I. Организационный момент
Дети после звонка собираются около доски.
- Сегодня я провожу урок для …
Переставьте слоги в соответствии с цифрами:
лю(1) | тель(4) | бо(2) |
зна(3) | ных(5) |
- Что значит любознательный человек?
- Приглашаю сесть за парты тех детей, кто считает себя любознательным.
II. Расчитывание
1. «Маленький учитель». Сильный ученик слушает чтение другого ученика по игровой таблице «Путешествие».
2. Прочитайте предложение. Что это за предложение? Докажите.
Кит на море романтик. (Предложение-перевертыш).
3. «Читалочка» автор Л.Ф. Климанова (стр. 40).
III. Закрепление изученного
1. Припомните вчерашний урок.
Чтение рассказа по азбуке, стр.95.
Дети читают рассказ «Звери в зоопарке». Учащиеся следят и оценивают чтение товарища.
2. Игра «Пошепчемся»
Кто создал на Руси первый зоопарк? Какие животные там содержались самыми первыми? Что еще помните?
(Царь Иван Грозный; огромные бурые медведи; зверинец расширялся, пополнялся другими животными, в том числе львами, подаренными английской королевой; царь сказал: «Чтобы всякий кому только угодно, мог смотреть их».)
IV. Минутка отдыха
Игра «Трик-трак»
Звуки [з] [з`] обозначаются буквой з?
Звуки [н] [н`] обозначаются буквой нэ?
Буква е вначале слова обозначает звук [э]?
Звук [у] – гласный?
В слове ягуар 2 слога?
Слияние зу твердое?
V. Сообщение темы урока
На уроке мы продолжим разговор о зоопарке, открывать тайны новых слов и еще … . Прежде чем я продолжу поиграем «в прятки».
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.
Отыщи животное, которое спряталось между строк.
В организме ягуара вдруг
Взыграл аппетит, несмотря на испуг.
И еще мы узнаем интересное о змеях.
VI. Изучение нового материала
1. Текст сложный, давайте подготовимся к его чтению.
рас-ска-за-ли
за-ин-те-ре-со-ва-ли
зи-мо-ва-ли
за-пол-за-ли
вы-полз-ли
теп-ле-е
Ан-на И-ва-нов-на
2. Тайну какого слова просят открыть «телегномики»? Что значит зимовать? Правы вы или нет, нам скажет толковый словарь.
3. Чтение текста учителем. Скажите одним словом о ком я прочитала?
4. Чтение учащихся. Читаем, думая, для того, чтобы потом ответить на вопросы.
- Кто рассказал детям о зоопарке?
- О каких зверях рассказала Анна Ивановна?
- О каких рыбах узнали?
- Какие животные особенно заинтересовали детей?
5. Выборочное чтение. Прочитайте, как зимовали змеи? (Змеи любят тепло, чем теплее, тем змея подвижнее).
6. Работа по иллюстрации.
Что показывают змеи?
Почему они показывают язык?
(Невоспитанные дети дразнят друг друга, показывая язык, змеи тоже его показывают, но не для баловства. Таким образом змеи разыскивают добычу. Ощупывать языком дорогу им вовсе не обязательно.
В голове змеи работает целая лаборатория: язык берет пробу воздуха, специальный орган, находящийся в голове, делает анализ этого воздуха, и благодаря этому змея знает куда ползти, где искать добычу.)
7. Прочитайте рассказ вполголоса, подготовьтесь читать вслух без ошибок.
8. Чтение учащихся вслух по цепочке.
9. Пригрел змею на груди. Что это за предложение?
Этот фразеологизм связан вот с чем. В древности жил один человек, он выращивал хлеб. Однажды, перепахивая землю, нашел он замерзшую змею. Пожалел ее, положил за пазуху, на грудь. Змея отогрелась и укусила своего спасителя. «Пригрел змею на груди» - так говорят, когда проявляешь внимание к человеку, заботишься о нем, помогаешь, а он потом отплатит тебе неблагодарностью.
VII. Знакомство с Красной книгой
Змеи приносят пользу людям, уничтожают мелких грызунов, змеиный яд дороже золота, из него делают лекарства. Но несмотря на это почти каждая встреча человека со змеей, не успевшей спрятаться или удрать, заканчивается для животного смертью.
Почему так делают люди? А ведь делают? Вот так, незаметно, по вине человека вымерло 200 видов животных, т.е. мы их никогда не увидим живыми, а многие животные стали очень редко встречаться в природе. Для того, чтобы их сберечь была создана особенная книга, Красная книга. Называется она так потому, что красный цвет – цвет опасности, сигнал тревоги. Животные, занесенные в Красную книгу, охраняются законом! С некоторыми из них мы познакомимся на следующем уроке.
VIII. Минутка отдыха
Сейчас мы отправляемся на рыбалку, но даже маленького вреда не принесем природе потому, что рыбалка «Математическая».
(В аквариуме «плавают» разноцветные фигурки рыб с записанными на них примерами. Дети «ловят» рыб и решают примеры. Пойманная рыбка кладется в ведерко.)
IX. Правила поведения в лесу
Лес – это огромный дом для животных. Отправляясь на рыбалку, за грибами, за ягодами, должны помнить, что мы гости в этом доме. Следовательно, должны соблюдать правила приличного поведения.
Итак, находясь в лесу мы…
Не будем собирать редкие растения.
Не будем срывать цветы для букетов.
Не будем сбивать ногой грибы.
Не будем шуметь в лесу.
Не будем жечь костер.
Не будем приносить вред животным.
X. Итог урока
1. Хорошо – плохо. Что это за слова?
Подбери антонимы к словам:
сила –
смелый –
злая –
разрушать –
чисто –
любить –
2. Зоопарк – это хорошо или плохо?
(Животные в зоопарке живут дольше своих сородичей на воле, это возможность выжить детенышам, оставшимся без родителей, возможность для человека увидеть редкое исчезающее животное. Болит душа, т.к. животные находятся в клетке, а не на воле.)
3. Что узнали? С чем познакомились? Спасибо, вы действительно, любознательны.
XI. Рефлексия
Расскажите, что вы чувствовали на уроке?