое информационные процессы?
- Для чего служит компьютер?
Индивидуальная работа по карточкам по теме "Измерение информации" (3 чел) (Приложение 1)
Карточка № 1.
Сообщение о том, что ваш друг приезжает к вам в гости в 7 вагоне несет 4 бита информации. Сколько вагонов в поезде?
Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Сообщение занимает 5 страниц текста. Каждая страница содержит 45 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержит это сообщение?
Карточка № 2.
При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 8 бит информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?
Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 61440 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было составлено это сообщение?
Карточка № 3.
В рулетке общее количество лунок равно 32. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщении об остановке шарика в одной из лунок?
Сколько килобайтов составляет сообщение, содержащее 98304 битов?
IV. Систематизация знаний учащихся по теме "Программное обеспечение" (практическая работа на ПК) (Слайды 7-10)
Деятельность учителя: организация практической работы по выполнению задания в ТР.
Задание 1. (Слайды 7, 8) ТР Word. Файл Профессии (Приложение 2)
Люди, каких профессий получают деньги за создание, хранение, передачу или обработку информации (подчеркните): металлург, редактор, доярка, учитель, фотограф, переводчик, шофер, слесарь, композитор, плотник, фотомодель, бухгалтер, парикмахер, программист, дизайнер, архитектор, художник, телеведущий, дворник, сценарист, поэт, библиотекарь, продавец - консультант, машинист, пастух.
Обратите внимание на то, какие профессии остались не подчеркнутыми.
Задание 2. (Слайды 9, 10) Файл Профессии (Приложение 2) Печатная продукция "ПО"
Уберите лишнее:
- Текстовый редактор, графический редактор, транслятор, переводчик.
- Архиватор, текстовый редактор, программа обслуживания дисков, антивирусная программа.
- Транслятор, настольная издательская система, отладчик, интегрированная среда разработки приложений.
- Запишите, к каким видам программного обеспечения относятся оставшиеся программы, используя информацию на распечатанных листах "ПО"
- Контроль правильности исполнения через проектор (Слайды 8 и 10).
- Самоконтроль через листы помощи "Программное обеспечение" (Приложение 3)
V. Обобщение знаний по теме "Системы счисления" (Слайды 11 - 13)
Деятельность учителя: организация работы учащихся по формированию навыков критического мышления.
Задание 3. Фронтальный опрос.
- Как изменился бы счет, если бы у людей на руках было не по 5 пальцев, а по 4?
- Какая самая большая СС применяется нами в быту?
- Какая самая маленькая СС применяется нами в быту?
- Назовите, какие еще СС мы постоянно используем в повседневной жизни. Что мы ими считаем?
- В каких еще странах до сих пор действует 12-ричная СС.
- Почему именно СС2 выбрана в качестве основной в представлении числовой информации в компьютере?
Обобщение: раньше на Руси существовала 12-ричная СС, отголоски которой до сих пор используются нами в жизни. Где до сих пор используется СС12?
VI. Зрительная релаксация (Слайд 14)
Деятельность учителя: организация обучения методам релаксации.
Упражнения для зрительной релаксации
- Посмотрите на экран. Понаблюдайте за точкой на экране, то, приближая, то, удаляя взгляд.
- Исходное положение (ИП) - сидя. Откинувшись на спинку стула - глубокий вдох, наклонившись вперёд - выдох.
- ИП - сидя, откинувшись на спинку спула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
- ИП - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо - посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево - посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в ИП.
- ИП - сидя, подняв глаза вверх. Сделать ими круговые движения сначала по часовой стрелке, а затем - против.
- Каждое упражнение выполнять по 5 - 6 раз.
- ИП - сидя, закрыв веки. В течение 10 секунд массировать их кончиками пальцев.
Удобно сесть, закрыть глаза, руки на коленях, одновременно расслабляя тело (плечи, руки и т. д.) - поза кучера. Посидеть несколько секунд
VII. Самостоятельная работа учащихся. Творческое задание "Я художник" (практическая работа на ПК) (Слайды 15 - 17)
Деятельность учителя: организация творческой самостоятельной работы в ГР.
Художник В.И. Суриков так высказался о картинах Пикассо: "Вовсе это не так страшно. Настоящий художник должен именно так всякую композицию начинать: прямыми углами и общими массами. А Пикассо только на этом остановиться хочет, чтобы сильнее сила выражения была".
Опережающее домашнее индивидуальное задание учащихся (2 ученика):
В Интернете найти информацию о таких модернистских течениях в графике, как Кубизм и Граффити, их представителях и с помощью каких инструментов создаются картины в этих течениях.
Учащиеся представляют найденную информацию.
Групповая работа в ГР Paint.
По жребию учащиеся выбирают тему. В предложенных вариантах есть и свободная тема (Приложение 4).
Задание 4.
1 группе. Используя инструменты "линия", "прямоугольник", "эллипс" и "заливка", создайте свое художественное произведение в стиле "кубизм".
Темы работ в стиле "Кубизм"
- натюрморт
- автопортрет
- спорт
- геометрия
- улица
- свободная тема
Примеры работ можно посмотреть на сайте: http://www.wm-painting.ru/pictures/p17_sectionid/59
2 группе. Используя инструмент "распылитель" и выбирая разные формы и цвет пятна, создайте свое произведение в стиле "граффити".
Темы работ в стиле "Граффити"
- герои мультфильмов
- надписи
- животный мир
- ковровые узоры (арабески)
- фантазии
- свободная тема
Примеры работ можно посмотреть на сайте: http://writers.org.ua/graffiti/main.php
VIII. Контроль знаний учащихся (тестирование) (Слайд 18 -19)
Деятельность учителя: организация контроля знаний учащихся в виде компьютерного тестирования в режиме on-line
Задание 5. Выполнить тестовые задания в режиме on-line: http://www.klyaksa.net/test_online/">http://www.klyaksa.net/test_online/
или (если выход в Интернет не возможен) Тестовая программа/ TEST-ZNAN/test.exe/ тема "Компьютер" (Приложение 8) или Тест, созданный в MS Excel/Тестирование 10 кл. (Приложение 5).
IX. Задание на дом (Слайд 20)
Деятельность учителя: объяснение домашнего задания.
Выберите то задание, которое вам больше понравится:
- Нарисуйте рисунок в стиле "граффити". Если дома есть компьютер, то на компьютере.
- Узнайте подробнее о модернистских течениях графики в Интернете.
- Придумайте текст письма министру образования с аргументацией за увеличение числа часов уроков информатики. Предложите, за счет, каких уроков можно провести такое изменение расписания. Если дома есть компьютер, то напечатайте письмо
- Придумайте задачу на тему "Измерение информации".
X. Подведение итогов урока (Слайд 21)
Деятельность учителя: организация диалога с учащимися по подведению итогов проведенного урока.
- Фронтальный опрос.
- Насколько широко информатика и информационные технологии вклинивается в нашу жизнь? В какие области?
- Задумались ли вы хоть немного о своей будущей профессии? Будет ли она связана с информационными технологиями?
- Выставление оценок с комментариями.