Урок развивающего дифференцированного закрепления с использованием интегральной технологии В.Гузеева по теме "Свойства важнейших классов неорганических соединений с точки зрения ТЭД"

Разделы: Химия


По тематическому планированию с использованием интегральной технологии В. Гузеева по учебнику О. Габриеляна "Химия. 8 класс" на тему «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» отводится 26 часов. Я провожу 2 контрольные работы и 3 урока развивающего дифференцированного закрепления. Разработку одного из этих уроков я и предлагаю. Приведенные задания могут быть использованы на обобщающих уроках, контрольных работах при работе по другим учебникам.

Я работаю в сельской малокомплектной школе, где наполняемость классов 10-12 человек, поэтому на уроках тренинга минимума и развивающего дифференцированного закрепления дети лучше работают не группами, а парами.

Тема урока: Развивающее дифференцированное закрепление по теме «Свойства важнейших классов неорганических соединений с точки зрения ТЭД».

Тип урока: Обобщающий.

Цель урока: На основе экспериментальных опытов закрепить знания о свойствах кислот, оснований, солей в свете ТЭД.

Задачи урока:

1. На примере серной кислоты и гидроксида кальция рассмотреть некоторые свойства кислот и оснований.
2. Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту.
3. Закрепить умения написания уравнений в ионном виде.

Ход урока

На столах учащихся неподписанные стаканы с растворами серной кислоты, гидроксида кальция, универсальный индикатор, бутылочка с фенолфталеином. После повторения правил техники безопасности обращения с кислотами и щелочами.

Задание 1

Половина пар учащихся находит стаканчик с кислотой, остальные- с гидроксидом кальция. Все записывают их ступенчатую диссоциацию, правильность выполнения задания проверяется на доске.

Задание 2

Всем парам учащихся к раствору щелочи добавить фенолфталеин и раствор кислоты. Объяснить результаты опыта, написать уравнение данной реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Пара, сделавшая задание первой, записывает его на доске.

Учитель следит за работой учащихся и по её результатам раздает парам карточки с заданиями минимального, общего и продвинутого уровня сложности.

Задания минимального уровня

1. Составьте уравнения электролитической диссоциации хлорида магния, гидроксида натрия, азотной кислоты.

2.Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакций, протекающих между веществами:

a) FeCl2 + KOH =
b) BaCl2 + H2SO4 =
c) K2CO3 + HCl = 

Задания общего уровня

1. Составьте формулы солей, образованных при реакции с серной кислотой:

а) алюминия;
б) гидроксида калия.

Напишите уравнения диссоциации этих солей.

2. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакций между веществами:

а) серной кислотой и нитратом свинца;
б) нитратом серебра и фосфорной кислотой; карбонатом калия и гидроксидом бария.

Задания продвинутого уровня

1. Составьте формулу высшей кислородсодержащей кислоты, образованной химическим элементом с порядковым номером 24 и её соли, если известно, что при растворении соли в воде, образуется катион лития. Ответ подтвердите уравнениями электролитической диссоциации кислоты и соли.

2. Напишите уравнения тех реакций, которые практически осуществимы. Составьте сокращенные ионные уравнения возможных реакций, протекающих между веществами:

a) K2SO4 u HCl
b) Na2SO4 u CuCl2
c) AgNO3 u CuCl2
d) CuSO4 u KOH
e) K2SO4 u BaCl2
f) Ba(NO3)2 u KCl

По мере выполнения заданий все они с объяснениями проверяются на доске. На следующем уроке предлагается срезовая самостоятельная работа, которая оценивается в парах одинаковыми оценками.