Система внеклассной работы по иностранному языку представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.
Она целенаправленно формирует коммуникативные умения и навыки , расширяет кругозор детей, воспитывает эстетическое отношение к литературе страны изучаемого языка и к самому языку, развивает сценические способности, потребность в общении.
Поэтому главной целью нашей деятельности являются:
- Расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
- Стимуляция интереса учащихся к изучению предмета;
- Всестороннее развитие личности;
В подготовке каждого запланированного мероприятия мы соблюдаем ряд этапов, обеспечивающих его организационную чёткость:
- Обсуждаем с учащимися и администрацией школы характер и содержание мероприятия, время и место его проведения.
- Подбираем необходимый материал, составляем сценарий и распределяем среди учащихся роли.
- Назначаем ответственных за музыкальное и художественное оформление.
- Пишем объявление и программу.
- Утверждаем состав жюри и условия проведения конкурсов и игр.
- Организуем работу над материалами сценария.
В основе функционирования системы нашей внеклассной работы лежат ряд принципов, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.
Первым принципом является принцип связи с жизнью. Реализм этого принципа позволяет нам обеспечить тесную связь с условиями жизни и деятельности ребёнка.
Вторым принципом является принцип коммуникативной активности. Реализуя данный принцип, мы, прежде всего, учитываем возрастные особенности учащихся.
Третьим принципом является принцип учёта уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка.
Соблюдение преемственности означает учёт и максимальное использование тех возможностей, которые созданы на предшествующем этапе обучения иностранному языку, планирование проведения внеклассных мероприятий на основе программных тем вслед за их изучением, наблюдение за речевой деятельностью на уроке и во внеурочное время и её коррекция.
Во внеклассной работе имеются реальные возможности компенсации недостатков содержательной стороны уроков.
Например, по теме «Страна изучаемого языка», мы проводим интеллектуальные игры, где включены вопросы, связанные с историей, культурой, политикой той или иной страны.
При изучении темы «American writers» мы драматизируем отрывки из произведений известных авторов М.Твена и Д.Лондона. По теме «An American school», учащиеся творческой группы проводят обзорную экскурсию по нашей школе, рассказывают об истории, учителях-ветеранах, выпускниках, школы и в итоге проводим ролевую игру по теме «American, English and Russian schools», в ходе которой «делегации» из каждой страны рассказывают о своей системе образования.
Следующим принципом являются принцип сочетания коллективных групповых и индивидуальных форм работ.
Наиболее популярным в нашей школе являются групповые формы. Группы, сплочённые общностью интересов и взаимными симпатиями готовят оформление, концертные номера, выпускают стенгазеты, участвуют в подборе материалов, разучивают стихи, песни, инсценировки.
Объединенные в команды, они участвуют в соревновательных играх, конкурсах, КВНах. В старших классах группы из 2-3 учащихся готовят программы, посвящённые любимому певцу или музыкальной группе, представляют «делегацию» какой-либо страны, проводят заочные путешествия по странам и т.д.
Что мы подразумеваем, когда говорим об индивидуальных формах работы?
Прежде всего, выявление «таланта»-умение петь, играть на музыкальном инструменте, выразительно читать, выполнять художественные переводы стихов и т.д.
Таким образом, коллективные, индивидуальные и групповые формы органически сочетаются между собой.
Организация применения внеклассных мероприятий включает несколько этапов:
- Подготовительный (подбор материала).
- Тренировочный (репетиции).
- Заключительный (проведение мероприятия).
В организации важное значение имеет то, какие формы выбраны.
Мы используем то, что доступно детям, то, что вызывает у них неподдельный интерес - это утренники, вечера, концерты, конкурсы, олимпиады, викторины, научно-практические конференции, недели иностранного языка.
Утренники - это, как правило, мероприятие для учащихся 5х-6х классов, которые мы проводим в дневное время после уроков. Тематика проводимых утренников разнообразная: «Our first steps in English» (наши первые шаги в английском), «The ABC» (весёлый алфавит), «My favorite fairy-tales» (мои любимые сказки), «Enjoy English» (английский с удовольствием). (См. Приложение 2)
В подготовке этих праздников неоценимую помощь нам оказывают «творческие группы», которые формируются из старшеклассников. Вместе с детьми они разрабатывают сценарии, разучивают инсценировки, стихи, песни, танцы, подбирают музыку, выпускают стенгазеты. Проводят конкурсы на лучший рисунок, разучивают игры о стране изучаемого языка.
На утреннике короткие красочно-оформлённые номера программы динамично следует один за другим. В их оформлении мы используем костюмы, подготовленные самими учащимися и их родителями. Старшеклассники, как правило, являются ведущими, а порой и участниками этих праздничных представлений. Они исполняют роли «добрых фей, сказочников и многое другое».
Вечера на иностранном языке мы организуем в основном для учащихся старшей ступени обучения. Наиболее распространенные из них:
- тематические вечера;
- вечер интересных встреч, вопросов и ответов;
- вечера, подводящие итог изучению программной темы.
Структура вечера определяется его тематикой и этапом изучения иностранного языка. Так, в 7-х-8-х преобладают вечера, программой которых предусмотрено небольшое сообщение ведущего на изучаемом языке. Ведущими, как правило, являются старшеклассники, а затем проходит концерт художественной самодеятельности, подготовленный детьми. (См. Приложение 1)
В 9-х-11-х классах наиболее популярны вечера, посвящённые стране изучаемого языка, её литературе, искусству, обычаям и традициям. Обязательно выпускаются стенгазеты, поводится конкурс переводчиков, конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок, заочные путешествия по странам изучаемого языка, всевозможные викторины. В этом году были проведены полные творчества и выдумки вечера для 9х классов «Musik and composers of the USA» (музыка и композиторы США). Этот вечер был проведён после изучения темы «Performers». Выступления ведущих наряду с фонозаписями дополнялось исполнением самими учащимися фрагментов из любимых музыкальных произведений. Большой интерес вызвало ток-шоу для 10х классов «British and American Cuisine» (английская и американская кухня). (См. Приложение 3) Учащиеся представляли официантов, владельцев кофе и рестораном, демонстрировали свои рецепты, показывали рекламу. Жюри подвело итог и определило лучшего знатока британской и американской кухни, а также лучшего кулинара. Демонстрация и рассказ сопровождались музыкой и музыкальными паузами. Были исполнены песни «Treat» (by jack Prelutsky), шуточная песня «I like bananas» и другие.
Проведение во внеклассной работе разнообразных и содержательных конкурсов и олимпиад помогают нам активизировать повторение ранее усвоенного материала. Закрепив приобретённые учащимися умения и навыки, мы стараемся сделать изучение предмета привлекательным. Стремление помериться своими силами, проверить знания в соревнованиях с друзьями, ответственность за команду, возможность узнать что-то новое, придают деятельности учащихся осознанно-мотивированный характер. Олимпиада - это серьёзное состязание в знаниях, умениях и навыках. Оно проводится ежегодно и состоит из двух туров: внутришкольного и районного. Наши учащиеся занимают призовые места. Есть участники и областной олимпиады по английскому языку.
На мой взгляд, олимпиада способствует ещё и решению задач профессиональной ориентации школьников.
Для учащихся третьей ступени обучения традиционно проводятся интеллектуальные игры. В прошлом учебном году провели игру «Happy Chance»(счастливый случай) по теме «What do you know about America». Учащиеся продемонстрировали глубокие знания в области страноведения, культуры и искусства.
Недели иностранного языка стали неотъемлемой составной частью внеклассной работы нашей школы. Они представляют собой синтез отдельных внеурочных мероприятий, объединённых единой целью формирования познавательных интересов, повышение общеобразовательного уровня, развитие творческой активности учащихся. Мы проводим их в конце 3 четверти или в начале 4 четверти, т.е. обычно неделя иностранного языка совпадает с практикой студентов. В самом начале, мы знакомим студентов с программой, распределяем обязанности, даём методические советы, проводим консультации и контролируем подготовку. На помощь им приходит творческая группа, созданная из лучших учащихся старших классов. Практически задействованы все классы. Школа обычно украшается плакатами, газетами, рисунками, помещаются лучшие сочинения, переводы. Иногда готовим таблички на каждый кабинет на немецком, английском языках. Пишем объявления и программу тоже на двух языках. Всё это помещаем на обозреваемое место. Неделя иностранного языка - это настоящий праздник для учащихся, который они любят и ждут.
Научно-практические конференции - это ещё один этап проведения внеклассных мероприятий. За последние годы наши учащиеся подготовили такие интересные проекты как «Why do you learn English?» (Почему ты учишь английский?), «Spoken Etiquette in English and Russian» (речевой этикет в английском и русском языках). «Словообразовательные модели в русском и английском языках», «По улицам Каинска и Лондона». Все эти работы заняли призовые места на районных научно-практических конференциях.
Из-за большой загружённости учитель не всегда имеет возможность провести вне урока всё то, что хотел бы, но благодаря тесному сотрудничеству учителей иностранных языков и студентов ФИЯ КФНГПУ нам удаётся сделать многое. Хочется назвать ещё ряд мероприятий, которые традиционно проводятся в нашей школе и оставляют неизгладимый след в памяти детей.
- «The club of Jolly and Clever»-КВН.
- Конкурс стихов «Who is the author of this poem?»
- Конкурс «Занимательная грамматика».
- Компьютерные зарисовки «Путешествие по Лондону».
- Телемост «Россия-Вашингтон».
- Игра «Звёздный час».
- Игровой час «Studying with fun».
Рисунки представлены в Приложении 4.