Цели урока:
- Формировать у детей интерес к русскому языку;
- Расширить и углубить знания детей;
- Развивать мышление, коллективность выполнения работы, память.
Оборудование: иллюстрации на доску: карта путешествия, корабль "Знаний и внимания", листочки с заданиями, 3 снеговика, сказочные герои, призы для награждения (грамоты, медальки)
Ход урока
1. Организационный момент.
На доске плакат с девизом "Знай, люби родной язык!"
Учитель. Здравствуйте, ребята! Встали красиво, показали свои красивые улыбки своим товарищам, тихонечко садитесь!
Сейчас вы совершите необычное путешествие на корабле знаний и внимания в одну прекрасную страну - Страну Слов, куда мы приглашены самим Русским Языком на бал. Это будет долгий и трудный путь! Вам предстоит преодолеть препятствия, которые вы, конечно же, достойно пройдете! Для этого соберитесь с силами, вспомните, что вы изучали, и приступаем!
Вы поделились на три команды и выбрали командиров. А следить за ходом вашего путешествия будет строгое жюри. (Представление жюри).
2. Закрепление пройденного материала
Учитель. Вы, ребята, отправляетесь в путь. Закройте глаза, расслабьтесь. И представьте, что вы летите, летите.: Но вдруг кто-то встретился вам. Кто же это? И куда принес нас корабль? Оказывается, это сама Снежная королева встречает нас. Она не отпустит нас, пока вы не выполните её задание.
1 задание. Я раздам вам вот таких снеговиков.
Вы должны записать пропущенные буквы, контролеры соберут, а наше уважаемое жюри проверит ваши знания. Кто же правильно и быстро выполнит эту работу?
(Дети выполняют).
Учитель. А теперь Снежная Королева хочет узнать, почему вы поставили буку именно такую? (Объяснения детей).
Учитель. Отлично! Вы справились с заданием Снежной Королевы, и мы отправляемся в путь.
Вы летите - летите, летите:. И тут как тут Баба - Яга.
(фонограмма голоса Б.Я: "Не отпущу вас, пока вы не ответите на мои вопросы. Если ответите - полетите дальше, а не ответите - я вас всех съем! Ха - ха - ха!")
Учитель. Что ж, ребята, придется выполнить задание Бабы - Яги, иначе на бал вам не попасть!
2 задание. Ответить на вопросы викторины. По 3 вопроса каждой команде.
Для I команды:
- В каком слове 40 гласных? (Сорока)
- Какие иена собственные могут принадлежать как мальчику, так и девочке? (Женя, Саша)
- Как называется бурный поток воды, падающий с гор? (Водопад)
Для II команды:
- В каких словах по 100 согласных? (Стол, сток, стог)
- Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя)
- Одинаков ли смысл предложений?
Они обедают в 3 три часа. Они обедают 3 часа.
Для III команды:
- Какое русское слово состоит из 3 - х слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит)
- В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)
- Имена девочек состоят из двух букв А и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Анна, Алла).
Учитель. Молодцы, ребята! Справились с заданием Бабы - Яги! Теперь путь свободен, но прежде чем отправиться в дальнейший путь, предоставим слово нашему жюри.
(Жюри подводят итоги 2 конкурсов).
Учитель. Ребята, какие вы молодцы! Мы отправляемся дольше. Закрываем глаза. Мы летим- летим - летим - и прилетели! Вот она - Страна Слов!
(На доске висит карта этой страны)
Учитель. Но что это? Ворота не открываются, а нам срочно нужно попасть в эту страну. Подождите, здесь какое письмо!
"Ворота этой страны открываются ребусом, который вы должны отгадать."
3 задание. Отгадать ребус, в котором все слова начинаются или заканчиваются буквами с или т. Вам нужно найти каждое слово по его значению и вписать.
Учитель. Я буду читать значения слов, а вы записываете слова на листочках.
- Группа птиц (СТАЯ)
- Большая группа высокая копна сена (СТОГ)
- Предмет для сидения (СТУЛ)
- Команда "Остановись!" (СТОП)
- Средство переправы через реку (МОСТ)
- Твердая корка на снегу (НАСТ)
- Пункт, который охраняет часовой (ПОСТ)
- Длинная палка (ШЕСТ)
Учитель. Ура! Вот и открылись ворота, и мы входим в Страну Слов. Но вот опять преграда - впереди глубокое озеро. Как же нам попасть в замок к Русскому Языку?
А вот как: ко мне выйдут капитаны команд. Не пора ли им поиграть в слова?
4 задание. На листочках нарисован круг, в нем слово КОЛЕСО. Сколько слов можно прочесть, читая по часовой стрелке и против часовой стрелки?
(Слова: око, лес, лесок, сок, сокол, колесо, село, оселок).
Учитель. Какие же вы, умники и умницы! А теперь послушаем наше жюри.
(Жюри подводит итоги последних заданий).
Учитель. По итогам конкурсов пока впереди :. команда. Так держать!
Мы приблизились к замку, где уже идет бал. Нам нужно поторопиться! Но стража не впускает нас в зал, т.к. нужно перед этим выполнить задание самого Русского языка. Какой - то школьник наделал столько ошибок, что даже помощника великого Русского Языка не могли их исправить. Я думаю, и это мы осилим!
5 задание. На листочках записан текст с ошибками. Исправьте их! Ответьте на вопрос, как называется такое письмо? (КАКОГРАФИЯ)
"Дарагые робяты!
Нас заинтирисовали вашы путишествия па стране слов. Мы тожэ любим русский язык и бываем на претставлениях и канцертах в Тиатре близнецов. Напоминайкин - наш харашый друк. Он рассказал нам о вашем классе. На вашем пути мы видили, как активна вы учавствовали в конкурсах. Это нам по душе.
Мы рады видить вас в стране слов. Надиимся, что вам будет интиресно у нас!"
Учитель. Ребята, какие же правила нужно повторить этому школьнику?
Учитель. Молодцы! Вы попали на бал! Сейчас наше уважаемое жюри объявит результаты всех испытаний и определит команду-победителя!
(Подведение и награждение победителей)
Учитель. Отличная работа! Я горжусь вами! Я надеюсь, что вы всегда будете грамотными, хорошо знающими правила великого Русского Языка! Наше путешествие окончено! Всем спасибо!