Урок повторения в 10-м классе по информатике. Тема: "Информатика и окружающий мир"

Разделы: Информатика


Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Цели урока.

Учебные:

  • Повторение и обобщение знания учащихся по темам: "Информация и ее измерения"; "Системы счисления"; "Архитектура ЭВМ"; ТР Word; ГР Paint.
  • Выработка умения систематизировать информацию в рамках как одной, так и нескольких дисциплин.

Развивающие:

  • Развитие аналитических навыков работы с информацией.
  • Развитие навыков самостоятельной работы на ПК.
  • Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков учащихся и интереса к предмету.

Воспитательные:

  • Воспитание целостного восприятия окружающего мира и культуры работы на ПК.
  • Нацеливание на выбор будущей профессии
  • Программное обеспечение.

Оборудование:

  • Презентация к уроку, выполненная в программе PowerPoint, в которой использованы репродукции художников Пабло Пикассо, Жоржа Брака, иллюстрации "граффити", Англии, старинных русских мер измерений, создана зрительная релаксация.
  • ГР Paint
  • ТР Word
  • Файлы "Профессии" и "Программное обеспечение (ПО)", созданные в ТР Word
  • Индивидуальные карточки с заданиями по теме "Измерение информации"
  • Печатный материал "ПО"
  • http://www.klyaksa.net/test_online/
  • http://writers.org.ua/graffiti/main.php
  • http://www.wm-painting.ru/pictures/p17_sectionid/59
Этапы урока Регламент Задачи этапа урока
I Организационный момент 1 мин Настроить на успешную работу.

Познакомить с целями урока.

II Вводная часть 2 мин Сформировать мотивацию к восприятию материала урока.

Развивать познавательный интерес.

Формировать коммуникативные навыки.

III Разминка 5 мин Повторить тему "Информация"
IV Систематизация знаний учащихся по теме "Программное обеспечение" (практическая работа на ПК) 6 мин Систематизировать знания учащихся по теме.

Проконтролировать уровень усвоения практических умений учащихся по теме "Информационные технологии. Текстовый редактор. Редактирование и форматирование документов"

Нацелить на выбор будущей профессии.

V Обобщение знаний по теме "Системы счисления" 6 мин Обобщить и систематизировать знания учащихся.

Развивать навыков критического мышления.

VI Зрительная релаксация 2 мин Обучить методам релаксации.

Подготовить учащихся к перемене вида деятельности.

VII Самостоятельная работа учащихся.

Творческое задание "Я художник" (практическая работа на ПК)

10 мин Познакомить учащихся с новыми модернистками течениями "Граффити" и "Кубизм".

Совершенствовать навыки самостоятельной работы в графическом редакторе.

Развивать творческие способности, художественный вкус и эстетику.

VIII Контроль знаний учащихся (тестирование) 5 мин Проконтролировать знания учащихся по всем темам повторения.
IX Задание на дом 1 мин Закрепить полученные знания.

Развивать творческие способности учащихся.

X Подведение итогов урока 2 мин Рефлексия.

Совершенствовать владение методами анализа проделанной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

Презентация.

Деятельность учителя: настрой на успешную работу. Познакомить с целями урока. (Слайды 1 - 4)

II. Вводная часть

Деятельность учителя: организация работы с классом по формированию коммуникативных навыков. (Слайд 5)

Мне хотелось бы зачитать вам одну цитату (Майкл Крайтон, роман "Стрела времени"):

"Спросите себя... - каков преобладающий способ восприятия в конце двадцатого столетия? Какими люди видят вещи, и какими они ожидают их увидеть?"

- Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос?

Майкл Крайтон дает следующий ответ: "В любой сфере деятельности, от бизнеса до политики, от маркетинга до образования, преобладает восприятие через развлечение.

...Сегодня каждый ожидает, что его будут развлекать, причем будут развлекать постоянно.

: Нужно удивлять - всех нужно удивлять, или же они отвернутся; отвернутся от марки товара, от канала телевидения, от партии ".

- Согласны ли вы с этим утверждением?

Вот нам сегодня и предстоит выяснить, действительно ли такая веселая и развлекательная наука - информатика и как она связана с жизнью.

III. Разминка (Слайд 6)

Деятельность учителя: организация повторения.

Фронтальный опрос

  1. Что такое информация?
  2. Какие единицы измерения информации вам известны?
  3. Назовите формулу измерения количества информации?
  4. Назовите действия, которые мы совершаем с информацией?
  5. Что такое информационные процессы?
  6. Для чего служит компьютер?

Индивидуальная работа по карточкам по теме "Измерение информации" (3 чел) (Приложение 1)

Карточка № 1.

Сообщение о том, что ваш друг приезжает к вам в гости в 7 вагоне несет 4 бита информации. Сколько вагонов в поезде?

Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Сообщение занимает 5 страниц текста. Каждая страница содержит 45 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержит это сообщение?

Карточка № 2.

При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 8 бит информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?

Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 61440 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было составлено это сообщение?

Карточка № 3.

В рулетке общее количество лунок равно 32. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщении об остановке шарика в одной из лунок?

Сколько килобайтов составляет сообщение, содержащее 98304 битов?

IV. Систематизация знаний учащихся по теме "Программное обеспечение" (практическая работа на ПК) (Слайды 7-10)

Деятельность учителя: организация практической работы по выполнению задания в ТР.

Задание 1. (Слайды 7, 8) ТР Word. Файл Профессии (Приложение 2)

Люди, каких профессий получают деньги за создание, хранение, передачу или обработку информации (подчеркните): металлург, редактор, доярка, учитель, фотограф, переводчик, шофер, слесарь, композитор, плотник, фотомодель, бухгалтер, парикмахер, программист, дизайнер, архитектор, художник, телеведущий, дворник, сценарист, поэт, библиотекарь, продавец - консультант, машинист, пастух.

Обратите внимание на то, какие профессии остались не подчеркнутыми.

Задание 2. (Слайды 9, 10) Файл Профессии (Приложение 2) Печатная продукция "ПО"

Уберите лишнее:

  • Текстовый редактор, графический редактор, транслятор, переводчик.
  • Архиватор, текстовый редактор, программа обслуживания дисков, антивирусная программа.
  • Транслятор, настольная издательская система, отладчик, интегрированная среда разработки приложений.
  • Запишите, к каким видам программного обеспечения относятся оставшиеся программы, используя информацию на распечатанных листах "ПО"
  • Контроль правильности исполнения через проектор (Слайды 8 и 10).
  • Самоконтроль через листы помощи "Программное обеспечение" (Приложение 3)

V. Обобщение знаний по теме "Системы счисления" (Слайды 11 - 13)

Деятельность учителя: организация работы учащихся по формированию навыков критического мышления.

Задание 3. Фронтальный опрос.

  1. Как изменился бы счет, если бы у людей на руках было не по 5 пальцев, а по 4?
  2. Какая самая большая СС применяется нами в быту?
  3. Какая самая маленькая СС применяется нами в быту?
  4. Назовите, какие еще СС мы постоянно используем в повседневной жизни. Что мы ими считаем?
  5. В каких еще странах до сих пор действует 12-ричная СС.
  6. Почему именно СС2 выбрана в качестве основной в представлении числовой информации в компьютере?

Обобщение: раньше на Руси существовала 12-ричная СС, отголоски которой до сих пор используются нами в жизни. Где до сих пор используется СС12?

VI. Зрительная релаксация (Слайд 14)

Деятельность учителя: организация обучения методам релаксации.

Упражнения для зрительной релаксации

  • Посмотрите на экран. Понаблюдайте за точкой на экране, то, приближая, то, удаляя взгляд.
  • Исходное положение (ИП) - сидя. Откинувшись на спинку стула - глубокий вдох, наклонившись вперёд - выдох.
  • ИП - сидя, откинувшись на спинку спула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
  • ИП - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо - посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево - посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в ИП.
  • ИП - сидя, подняв глаза вверх. Сделать ими круговые движения сначала по часовой стрелке, а затем - против.
  • Каждое упражнение выполнять по 5 - 6 раз.
  • ИП - сидя, закрыв веки. В течение 10 секунд массировать их кончиками пальцев.

Удобно сесть, закрыть глаза, руки на коленях, одновременно расслабляя тело (плечи, руки и т. д.) - поза кучера. Посидеть несколько секунд

VII. Самостоятельная работа учащихся. Творческое задание "Я художник" (практическая работа на ПК) (Слайды 15 - 17)

Деятельность учителя: организация творческой самостоятельной работы в ГР.

Художник В.И. Суриков так высказался о картинах Пикассо: "Вовсе это не так страшно. Настоящий художник должен именно так всякую композицию начинать: прямыми углами и общими массами. А Пикассо только на этом остановиться хочет, чтобы сильнее сила выражения была".

Опережающее домашнее индивидуальное задание учащихся (2 ученика):

В Интернете найти информацию о таких модернистских течениях в графике, как Кубизм и Граффити, их представителях и с помощью каких инструментов создаются картины в этих течениях.

Учащиеся представляют найденную информацию.

Групповая работа в ГР Paint.

По жребию учащиеся выбирают тему. В предложенных вариантах есть и свободная тема (Приложение 4).

Задание 4.

1 группе. Используя инструменты "линия", "прямоугольник", "эллипс" и "заливка", создайте свое художественное произведение в стиле "кубизм".

Темы работ в стиле "Кубизм"

  • натюрморт
  • автопортрет
  • спорт
  • геометрия
  • улица
  • свободная тема

Примеры работ можно посмотреть на сайте: http://www.wm-painting.ru/pictures/p17_sectionid/59

2 группе. Используя инструмент "распылитель" и выбирая разные формы и цвет пятна, создайте свое произведение в стиле "граффити".

Темы работ в стиле "Граффити"

  • герои мультфильмов
  • надписи
  • животный мир
  • ковровые узоры (арабески)
  • фантазии
  • свободная тема

Примеры работ можно посмотреть на сайте: http://writers.org.ua/graffiti/main.php

VIII. Контроль знаний учащихся (тестирование) (Слайд 18 -19)

Деятельность учителя: организация контроля знаний учащихся в виде компьютерного тестирования в режиме on-line

Задание 5. Выполнить тестовые задания в режиме on-line: http://www.klyaksa.net/test_online/">http://www.klyaksa.net/test_online/

или (если выход в Интернет не возможен) Тестовая программа/ TEST-ZNAN/test.exe/ тема "Компьютер" (Приложение 8) или Тест, созданный в MS Excel/Тестирование 10 кл. (Приложение 5).

IX. Задание на дом (Слайд 20)

Деятельность учителя: объяснение домашнего задания.

Выберите то задание, которое вам больше понравится:

  1. Нарисуйте рисунок в стиле "граффити". Если дома есть компьютер, то на компьютере.
  2. Узнайте подробнее о модернистских течениях графики в Интернете.
  3. Придумайте текст письма министру образования с аргументацией за увеличение числа часов уроков информатики. Предложите, за счет, каких уроков можно провести такое изменение расписания. Если дома есть компьютер, то напечатайте письмо
  4. Придумайте задачу на тему "Измерение информации".

X. Подведение итогов урока (Слайд 21)

Деятельность учителя: организация диалога с учащимися по подведению итогов проведенного урока.

  • Фронтальный опрос.
  • Насколько широко информатика и информационные технологии вклинивается в нашу жизнь? В какие области?
  • Задумались ли вы хоть немного о своей будущей профессии? Будет ли она связана с информационными технологиями?
  • Выставление оценок с комментариями.

Приложение 7.

Приложение 9.