Образовательная цель:
- обобщить, систематизировать изученное на предыдущих уроках;
- проконтролировать степень усвоения ЗУН по этим темам.
Воспитательные задачи:
- показать, что изученные понятия возникли из практических потребностей людей;
- формирование внимания, аккуратности, самоконтроля;
- формирование трудолюбия и самостоятельности.
Развивающие задачи:
- развитие речи
- развитие мыслительной деятельности: умение анализировать, обобщать.
К уроку:
1) таблицы с формулами нахождения расстояния, скорости, времени, периметра, площади прямоугольника, квадрата, с изображением прямоугольного параллелепипеда, куба с формулами для нахождения площади полной поверхности этих многогранников (рис.1, рис.2).
2) кодоскоп
3) слайды для устной работы: слайд 1, слайд 2, слайд 3, слайд 4
4) индивидуальные доски, губки, мелки для индивидуальной работы
5) слайд 5 для проверки практической работы, листочки для ее выполнения (2шт.)
6) слайд 6 для проверки математического диктанта
Подготовительная работа:
На доске сделать запись:
- 1га= _______м 2,
- 1га= _______м2,
- 1га= _______а;
2) подготовить слайд с изображением яхты, чтобы закрепить свойства площадей и формулу площади треугольника
3) подготовить слайды для устной работы задания 2), 3), 7)
4) подготовить слайды для проверки практической работы и математического диктанта
5) четыре карточки с текстами задач (задача 1, задача 2, задача 3, задача 4)
I Оргмомент. Сегодня на уроке мы повторим ранее изученный материал по темам: "Формулы. Площади. Единицы измерения площади". Полученные знания будем применять на практике.
II Устно. Фронтальная беседа:
1) У яхты два паруса - грот и стаксель. Оба паруса имеют форму прямоугольного треугольника. У грота катеты равны 5м и 4м, а у стакселя катеты имеют длину 2м и 4м. Сколько квадратных метров парусины требуется для изготовления этих парусов?
Слайд №1
Слайд №2
3) Пол покрасили масляной краской. На каждый квадратный метр пошло 100г краски. Сколько понадобиться краски, если длина комнаты 6м, а ширина 5м? Результат выразите в килограммах.
Длина - 6м
Ширина - 5м
На 1м2 - 100г
Площадь - ?м2
Слайд №3
4) Что называется гектаром? Что называется аром?
1га= _______м2
1а= _______м2
1га= _______а
5) Как называется многогранник? Как называется фигура, которая является гранью прямоугольного параллелепипеда? Сколько граней, ребер и вершин у прямоугольного параллелепипеда? Что вы знаете о противоположных гранях прямоугольного параллелепипеда? Что вы знаете о площадях противоположных граней прямоугольного параллелепипеда? Что находят по формуле S=(ab+bc+ac) *2? Как называются ребра а, b, c? Рис. 1.
Рис. 1.
6) Как называется многогранник? Как называется фигура, которая является гранью куба?
Сколько граней у куба? Что вы знаете про ребра куба? Что находят по формуле S=a2*6?
7) Урожайность клубники (с 1 м2 ) - 6кг
Площадь - 3м2
Урожай клубники - ? кг
Слайд № 4
III Индивидуальная работа. Учащиеся на индивидуальных досках пишут мелками и показывают свой ответ учителю.
Выразите в квадратных метрах:
- 7а;
- 67а28м2;
- 73га500м2;
- 1800дм2.
Выразите в арах:
- 5га;
- 30га12а;
- 1000 м2;
- 37000 м2.
Выразите в гектарах:
- 8400000 м2;
- 7км2;
- 57000а.
IV Практическая работа.
Постройте прямоугольник, длина которого 4 см, ширина 3 см. Найдите периметр и площадь прямоугольника.
Начертите квадрат, сторона которого равна 2см. Найдите периметр и площадь квадрата.
Проверка практической работы: слайд 5(предварительная проверка учащимися).
Вариант №1
P=(a+b)*2=(4+3)*2=14(см). Вариант №2
S=a*b=4*3=12(см2). P=4a=2*4=8(см).
S=a2=2*2=4(см2).
Слайд №5
V Математический диктант.
Вариант №1
- Какое расстояние пройдёт лодка за 3ч, если её скорость равна 10км/ч?
- За сколько времени бегун преодолеет 72м, если его скорость 8м/с?
- С какой скоростью бежит лыжник, если за 4ч он прошёл 44км?
Вариант №2
- С какой скоростью едет автомобиль, если за 4ч он проехал 40км?
- Какой путь проедет велосипедист за 2ч, если его скорость равна 17км/ч?
- Гусеница ползёт 20см/мин. Сколько минут ей потребуется проползти путь длинной в 1м?
- Проверка математического диктанта: слайд 6(предварительная проверка учащимися).
Вариант №1
- S=vt=10*3=30(км).
- t=S:v=72:8=9(с).
- v=S:t=44:4=11(км/ч).
Вариант №2
- v=S:t=400:4=100(км/ч).
- S=vt=17*2=34(км).
- t=S:v=100:20=5(мин).
Слайд №6
VI Решение задач вариативного типа. Пока ученики решают задачи 1)-4) учитель проверяет практическую работу и математический диктант, собрав листочки, на которых выполнялись эти работы.
Задача 1. Длина участка земли прямоугольной формы 800м, и она в 2 раза больше ширины. Чему равна площадь этого участка? Результат выразить в гектарах.
- Длина - 800м, в 2 раза больше ширины
- Ширина - ?м
- Площадь - ?га
Решение.
800:2=400(м) - ширина участка.
800*400=320000(м2) - площадь участка.
320000м2=32га
Ответ: 32га.
Задача 2. Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 4см, 3см, 5см. Найдите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.
- а=4см
- b=3см
- с=5см
- S - ?см2
Решение.
S=(ab+bc+ac)*2=(4*3+3*5+4*5)*2=94(см2).
Ответ:94 см2.
Задача 3. Найдите площадь поверхности куба, если ребро куба 3дм.
а=3дм
S - ?дм2
Решение.
S=a2*6=32*6=9*6=54(дм2).
Ответ: 54 дм2.
Задача 4. Ширина прямоугольника 23см. На сколько увеличится площадь этого прямоугольника, если его длину увеличить на 3см?
Решение.
Х см - длина прямоугольника до увеличения.
23х см2 - площадь прямоугольника до увеличения.
Х+3 см - длина прямоугольника после увеличения.
23(х+3) см2 - площадь прямоугольника после увеличения.
23(х+3) - 23х=23х + 69 - 23х=69(дм2) - на столько увеличится площадь прямоугольника.
Ответ: на 69 дм2.
VII Вывод урока. Сообщить результаты практической работы и математического диктанта. Оценка выставляется за две работы.
VIII Домашнее задание №810(1), 813 ,814, 815. Домашнее задание комментируется.